Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Юрий Николаев о законодательном обеспечении социально-экономического развития регионов Дальнего Востока на «круглом столе» в Нерюнгри | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
27 апреля 2024 года, 08:11 (UTC+9:00) t в Якутске: -3 (09:00)

Юрий Николаев о законодательном обеспечении социально-экономического развития регионов Дальнего Востока на «круглом столе» в Нерюнгри

Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации Юрий Николаев выступил 7 ноября 2015 года на заседании выездного «круглого стола» Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с докладом о законодательном обеспечении вопросов социально-экономического развития регионов Дальнего Востока. Напомним, в работе «круглого стола» в городе Нерюнгри приняли участие председатель Госсобрания (Ил Тумэн) Александр Жирков, вице-спикер парламента Якутии Ольга Балабкина, председатели постоянных комитетов Госсобрания (Ил Тумэн) Василий Местников, Юрий Николаев, Александр Романов, Александр Корякин, народные депутаты республики Сергей Павлов, Виктор Станиловский, Александр Александрович Дудников.
 
Выступая с докладом, Юрий Николаев отметил, что развитие Дальнего Востока является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики. На уровне Российской Федерации для поддержки и развития Дальнего Востока действуют федеральные целевые программы, предусматриваются субсидии, льготы, компенсации, межбюджетные трансферты. Для ускоренного развития макрорегиона в марте 2013 года Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона, в декабре 2014 принят Федеральный закон о территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), в июле 2015 года принят закон о государственно-частном партнёрстве (ГЧП).
 
Среди основных направлений, по которым необходимо совершенствовать законодательств, глава бюджетного Комитета Ил Тумэна назвал государственный протекционизм в вопросах регулирования экономического развития социальной сферы, привлечение трудовых ресурсов, политику в области налогообложения, таможенное регулирование, дифференцированный подход к каждому субъекту Дальнего Востока, с учётом природно-климатических условий, транспортной доступности и уровня социально-экономического развития, разработку нормативных актов с учётом предложений и мнений каждого субъекта и законотворческую деятельность субъектов.
 
«На примере Республики Саха (Якутия) можно отметить, что в целях привлечения инвестиций в экономику региона и реализации крупных инвестиционных проектов существенное внимание парламента республики в 2014-2015 годах было направлено на законодательное регулирование реализации инвестиционных проектов, в том числе на условиях государственно-частного партнёрства и осуществление контроля исполнения законодательства республики. Наряду с федеральным законодательством, на республиканском уровне создана нормативная база, приняты соответствующие законы, предоставляющие преференции и льготы субъектам малого предпринимательства, региональным инвесторам», - сказал Юрий Николаев и добавил, что основными нормативными правовыми актами являются Закон Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2013 года «Об инвестиционной деятельности в Республике Саха (Якутия)» и Закон Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2014 года «Об участии Республики Саха (Якутия) в инфраструктурных проектах государственно-частного партнёрства».
 
Так, в соответствии с республиканским законом «Об инвестиционной деятельности в Республике Саха (Якутия)» субъекты инвестиционной деятельности могут претендовать на получение налоговых льгот по налогу на прибыль, налогу на имущество, транспортному налогу. В соответствии с законом «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» участники региональных инвестиционных проектов получают льготы по налогу на прибыль организаций в первые пять лет - в размере 0 процентов ставки налога, подлежащего зачислению в государственный бюджет республики, и в течение следующих пяти налоговых периодов - в размере 10 процентов. Также в республике налоговая ставка налога на прибыль организаций снижена до 13,5 процента в части сумм налога, подлежащих зачислению в госбюджет Якутии, для ряда налоговых агентов.
 
Юрий Николаев сообщил, что, согласно статистике, на январь-июнь 2015 года в республике действует более 40 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 1 151 малое и среднее предприятие и 39 тысяч зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Доля занятых в малом и среднем бизнесе составляет 8,9% общего числа занятых в экономике. На законодательном уровне формы поддержки, оказываемые субъектам малого и среднего предпринимательства на территории Якутии, установлены Законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)». Кроме того, в рамках республиканской государственной программы «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы» в республике осуществляются такие виды финансовой поддержки как микрозаймы на период от 1 до 3-х лет, инвестиционные займы до 5 млн. руб. сроком до пяти лет не ниже ставки рефинансирования Центробанка РФ, поручительства при получении кредитов в коммерческих банках в объёме до 70% от требуемого обеспечения сроком до 10 лет, субсидирование части затрат предпринимателей, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлечённым в российских кредитных организациях, расширение перечня видов получателей поддержки (производство, речные пассажирские перевозки, бытовые услуги на селе, лекарственное обеспечение в арктических и северных районах) и адресное субсидирование затрат на электрическую и тепловую энергию, потребляемую субъектами малого и среднего предпринимательства в арктических и северных районах.
 
Кроме того, в республике приняты отраслевые законы о поддержке отдельных отраслей хозяйственной деятельности: Законы Республики Саха (Якутия) «О регулировании торговой деятельности в Республике Саха (Якутия)», «О государственной поддержке товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)». На стадии общественного обсуждения находится законопроект «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)».
 
Между тем, Юрий Николаев заметил, что привлечение инвестиций в Дальневосточные регионы имеет ряд ограничений, которые связаны со спецификой природно-климатических условий, удалённостью от крупных российских рынков сбыта, высокими транспортными издержками, значительными энерготарифами, отсутствием развитой инфраструктуры, малочисленностью населения отдельных территорий Дальнего Востока.
 
Докладчик сообщил, что парламент Якутии и Правительство республики активно вносили предложения на федеральный уровень о необходимости внедрения дополнительных мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на территории регионов Дальнего Востока. Так, предложили внести изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», путём разработки и включения дополнительных статей, регулирующих порядок проведения закупок товаров, работ и услуг в условиях Крайнего Севера, отдалённых и труднодоступных районах, предусматривающих обязательства заказчика по предоставлению преференций субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе сельскохозяйственным товаропроизводителям, социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющих деятельность на территории субъекта.
 
Предложено внести изменения в главу 3.3 Налогового кодекса Российской Федерации «Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов» в части упрощения требований к налогоплательщикам – участникам инвестиционных проектов. Юрий Николаев напомнил, что в соответствии со статьей 25.9 Налогового кодекса Российской Федерации, организация, получившая статус участника регионального инвестиционного проекта, должна отвечать установленным требованиям, в частности, иметь в собственности (в аренде на срок не менее чем до 1 января 2024 года) земельный участок, на котором планируется реализация регионального инвестиционного проекта. «К сожалению, в Якутии ни одно предприятие не соответствует данным требованиям. Это проблема не только Якутии, но и всего Дальнего Востока», - подчеркнул Юрий Николаев. Действительно, установление такого длительного срока договора аренды земельного участка существенно снижает круг возможных участников регионального инвестиционного проекта.
 
Кроме того, народный депутат республики рассказал о предложениях по внесению изменений в воздушное законодательство Российской Федерации, направленных, в частности, на расширение и повышение эффективности использования лёгких воздушных судов для коммерческих перевозок пассажиров, почты и грузов и выполнения авиационных работ в целях обеспечения транспортной доступности населённых пунктов, находящихся в труднодоступных и отдалённых местностях; утверждения отдельного механизма субсидирования безальтернативных маршрутов региональных авиаперевозок для труднодоступных регионов России путём субсидирования пассажирского тарифа за счёт средств федерального бюджета и субсидирование внутрисубъектовых авиаперевозок из районных центров Арктической зоны Якутии.
 
«В целом можно сказать, что в настоящее время субъектами Российской Федерации проведена и проводится определённая работа по совершенствованию законодательной базы по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона. Но необходимо отметить, что не все законодательные инициативы субъектов находят поддержку в федеральном центре, многие предложения отклоняются, кладутся в «долгий ящик», хотя они важны как для Дальнего Востока так и Российской Федерации в целом», - сказал Юрий Николаев. В этой связи парламентарий предложил объединить усилия по выполнению поручения Президента Российской Федерации о принятии законодательной базы по особым условиям для развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
 
Пресс-служба Ил Тумэна
 
 
Новости по теме

Опубликовано: 9 ноября, 2015 - 11:33
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице