На прошлой неделе председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Антонина Григорьева приняла участие в работе «круглого стола» на тему «Подготовка научно-педагогических кадров: проблемы и пути совершенствования», проведенный Комитетом по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Ведущий дискуссии был председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов.
На «круглом столе» были рассмотрены вопросы, относящиеся к третьему уровню высшего образования – аспирантуре. В дискуссии приняли участие и выступили заместитель министра образования и науки Российской Федерации Людмила Огородова, руководители департаментов министерств здравоохранения, обороны, культуры; депутаты Государственной Думы, представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ректорского корпуса и научно-педагогического сообщества.
Участники «круглого стола» обсудили важный вопрос по подготовке научных кадров в Российской Федерации.
В соответствии с пп. «б» п. 2 части 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», аспирантура относится к образовательным программам высшего образования. При этом аспирантура заявлена как программа подготовки научно-педагогических кадров.
В соответствии с пунктом 5 части 7 статьи 60 ФЗ № 273, лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, выдаётся диплом. В соответствии с частью 9 статьи 60 ФЗ № 273, выпускникам аспирантуры, защитившим в установленном законодательством Российской Федерации порядке научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание учёной степени кандидата наук, присваивается учёная степень кандидата наук по соответствующей специальности научных работников и выдаётся диплом кандидата наук. Таким образом, аспирантура является уровнем высшего образования и напрямую не сопрягается с присвоением учёной степени.
В национальной системе квалификации аспирантура также рассматривается как уровень высшего образования, не сопряжённый с наличием учёной степени. Так, на сегодняшний день 11 обобщенных трудовых функций утверждённых профессиональных стандартов требуют наличия высшего образования уровня аспирантуры, и только в двух из них установлено требование о наличии учёной степени. При этом в одном случае (приказ Минтруда России от 30 сентября 2014 г. № 669н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по надёжности ракетно-космической техники») требование о наличии учёной степени доктора технических наук или доктора физико-математических наук заявлено в требованиях к образованию и обучению дополнительно к программам магистратуры или специалитета, а во втором случае (Приказ Минтруда России от 29 мая 2015 г. № 329н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по оказанию космических услуг на основе использования данных дистанционного зондирования Земли из космоса») наличие учёной степени кандидата технических наук указано дополнительно к аспирантуре в особых требованиях допуска к работе.
Данные примеры наглядно иллюстрируют, что при описании профессиональных квалификаций в профессиональных стандартах не определены однозначно место аспирантуры и связь образования данного уровня с наличием учёной степени.
Работа по подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре будет дополнительно рассмотрена в Комитете по образованию и науке Государственной Думы, а также будут приняты новые поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Сергей Иванов,
старший референт постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций
Опубликовано: 20 декабря, 2016 - 14:13
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
Спасибо!