Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Антиалкогольное законодательство Якутии совершенствуется  | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
4 мая 2024 года, 09:42 (UTC+9:00) t в Якутске: 6 (09:00)

Антиалкогольное законодательство Якутии совершенствуется 

Постоянный комитет Госсобрания (Ил Тумэн) Якутии по предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры под руководством Игоря Григорьева 21 февраля провел круглый стол на тему «Региональные аспекты законодательного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

 

В обсуждении актуальной темы приняли участие вице-спикер парламента республики Антонина Григорьева, председатель постоянного комитета парламента по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации Юрий Николаев, народные депутаты республики Вячеслав Макаров, Аркадий Семенов, Виктор Федоров, Павел Ксенофонтов.

 

Также в разговоре участвовали первый заместитель министра предпринимательства, торговли и туризма РС(Я) Ирина Гаргач, старший научный сотрудник СВФУ им. М.К. Аммосова Юрий Жегусов, председатель Объединения частных медицинских клиник и центров Якутии Татьяна Егорова, председатель регионального отделения народной партии «За женщин России» в РС(Я) «Спасем семью – спасем Россию!» Лидия Алексеева, члены экспертного совета при постоянном комитете парламента по предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры, представители министерств и ведомств республики, правоохранительных органов, общественных организаций, учебных заведений.

 

Было отмечено, что в настоящее время на территории республики алкогольную продукцию продают 722 субъекта предпринимательства, в 707 торговых объектах осуществляется розничная торговля алкоголем, а 135 продают алкоголь при оказании услуг общественного питания. 

 

За 2018 год объем продажи алкогольной продукции всех видов в сравнении с 2017 годом вырос в 1,3 раза, в том числе по пиву – в 1,5 раза. В рамках контрольно-надзорной деятельности в 2018 году за нарушение законодательства в области оборота алкогольной продукции к административной ответственности привлечено 24 юридических лица и 7 должностных лиц. 

 

С момента принятия в 2013 году республиканского закона «Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в РС (Я)» произошли реальные изменения в организации торговли алкоголем и ощутимо ограничена доступность к нему. 

 

Почувствовав действенность принимаемых мер на отрезвление жителей, граждане целыми селами стали создавать территории трезвости. Как свидетельствует статистика, принятие закона оказалось эффективной мерой и значительно улучшило социально-демографические показатели в республике. 

 

Это снижение так называемой пьяной преступности, которая ежегодно сокращается на 6-9 %, заболеваемости алкоголизмом и алкогольными психозами, смертности от внешних причин. В том числе идет уменьшение доли мужчин, умерших в трудоспособном возрасте – на 10 %. 

 

«Политика внедрения здорового образа жизни в целом благоприятно отразилась и на молодежи», - прозвучало в докладе старшего научного сотрудника СВФУ Юрия Жегусова. Количество трезвенников среди учащихся старших классов за эти 5 лет выросло на 2,7 раза, среди студентов вузов – почти в 5 раз. 

 

В «трезвых селах» ниже потребление алкоголя в сравнении с общереспубликанскими данными, заметно выше уровень чувства безопасности, довольства благоустройством и развитием села, удовлетворенности своей работой, материальным положением, состоянием здоровья и досугом, а также жители заметно чаще чувствуют себя счастливыми. 

 

Свои данные представила и наркологическая служба республики, в которых отражена как положительная динамика в избавлении от алкоголизма, так и отрицательная. Поэтому выносить однозначные выводы об отрезвлении населения сложно. Для этого есть много причин.

 

По словам первого заместителя министра предпринимательства, торговли и туризма РС(Я) Ирины Гаргач, одна из причин – несовершенство законодательной базы, которое все еще не позволяет проводить полновесную работу по контролю за оборотом алкогольной продукции. 

 

К примеру, отсутствует полная информация по реализации пива и других пивных напитков. По данным Минпреда, в республике деятельность по этому виду розничной продажи осуществляют 104 магазина и 105 предприятий общепита, в том числе в Якутске – 66 предприятий общепита. Но в государственном реестре они не учитываются, так как не подлежат лицензированию. 

 

Имеются проблемы бутлегерства, распространения контрафактной продукции, также остро стоит вопрос необходимости создания сети медвытрезвителей. Какими они должны быть, под чьим ведомством будут находиться, как будут финансироваться? На эти и многие другие вопросы еще необходимо найти ответы. 

 

Таким образом, совершенствование законодательства в этой сфере остается высоко востребованным и требует комплексных подходов. Председатель Объединения частных медицинских клиник и центров Якутии Татьяна Егорова подчеркнула, что законные основания для того, чтобы полномочия по организации работы медвытрезвителей и по контролю за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции были переданы муниципалитетам, есть. Поэтому необходимо инициировать внесение предложения по передаче этих полномочий муниципалитетам. 

 

Также она озвучила, что Минздрав России подготовил законопроект о повышении возраста продажи алкоголя до 21 года. Законопроект готов к внесению в правительство, однако еще требуется согласовать его с федеральными органами исполнительной власти.

 

Председатель регионального отделения общероссийской политической партии «За женщин России» Лидия Алексеева внесла свои предложения. Они касаются усиления пропаганды семейных ценностей; антиалкогольной работы всех институтов гражданского общества России, обеспечения всемерной государственной поддержки федерального проекта «Трезвая Россия», усовершенствования и развития спортивных и оздоровительных проектов, а также государственного контроля над рекламой в СМИ, подрывающей семейные, общегражданские и государственные ценности. 

 

«Интересы сохранения здоровья нации и обеспечения стабильности развития гражданского общества в России должны быть выше интересов сторонников, лоббирующих увеличение производства и оборота алкогольной продукции», - подчеркнула она.

 

Обсуждая тему круглого стола и прозвучавших докладов, парламентарии и общественники проанализировали проблемы распространения бутлегерства, контрафактной алкогольной продукции, также предложений населения. Это повышение возрастного ценза к покупателям алкоголя до 21 года, продление времени продажи до 22 часов вечера, ужесточение штрафных санкций к нарушителям законодательства в сфере оборота алкогольной продукции. Прозвучало достаточно много предложений и вопросов. 

 

Народный депутат республики Виктор Федоров подчеркнул, что, несмотря на принятые меры, алкоголизм остается одной из серьезнейших российских проблем. 

 

«Как гласит официальная статистика, потребление алкоголя быстро снижается и с 2011 по 2016 годы наблюдается спад с 18,0 до 13,8 литров на человека. Тем не менее, потребление крепкого алкоголя достаточно высоко. Мы руководствуемся ФЗ № 171 о госрегулировании оборота алкогольной продукции, а также законом РС(Я) об ограничении условий, времени и места розничной продажи алкогольной продукции. У нас спор идет бессмысленный – нужны эти ограничения или не нужны. Мы обязаны их вводить», - сказал депутат. 

 

Он напомнил, что есть Концепция реализации государственной политики по снижению масштаба злоупотребления алкогольной продукцией от 2009 года, подписанная Владимиром Путиным, которая также ужесточает требования к обороту слабоалкогольной продукции, предусматривает ответственность за нарушения. 

 

«Сейчас поступают предложения увеличить на 2 часа время продажи алкоголя, разрешить реализацию в магазинах при жилых домах, если торговое место спроектировано при строительстве. Это будет лучше, чем в гаражах торгуют. Поэтому необходимо термин «специализированный» уточнить и проработать. Законодательно отразить, что это должно быть помещение для торговли, а не для гаража», - считает Виктор Федоров. 

 

Он также подчеркнул, что необходимо ввести правила и саму возможность введения моратория на продажу алкогольной продукции: «Например, жители села Намцы выступали за установление «сухого закона», но в улусных центрах запрет на торговлю алкоголем мы пока не вводим». 

 

Парламентарий также говорил о возможности создания муниципального спецподразделения с участием общественности по борьбе за оборотом нелегальной алкогольной продукции, ограничения количества мест по продаже: «В городе есть кварталы, где буквально на каждом шагу такие магазины. Где пусто, где густо. Регулирование какое-то должно быть». 

 

Виктор Федоров считает, что должна быть разработана и принята госпрограмма по борьбе с алкоголизмом: «В комплексе все должно решаться. Борьба с алкоголизмом – это и спорт, и библиотеки, читальные залы, культурно-досуговые учреждения и многое другое. По этому вопросу нами направлено письмо председателю правительства Владимиру Солодову». 

 

Он также сообщил, что депутаты обратились в НВК «Саха» с предложением транслировать лекции К.Г. Башарина о вреде алкоголя. 

 

«Нужно также вернуть муниципалитетам полномочия по выдаче лицензий. В позапрошлом году отобрали, и это было неправильное политическое решение. Этим мы лишили органы местного самоуправления доходов. Кроме этого, на местах ведь виднее, кому давать лицензии, а кому нет», - резюмировал народный избранник. 

 

Дополнил коллегу народный депутат республики Аркадий Семенов. Он заметил, что по действующему законодательству алкоголь можно продавать в стационарных помещениях площадью не менее 50 кв.м. 

 

«Зачастую вся площадь торговой точки имеет такие размеры. Необходимо внести уточнения и разделить стационарное помещение от складского», - высказался Аркадий Анатольевич. 

 

Самый известный трезвенник республики, сформулировавший закон о трезвости – профессор, доктор медицинских наук Карл Башарин предложил полностью запретить рекламу алкоголя и проводить антиалкогольную информационную работу в первую очередь во властных структурах.

 

Заместитель председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Антонина Григорьева, поблагодарив всех за участие в обсуждении актуальной темы, подчеркнула, что органы законодательной власти должны уделять особое внимание подготовке и реализации мер противодействия незаконному обороту алкогольной продукции. 

 

Вице-спикер парламента отметила, что с 2013 года произошли позитивные изменения. Но, тем не менее, необходимы меры по доработке нормативной правовой базы и терминологии в имеющемся законе, следует вести работу в части предложений об увеличении возрастного ценза при продаже алкоголя, ужесточении мер к бутлегерству. 

 

В частности, Антонина Григорьева подчеркнула, что вопрос о возможности или невозможности продления времени продажи алкогольной продукции до 22.00 часов требует тщательного изучения, и только после широкого обсуждения с гражданским обществом, экспертным сообществом должны быть приняты определенные меры.

 

Помимо этого, Антонина Григорьева высказала свое согласие с тем, что пропаганда трезвости в СМИ должна проводиться намного лучше и активно, пропагандисты ЗОЖ и их энтузиастская деятельность достойны поддержки, и что в медвытрезвителях должны работать подготовленные специалисты, а сами учреждения содержаться за счет государства. 

 

На ее вопрос о причинах возникновения предложения о продлении времени продажи алкоголя до 22 часов, председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Игорь Григорьев уточнил, что это вносят предприниматели в целях противодействия бутлегерству и продажи контрафактной продукции. 

 

Также вице-спикер парламента уточнилась о наличии контроля со стороны Минздрава за оборотом медицинского спирта в аптечной сети. Представитель регионального ведомства ответил, что эти полномочия возложены на федеральный орган.

 

В завершение круглого стола участники приняли рекомендации в адрес правительству Якутии, куда были включены предложения по усовершенствованию лицензионных требований для организаций общественного питания, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг; разработать план мероприятий («дорожную карту») по совершенствованию правового регулирования и усилению контроля за оборотом алкогольной продукции; проработать вопрос о наделении органов местного самоуправления полномочиями по выдаче государственных лицензий на право реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции и многие другие. 

 

Пресс-служба Ил Тумэна

 

Опубликовано: 22 февраля, 2019 - 09:11
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице