Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Делегаты I Съезда депутатов наслегов и районов Якутии обсудили вопросы эффективного управления финансами и имуществом | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
2 мая 2024 года, 15:04 (UTC+9:00) t в Якутске: 4 (09:00)

Делегаты I Съезда депутатов наслегов и районов Якутии обсудили вопросы эффективного управления финансами и имуществом

В рамках I Съезда депутатов представительных органов муниципальных образований Якутии 29 марта 2017 года в зале для пленарных заседаний Государственного Собрания (Ил Тумэн) состоялся семинар на тему «Роль и участие представительных органов муниципальных образований Республики Саха (Якутия) в эффективном управлении финансами и имуществом».
 
В работе семинара, проведённого председателем постоянного комитета Ил Тумэна по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации Юрием Николаевым, приняли участие депутат Государственной Думы, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам, председатель подкомитета по межбюджетным отношениям Галина Данчикова, первый заместитель председателя парламента Якутии Анатолий Добрянцев, профессор Новокузнецкого института - филиала Кемеровского государственного университета, вице-президента некоммерческой организации «Ассоциация сибирских и дальневосточных городов» Роальд Бабун, народные депутаты республики, руководители и ответственные работники республиканских министерств и ведомств, делегаты съезда, работники контрольно-счётных органов муниципальных образований, представители средств массовой информации.
 
«Сегодня органы местного самоуправления и республиканской власти достаточно эффективно взаимодействуют, однако совместную работу необходимо выводить на качественно новый уровень, в том числе, по бюджетным взаимоотношениям», – отметил председатель бюджетного комитета парламента Якутии Юрий Николаев. По мнению парламентария, встречи депутатов наслегов и районов с депутатом Государственной Думы и депутатским корпусом регионального парламента, членами Правительства республики, руководством министерств и ведомств, обмен опытом, проводимый на «круглых столах», в том числе на семинаре, дадут позитивный наряд и деловой настрой на дальнейшую работу.
 
На семинаре рассмотрены актуальные вопросы стратегического планирования на муниципальном уровне, эффективного управления муниципальными финансами; взаимодействия представительных, исполнительных и контрольных органов местного самоуправления в бюджетном процессе, взаимодействии контрольных органов с представительными органами по формированию, исполнению и контролю бюджета. Отдельно обсуждены способы повышения эффективности бюджетных расходов, новые возможности по привлечению дополнительного финансирования.
 
Галина Данчикова о новациях при формировании региональных и муниципальных бюджетов
 
Тон разговору задала депутат Государственной Думы Галина Данчикова. Парламентарий ознакомила с новыми подходами формирования бюджетной системы, принятыми на федеральном уровне. Прежде всего, обратила внимание на необходимость принятия качественных бюджетов на муниципальном и региональном уровнях. При этом более пристальное внимание, по мнению депутата, необходимо уделить формированию бюджетов муниципальных образований, потому что местные бюджеты являются первичным звеном и основой стабильности функционирования бюджетной системы. По мнению Данчиковой, нужно максимально реалистично подойти к формированию доходной части местных бюджетов, «не надеясь только на получение дотаций». Депутат также отметила необходимость формирования реестра расходных обязательств.
 
Галина Данчикова напомнила о новации – с текущего года дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ направляются согласно соответствующему подписанному соглашению между Минфином России и руководителем региона о предоставлении дотаций. «Основными условиями соглашения, подписанного между Министерством финансов РФ и субъектами Федерации, получающими дотации из федерального бюджета, являются темпы роста налоговых и неналоговых доходов, повышение инвестиций в основной капитал, создание рабочих мест, проведение и принятие программы по оптимизации и эффективности бюджетных расходов. Эти пункты соглашения обязательны для исполнения. По итогам 2017 года будут подводиться итоги и будут приниматься меры – субъекты РФ, не выполнившие условия, получат уменьшение объёма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2018 году. Возможно, принятие аналогичных соглашений будет распространено и на муниципальные образования республики», – отметила депутат Госдумы.
 
С учётом того, что бюджетный процесс постоянно совершенствуется, законодательство меняется, в своих докладах представители министерств финансово-экономического блока постарались уделить больше внимания практическим советам. Рефреном звучала тема эффективного и прозрачного управления муниципальными финансами, которое является важнейшим условием для достижения стратегических целей социально-экономического развития муниципальных образований.
 
Депутаты наслегов и районов должны принять активное участие в разработке документов стратегического планирования, разрабатываемых на муниципальном уровне
 
Первый заместитель министра экономики республики Майя Данилова призвала депутатов представительных органов муниципальных образований принять активное участие в разработке документов стратегического планирования, разрабатываемых на муниципальном уровне. К таким документам, безусловно, относится Стратегия социально-экономического развития муниципального образования, разрабатываемая по решению представительного органа местного самоуправления. Стратегия, в свою очередь, должна стать основой для разработки Плана реализации стратегии. Докладчик отметила, что данная Стратегия должна быть разработана муниципальными образованиями в срок до 1 января 2019 года. По словам Даниловой, свои Стратегии приняли Усть-Майский, Нюрбинский районы, ГО «город Якутск», дорабатываются Стратегии Сунтарского и Эвено-Бытантайского улусов.
 
«Действующим законодательством предоставлено право представительным органам местного самоуправления принять решение – будет ли муниципалитет принимать Стратегию или будет идти по пути принятия Программы социально-экономического развития. Это решение остаётся за представительными органами местного самоуправления», – сказала она. Для обеспечения бюджетного процесса на муниципальном уровне необходимо принять прогноз социально-экономического развития МО на среднесрочный и долгосрочный период, бюджетный прогноз на долгосрочный период и муниципальную программу. Кроме того, Минэкономики Якутии рекомендует муниципалитетам принять документы территориального планирования и комплексную программу социально-экономического развития муниципального образования.  Также в докладе Майя Данилова остановилась на вопросе бюджетной обеспеченности муниципальных образований и назвала основные направления по увеличению доходов местных бюджетов.
 
Валерий Жондоров: «Общий объём межбюджетных трансфертов из государственного бюджета Якутии местным бюджетам в 2017 году составляет 68 млрд 293 млн рублей»
 
По данным министра финансов Якутии Валерия Жондорова, общий объём межбюджетных трансфертов из государственного бюджета Якутии местным бюджетам в 2017 году составляет 68 млрд 293 млн рублей, в том числе объём Фонда финансовой поддержки муниципальных образований  составил 17 млрд 136 млн рублей. Министр ознакомил с изменениями в бюджетном законодательстве, в частности, пояснил нормы Федерального закона № 23-ФЗ от 15 февраля 2016 года  «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», который регулирует возврат субсидий в случае нарушения получателями условий, установленных при их предоставлении. Мониторинг, проведённый Мифином Якутии, показал, что не всеми муниципалитетами внесены изменения в Положения о бюджетном процессе муниципальных образований.
 
Между тем, в связи со сложившейся в стране экономической ситуацией усилены требования по качественному и эффективному управлению государственными и муниципальными финансами. «В этой связи между Главой республики и Министерством финансов РФ подписано соглашение об условиях предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ из федерального бюджета. Данное соглашение предусматривает целый ряд мер по обеспечению достижения определённых показателей экономического роста в республике. Для достижения установленных показателей в рамках исполнения консолидированного бюджета все муниципальные образования обязаны заключать аналогичные соглашения», – отметил он.    
 
Для эффективного управления муниципальными финансами Валерий Жондоров рекомендовал проводить оценку эффективности налоговых льгот, предоставленных органами местного самоуправления, анализ поступления каждого доходного источника, инвентаризацию заключённых договоров аренды земельных участков и муниципального имущества, претензионно-исковую работу по взысканию задолженности. Кроме того, докладчик предложил провести работу по выявлению неиспользуемых основных фондов и принятию мер по их дальнейшему распоряжению, провести инвентаризацию расходных обязательств для выявления расходов, не связанных с решением вопросов, отнесённых к полномочиям органов местного самоуправления. В срок до 1 июня 2017 года необходимо принять план оптимизации расходов местного бюджета.
 
Опытом взаимодействия представительных, исполнительных и контрольных органов местного самоуправления в бюджетном процессе поделились делегаты Съезда: председатель районного Совета депутатов Хангаласского улуса Борис Протодьяконов и заместитель председателя Совета  депутатов Намского улуса Евдокия Николаева.
 
Муниципальная собственность наряду с местными финансами составляет экономическую основу местного самоуправления
 
Министр имущественных и земельных отношений республики Евгения Григорьева рассказала об управлении муниципальным имуществом. Министр напомнила, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. При этом муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, так как Статья 12 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Как сказано выше, муниципальная собственность наряду с местными финансами составляет экономическую основу местного самоуправления, поэтому вопросы формирования эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью являются приоритетными для муниципальных образований.
 
По данным Евгении Григорьевой за 2016 год и I квартал 2017 года принято 174 решения о безвозмездной передаче объектов государственной собственности республики в муниципальную собственность муниципальным образованиям Якутии, 22 распоряжения о приёме в государственную собственность республики от муниципальных образований. Девять распоряжений Правительства региона касались передачи в федеральную собственность. «Также за 2016 год и I квартал 2017 года в муниципальную собственность передано 225 объектов недвижимости, 92 земельных участка и порядка 1 400 транспортных средств и прочего движимого имущества. Всего в собственность муниципальных образований передано на общую балансовую стоимость 3 млрд. 903 млн. рублей. За этот же период в государственную собственность Республики Саха (Якутия) из муниципальной собственности муниципальных образований принято 33 объекта недвижимости, 23 земельных участка и три транспортных средства, всего на 215,4 млн. рублей», – сообщила министр.
 
Егор Марков: «Контрольно-счётный орган – это самостоятельный орган»
 
Особое место в ходе семинара уделили обсуждению роли контрольно-счётных органов в формировании и принятии муниципальных бюджетов. Председатель Счётной палаты Якутии Егор Марков сообщил, что Счётная палата при осуществлении своей деятельности особое внимание уделяет взаимодействию с контрольно-счётными органами муниципальных образований республики. На сегодняшний день в республике созданы и функционируют 39 муниципальных контрольно-счётных органов во всех муниципальных образованиях на уровне районов и городских округов. Создание, полномочия и статус контрольно-счётных органов регулирует Федеральный закон № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». «При создании контрольно-счётных органов представительный орган муниципальных образований принимает Положение о контрольно-счётном органе. Основным принципом создания этого органа является его организационная и функциональная самостоятельность. Контрольно-счётный орган – это самостоятельный орган, и должен создаваться вне  представительного органа и вне органа местного самоуправления», – подчеркнул он.
 
Доклад председателя Счётной палаты Якутии выступлением об опыте работы контрольно-счётной палаты Нерюнгринского района дополнила председатель Юлия Глиницкая. О взаимодействии контрольных органов с представительными органами по формированию, исполнению и контролю бюджета рассказала председатель контрольно-счётной палаты Мегино-Кангаласского улуса Мария Шипошина.
 
Участники семинара приняли рекомендации 
 
Вопросы об объёме дотаций, направляемых из государственного бюджета республики местным бюджетам, об особенностях формирования доходной части муниципальных бюджетов, об оплате труда освобождённого председателя представительных органов местного самоуправления, о финансировании мероприятий по организации питания учащихся общеобразовательных учреждений и другие вопросы задали делегаты Съезда: председатель Совета депутатов Усть-Алданского улуса Иван Колодезников, депутат Мирнинского районного Совета депутатов, член комиссии по бюджету, налоговой политике, землепользованию, собственности и комиссии по социальным вопросам Надежда Дьяконова, депутат районного Совета депутатов Нюрбинского района Валентина Андреева, депутат Улусного Совета депутатов Чурапчинского улуса, член бюджетной комиссии, по социальной политике Марианна Яковлева, делегат из Вилюйского улуса Никита Матвеев, председатель мандатной комиссии, член комиссии по бюджетно-экономической политике Владимир Тимофеев из Амгинского улуса другие.
 
По результатам мероприятия участники приняли за основу рекомендации муниципальным образованиям. Так, участники семинара рекомендовали приступить в 2017 году к созданию и разработке системы стратегического планирования на муниципальном уровне. Рекомендовано повысить качество управления муниципальными финансами путём проведения совместно с исполнительными органами мероприятий, ориентированных на мобилизацию и наращивание собственной доходной базы; оценки эффективности налоговых льгот предоставляемых органами местного самоуправления; эффективного управления муниципальным имуществом; а также инвентаризации расходных обязательств органов местного самоуправления для выявления расходов, не связанных с решением вопросов, отнесённых федеральным законодательством к полномочиям органов местного самоуправления;
 
Представительным органам муниципальных районов и городских округов рекомендовано для осуществления внешнего независимого муниципального финансового контроля организовать контрольно-счётный орган муниципального образования на правах юридического лица. Представительным органам городских и сельских поселений необходимо рассмотреть вопрос о возможности передачи контрольно-счётному органу муниципального района (улуса) полномочий контрольно-счетного органа поселений по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
 
Председатель бюджетного комитета парламента Якутии Юрий Николаев выдал участникам семинара сертификаты участников.
 
Пресс-служба Ил Тумэна 
Новости по теме

Опубликовано: 29 марта, 2017 - 22:24
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице