Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Феодосия Габышева: Сельская школа – уникальный ресурс для эффективного социально-экономического развития регионов | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
11 мая 2024 года, 17:44 (UTC+9:00) t в Якутске: 1 (21:00)

Феодосия Габышева: Сельская школа – уникальный ресурс для эффективного социально-экономического развития регионов

Народный депутат Якутии, председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева 4 марта 2019 года выступила на расширенном пленуме Центрального совета ООО «Всероссийское педагогическое собрание».

 

Расширенный пленум «Задачи педагогической общественности по реализации Послания Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию» состоялся в Совете Федерации РФ. Мероприятие провели член Комитета СФ Елена Попова и председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова.

 

Якутский парламентарий выступила с докладом на тему «Актуальные вопросы сохранения и развития сельских школ».

 

«Сельская школа – уникальный ресурс для эффективного социально-экономического развития регионов, интегратор человеческих ресурсов. В связи с этим возникает необходимость выстраивания долгосрочной образовательной политики и эффективной системы поддержки сельских территорий с учетом нового пространственного развития России в ближайшем будущем. Есть над чем задуматься и над чем работать», - сказала Феодосия Габышева.

 

Согласно статистике, 26 из 42 тысяч российских школ находятся в сельской местности. В Якутии этот показатель равен более 70%, 63% из них – малокомплектные наслежные школы с малочисленным контингентом от 50 до 108 учащихся, 13 кочевых школ.

 

По словам народного депутата Якутии, многолетний опыт участия в разработке и реализации государственной политики по поддержке и развитию сельских школ позволяет подтвердить внимание органов государственной власти к проблемам сельских школ.

 

«В защиту сельских школ в Якутии действуют уникальные законы «Об учителе», «О государственной поддержке образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах», «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)», «Закон об учебных программах и учебных изданиях для дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций Республики Саха (Якутия)» и другие стратегические нормативные правовые акты. Безусловно, такой комплексный подход способствует созданию более благоприятных условий и качественному ресурсному обеспечению сельских общеобразовательных организаций. Особенно это важно для школ, расположенных вдали от центра», - сказала председатель комитета Ил Тумэна.

 

Она отметила, что в республике продолжают работать программы «Строительство образовательных учреждений в сельской местности», «Обеспечение жильем педагогов северных и арктических улусов», «Льготное ипотечное кредитование молодых учителей в возрасте до 35 лет».

 

«Давайте вспомним социально-экономическую ситуацию страны в начале 2000-х годов, ознаменованную реализацией 4 приоритетных национальных проектов. По своей сути эти проекты стали целостной программой, объявленной Президентом России Владимиром Путиным на среднесрочную перспективу. Как помните, это были проекты «Здоровье», «Жилье», «Развитие агропромышленного комплекса» и «Образование», - сказала Феодосия Габышева.

 

По ее оценке, тогда по всей стране велась интенсивная работа. Например, в Якутии в течение одного только 2007 года удалось добиться принятия 3 республиканских законов, 2 указов президента и ряда других ключевых документов – фундамента качественно новых результатов.

 

«Таким образом, были достигнуты плановые показатели национального проекта. Не ошибусь, если скажу, что многие достижения современной сферы образования были заложены именно этими проектами. На эти годы пришлось глубинное переосмысление представлений о роли общего образования и его качества для развития современного человека. Вся система образования, её нормы, институты и работники оказались в тот период в ситуации динамичных перемен и новых реалий», - подчеркнула якутский парламентарий.

 

С другой стороны, сказала она, это означало, что учитель и директор, школа и регион становились самостоятельными создателями собственного проекта. Впервые принцип инновационности был зафиксирован как системообразующий среди семи направлений приоритетного национального проекта «Образование» («Стимулирование инноваций в сфере образования», «Подключение школ к Интернету», «Поддержка талантливой молодёжи», «Дополнительные выплаты за классное руководство», «Поощрение лучших учителей», «Поставка школьных автобусов в сельскую местность», «Укомплектование школ дотационных регионов учебным оборудованием»).

 

«Мы, якутяне, к запуску нацпроекта внесли ряд предложений по лучшим школам, лучшим учителям, обеспечению автобусами и по одарённым детям. Радует, что наши, созвучные федеральным инициативам идеи, масштабируются в размерах страны, становясь реальными делами для достижения приоритетов социально-экономического развития, определенных в документах стратегического планирования Российской Федерации и Республики Саха (Якутия)», - сообщила Феодосия Габышева.

 

Она добавила, что в 2007-2009 годах проект «Образование» был продолжен Комплексным проектом модернизации образования (КПМО) и введением Федерального государственного образовательного стандарта.

 

А в 2009 году Всероссийским педагогическим собранием было инициировано проведение Года Учителя в России. И 2010 год стал знаковым для всей педагогической общественности страны.

 

«Якутия также активно включилась в это движение: были разработаны нормативные правовые акты по утверждению особых нормативов для класс-комплектов, связанных с малочисленностью классов; по совершенствованию наградной культуры; оформлению земельных участков и жилья педагогов; реализован ряд успешных практик – силами общественности открылись скверы, памятники Учителю; ветеранам педагогического труда, уходящим на заслуженный отдых, производилась единовременная выплата в размере 100 тысяч рублей; действовал международный проект «Учителя Арктики» и т.д», - рассказала народный депутат Якутии.

 

По мере того, как меняется политическая, социально-экономическая ситуация в стране, считает она, меняется и содержание образования и воспитания.

 

Как сообщила парламентарий, на данном этапе много ожиданий связывается с реализацией Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 №204. Возлагаются большие надежды на успешную реализацию национального проекта «Образование», имеющего 10 направлений.

 

«Мы вдохновлены запуском новой программы «Земский учитель», принятием мер по социальной поддержке семей с детьми, обеспечению полного благоустройства и высокоскоростного доступа в Интернет во всех школах, о чем прозвучало в Послании Президента страны 20 февраля», - сказала Феодосия Габышева.

 

Ведь сохранение контингента сельских педагогических работников, развитие кадрового потенциала за счет привлечения молодых специалистов являются ключевой задачей, считает она. Специалиста важно не только привлечь в педагогическую профессию, но и закрепить на рабочем месте.

 

В этом плане программа «Земский учитель» позволит стабилизировать обеспеченность педагогическими кадрами, будет способствовать повышению престижа профессии и статуса учителя.

 

«Однако, на сегодня нельзя считать, что меры государственной поддержки сельских образовательных организаций достаточны. Остаётся немало вопросов, которые следует решать. Только комплексный подход, разработка конкретных эффективных механизмов на местах могут решить данную проблему», - сказала якутский парламентарий.

 

Феодосия Габышева внесла ряд предложений. Во-первых, по ее мнению, нужен федеральный закон о статусе сельской школы.

 

Во-вторых, с учетом региональных, климатогеографических, социокультурных и иных особенностей для гармоничного развития детей в условиях Крайнего Севера и Арктики необходимо рассмотреть вопрос принятия федеральной программы «Дети Арктики». Подобные программы ранее принимались и действовали и на федеральном, и на республиканском уровне.

 

В-третьих, нужно разработать механизмы создания мобильных профессиональных команд педагогов для работы в отдаленных и труднодоступных сельских территориях.

 

В-четвертых, назрела необходимость проведения очередного Всероссийского съезда сельских школ, где необходимо содержательно обсудить сложившуюся в государственной политике ситуацию в отношении развития сельских территорий и, соответственно, сельских школ в Российской Федерации; ответить на вопросы: Какие диспропорции и тенденции сложились в развитии сельских школ в зависимости от территориальной зоны? Какие направления в развитии сельской школы можно определить в ближайшей перспективе?

 

«Дорогие коллеги! Наступил момент, когда мы сообща можем решить важные стратегические вопросы, которые волнуют многих. Вместе мы – сила!», - завершила свое выступление народный депутат Якутии.

 

Пресс-служба Ил Тумэна

Опубликовано: 4 марта, 2019 - 23:19
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице