Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Законопроект о развитии сельского хозяйства в Якутии принят в первом чтении | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
4 мая 2024 года, 04:32 (UTC+9:00) t в Якутске: 6 (09:00)

Законопроект о развитии сельского хозяйства в Якутии принят в первом чтении

Законодательную инициативу Главы Якутии – проект республиканского закона «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)» –  17 декабря 2015 года на двадцатом (очередном) пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) представил первый заместитель председателя Правительства республики Пётр Алексеев.
 
В начале доклада Пётр Алексеев подробно рассказал о причинах, побудивших внести данный проект закона в Ил Тумэн.
 
О причинах инициирования проекта закона о развитии сельского хозяйства в Якутии
 
Прежде всего, законопроект разработан во исполнение Послания Егора Борисова парламенту Якутии от 4 декабря 2014 года. Кроме того, по словам Петра Алексеева, «Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», регламентирующий агропромышленный комплекс России, принятый в 2006 году, в силу своей обобщённости не учитывает специфические реалии жизни якутского села, особенности ведения сельского хозяйства на экстремальных северных широтах в зоне вечной мерзлоты при низкой плотности с ограниченной транспортной и энергетической инфраструктурой». Республиканский закон «О государственном регулировании агропромышленного производства в Республике Саха (Якутия)» принят 13 лет назад, поэтому, по мнению докладчика, «при всех положительных сторонах, в первую очередь, был направлен на решение задач по государственному регулированию  агропромышленного комплекса, предусматривал права, полномочия и обязанности только органов государственной власти». «То есть не был направлен на правовое регулирование взаимоотношений всех участников процесса сельскохозяйственного производства, сельхозтоваропроизводителей, переработчиков и прочих организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти нашей республики. В целом, закон перестал отвечать требованиям и условиям нынешнего времени», - сделал вывод он. При этом отметил, что «село и сельское хозяйство для народа саха и коренных малочисленных народов Севера – это не просто отрасль экономики, а образ существования, передаваемый из поколения в поколение».
 
Проведено широкое обсуждение законопроекта
 
Докладчик отметил, что документ подвергся большому общественному обсуждению. С 28 сентября по 9 ноября текущего года его широко обсуждали во многих сельских поселениях, трудовых коллективах, на площадках общественных организаций. К проекту закона поступило более тысячи поправок и предложений. Также в отношении проекта закона проведена оценка регулирующего воздействия.
 
Проект закона состоит из 22 статей
 
Что касается самого законопроекта, то он состоит из 22 статей. Согласно статье 1 проекта закона, Закон направлен на создание условий для эффективного и устойчивого развития сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия) с учётом особенностей ведения сельскохозяйственного производства в Якутии. Статья 2 регулирует условия для эффективного и устойчивого развития сельского хозяйства. В статье 3 проекта закона закреплены основные понятия, используемые в законопроекте.
 
Одной из основополагающих статей Пётр Алексеев назвал статью 4, которая закрепляет восемь особенностей ведения сельскохозяйственного производства в Якутии. В частности, названы такие особенности, как производство сельскохозяйственной продукции на неблагоприятных для такого производства территориях, высокий уровень дифференциации агроклиматических зон, рискованное ведение земледелия в условиях вечной мерзлоты и короткого вегетационного периода, сохранение исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, традиционное ведение скотоводства, табунного коневодства, северного домашнего оленеводства и другие.
 
В статье 5 обозначены субъекты и объекты деятельности в сельском хозяйстве республики. Докладчик сообщил, что к субъектам деятельности в сельском хозяйстве отнесены сельхозтоваропроизводители, заготовительные организации и организации, имеющие мобилизационные задания в части производства пищевых продуктов. Он подчеркнул, что деятельность личных подсобных хозяйств граждан как отдельных категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей регулируется настоящим законом, Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве» и республиканским законом «О личном подсобном хозяйстве граждан в Республике Саха (Якутия)». В законопроекте также приведены 16 объектов деятельности в сельском хозяйстве Якутии.
 
В статье 6 указаны полномочия органов государственной власти республики в области развития сельского хозяйства: Государственного Собрания (Ил Тумэн), Главы Якутии, Правительства республики, ответственных исполнителей государственной программы в области развития сельского хозяйства, под которыми инициаторы подразумевают, по словам Петра Алексеева, министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Якутии и Госкомитет по делам Арктики. В статье 7 законопроекта предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в области развития сельского хозяйства. «Мы постарались максимально определить права и полномочия органов МСУ республики, насколько позволяет правовое поле», - отметил он.
 
«Статьи 8-10 законопроекта посвящены вопросам оказания государственной поддержки развития сельского хозяйства, в том числе, путём реализации соответствующей Государственной программы в области сельского хозяйства. Указаны принципы, направления и меры государственной поддержки, Данные статьи разработаны, исходя из посыла, что средства господдержки должны использоваться максимально эффективно, при этом должна быть равная ответственность субъектов деятельности в сельском хозяйстве в случае нарушения условий оказания государственной поддержки», - сообщил докладчик. Напомним, среди мер государственной поддержки в проекте закона названы финансовое обеспечение (возмещение) части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на производство сельскохозяйственной продукции, обновление основных средств из числа объектов деятельности в сельском хозяйстве, соответствующих схеме размещения производственных объектов сельского хозяйства республики; осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности, относящиеся к объектам деятельности в сельском хозяйстве; предоставление льгот субъектам деятельности в сельском хозяйстве по налогам и сборам, подлежащим зачислению в государственный бюджет республики; предоставление государственных гарантий Якутии субъектам деятельности в сельском хозяйстве в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; предоставление льгот по аренде государственного имущества; финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей и предоставление государственных преференций в соответствии с действующим законодательством и т.д. Пётр Алексеев сообщил, что согласно статье 10, государственная поддержка предоставляется при условии включения субъектов в Реестр субъектов деятельности в сельском хозяйстве.
 
Также докладчик остановился на статье 11, регулирующей систему заготовки, переработки и реализации сельскохозяйственной и промысловой продукции. Он сообщил, что в целях упорядочения участников системы заготовки, переработки и реализации сельхозпродукции вводятся такие термины как «сдатчики сельскохозяйственной и промысловой продукции», «заготовительные организации», «сельскохозяйственные потребительские сбытовые кооперативы», «управляющие сельскохозяйственным рынком». «Заготовительные организации предлагается определить либо ответственными исполнителями государственной программы в области развития сельского хозяйства либо органами местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства», - отметил первый вице-премьер Правительства республики. Также законопроектом вводится понятие «заготовительная цена на сельскохозяйственную и промысловую продукции». При этом методику формирования рекомендуемой минимальной заготовительной цены предлагается утверждать ответственными исполнителями государственной программы в области развития сельского хозяйства.  
 
По мнению Петра Алексеева, сельхозтоваропроизводители могут добиться повышения товарности только при условии соблюдения технологий ведения сельхозпроизводства. «В этом им должны помочь созданные государственные учреждения в области животноводства и селекционно-племенного дела, ветеринарии, земледелия и мелиорации. Статьёй 15 предусмотрено научное обеспечение сельского хозяйства, в статье 16 – кадровое обеспечение отрасли. В статье 18 регулировано участие некоммерческих организаций в развитии сельского хозяйства. Статья 19 законопроекта посвящена эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения и земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населённых пунктах. Согласно статье 22 проекта закона, закон вступит в силу с 1 января 2017 года.
 
Вопросы к докладчику задали девять народных депутатов республики, в обсуждении участвовали четырнадцать парламентариев
 
Вопросы к докладчику задали девять народных депутатов республики. Так, Александр Ноговицын уточнился, будет ли предусматриваться государственная поддержка частным физическим лицам (личным подсобным хозяйствам), и получил ответ, что господдержка оказывается при условии включения в Реестр субъектов деятельности в сельском хозяйстве, а Реестр, по словам Петра Алексеева, не ограничивает государственную поддержку в отношении личных подсобных хозяйств. На отсутствие понятия «подсобное хозяйство-предприятие» обратила внимание парламентарий Гульсум Бейсембаева, на что докладчик ответил, что предложение будет рассмотрено в рамках рассмотрения законопроекта в режиме второго чтения.
 
Народный депутат республики Антонина Григорьева подняла вопрос включения в законопроект положений об охотничьем собаководстве, о развитии аквакультуры и пушного звероводства с учётом особенностей Якутии. Также задала вопрос о развитии системы сельскохозяйственного страхования и внесла предложение об указании в животноводстве подотраслей. «Например, не указана отрасль развития растениеводства, элитного семеноводства. Также можно конкретизировать понятие «животноводство» - племенное, мясное, молочное животноводство», - отметила она и добавила, что отдельного уточнения требуют редкие породы, например, в коневодстве можно было бы отдельно указать такую редкую породу лошадей как, к примеру, «мегежекская лошадь». По статье, регулирующей научное обеспечение отрасли, предложила закрепить понятие «разработка новых видов продукции». Кроме того, Антонина Григорьева внесла предложение закрепить в статье 20 «Развитие сельских территорий» развитие и сохранение сети агропрофилированных школ и среднего профессионального образования в сельской местности.
 
Народный депутат Владимир Фёдоров поинтересовался, не противоречит ли проект закона федеральному законодательству, на что докладчик пояснил, что разработчики не ставили целью дублировать положения федерального законодательства. Отвечая на вопрос народного депутата республики Семёна Иванова, докладчик пояснил, что организациями, имеющими мобилизационные задания и заказы в части производства пищевых продуктов, являются организации, занимающиеся хлебопечением.
 
Парламентарий Якутии Василий Тимофеев высказал замечание, что, несмотря на то, что в законопроекте уделено большое внимание системе заготовки сельхозпродукции, нет положений, регламентирующих рыночные отношения. «Необходимо, чтобы производитель получал субсидии из бюджета напрямую, в обход заготовителей, если есть рынок сбыта и позволяет логистика», - сказал он. Народный депутат выразил сомнение, не будет ли заготовитель-монополист скупать продукцию у сельхозпроизводителей и продавать его дальше по рыночной цене. В этой связи предложил продумать работающие рыночные механизмы. Кроме того, он высказал мнение, что предложенных трёх видов привлечения инвестиций на развитие отрасли явно недостаточно. Пётр Алексеев предложил народному депутату самому предложить виды инвестиционной поддержки сельского хозяйства и внести поправки в рамках подготовки проекта закона во втором чтении.
 
Предложения Василия Тимофеева поддержал народный депутат республики Иван Шамаев. Народного депутата волнует, что ранее Ил Тумэн чётко утверждал размер закупочной цены, а согласно новому проекту закона, «методика формирования рекомендуемой минимальной заготовительной цены на сельскохозяйственную и промысловую продукцию утверждается ответственными исполнителями государственной программы в области развития сельского хозяйства».
 
Вице-спикер Ил Тумэна Виктор Губарев поинтересовался, учитывался ли при разработке законопроекта опыт других регионов России и зарубежных стран. Также он напомнил, что через три года в полной мере будут действовать требования и стандарты Всемирной торговой организации (ВТО). Народный депутат республики Алёна Атласова спросила, как будет измеряться эффективность от оказания государственной поддержки.
 
В ходе обсуждения проекта закона выступили народные депутаты республики Александр Уаров, Владимир Прокопьев, Елена Голомарёва, Владимир Фёдоров, Алексей Филиппов, Василий Тимофеев, Леонид Владимиров, Иван Шамаев, Семён Иванов, Пётр Аммосов, Гаврил Парахин, Виктор Губарев и Анатолий Добрянцев. Парламентарии, в целом, поддержали проект закона, однако отметили, что документ требует основательной работы в режиме второго чтения.
 
Спикер парламента Якутии Александр Жирков напомнил, что в проекте закона названы четыре органа государственной власти республики, ответственные в области разработки и исполнения закона о развитии сельского хозяйства: Государственное Собрание (Ил Тумэн), Глава Якутии, Правительство республики, а также ответственные исполнители государственной программы в области развития сельского хозяйства. Председатель Ил Тумэна предложил чётко расписать, кто назначает ответственных исполнителей, в чём заключаются их функции. Также Александр Жирков обратил внимание, что законопроект будет реализовываться с 1 января 2015 года, при этом столь долгий срок до начала реализации закона аргументируется инициаторами проекта закона «необходимой подготовкой нормативных правовых актов». «Как будете принимать нормативные подзаконные акты под не принятый закон? Подзаконный акт принимается к принятым законам»,- отметил спикер Ил Тумэна.
 
После обсуждения народные депутаты республики приняли проект закона «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)» в первом чтении.
 
Пресс-служба Ил Тумэна 
 
Опубликовано: 17 декабря, 2015 - 22:24
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице