Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Феодосия Габышева: В Якутии проводится системная работа в области современной образовательной модели арктических регионов | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
5 мая 2024 года, 00:46 (UTC+9:00) t в Якутске: 0 (03:00)

Феодосия Габышева: В Якутии проводится системная работа в области современной образовательной модели арктических регионов

Председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) Якутии по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева 2 июля провела в парламенте пресс-конференцию по вопросам современной образовательной модели арктических регионов.

 

Парламентарий ознакомила журналистов с направлением деятельности в области образования в арктических улусах, которая ведется на региональном и федеральном уровнях. «Сегодня в России принимаются многие стратегические документы по развитию Арктики. Это Концепция стратегии социально-экономического развития Арктической зоны РС (Я) на период до 2030 года, в настоящее время разрабатывается государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». Программы предусматривают комплексный подход к развитию Арктической зоны», - сообщила Феодосия Габышева.

 

Она отметила, что в Арктический совет входят восемь арктических государств (Канада, Дания (включая Гренландию и Фарерские острова), Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и Соединённые Штаты). Шесть международных организаций представляют коренные народы Арктики.

 

«Многие годы мы активно работаем с советом. Напомню, Глава Якутии Айсен Николаев недавно возглавил рабочую группу Государственного совета РФ по вопросам развития Дальнего Востока. По его словам, программа должна объединить мероприятия уже принятых национальных проектов и государственных программ, долгосрочные отраслевые планы ведомств и инфраструктурных компаний, стратегии развития дальневосточных регионов с учётом возрастающей роли Дальнего Востока в экономике России. При этом она должна содержать предметные задачи и измеримые показатели. Среди ключевых направлений – обеспечение опережающей динамики в социальной сфере, развитие экономики и науки. Все это дает нам новые возможности говорить о развитии наших 13 муниципальных образований республики, поэтому по данному направлению ведется системная работа», - сказала парламентарий.

 

Осенью было инициировано предложение от имени Госсобрания (Ил Тумэн) РС (Я) для принятия участия наших представителей из сферы образования на совещании у председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Матвиенко по вопросам образовательной модели арктических регионов.

 

В частности, учитель Верхневилюйской республиканской гимназии им. М.А. Алексеева ставила вопрос о компенсации расходов на коммунальные услуги работникам системы образования. Многие предложения в части малокомплектных школ были услышаны на совещании, и сейчас данный вопрос обсуждается в Госдуме.

 

Феодосия Габышева также добавила, что будут внесены изменения в федеральный закон «Об образовании в РФ» по части понятия малокомплектной школы и самих критериев определения малокомплектности, связанные с отдаленностью, транспортной доступностью, численностью учащихся.

 

По ее словам, по всем образовательным изменениям с научной точки зрения будет заниматься Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия), который был открыт 20 лет тому назад на базе Якутского филиала ИНШ МП РСФСР в 1961 году. Вопрос сохранения Федерального государственного учреждения был поднят во время встречи с министром просвещения Российской Федерации Ольгой Васильевой.

 

Далее председатель постоянного комитета Ил Тумэна рассказала о Международной конференции «Сохранение языков народов мира и развитие языкового разнообразия в киберпространстве: контекст, политика, практика». В Якутске для обсуждения самого широкого спектра вопросов по сохранению и развитию языков собрались представители более 63 стран. Для участия в конференции прибыли советник министра просвещения РФ Андрей Петров, заместитель начальника Управления по укреплению общенационального единства Федерального агентства по делам национальностей Тимур Цыбиков и другие.

 

Республика будет ставить вопросы кочевого образования коренных малочисленных народов в условиях Арктики. Эксперимент проводился в 2005-2006 годах под эгидой ЮНЕСКО, он получил одобрение у международных экспертов, тогда проектом кочевой школы заинтересовались Финляндия, Норвегия, Канада, Монголия, Румыния, Молдавия, Казахстан и др.

 

Отметим, Якутия уже в четвёртый раз становится площадкой для проведения крупнейшей международной конференции по вопросам сохранения языков и культур, составляющих бесценное мировое достижение. Первая конференция в 2008 году была проведена в Якутске с участием 15 стран. Такие же конференции были проведены в 2011 и в 2014 годах. В этом году конференция приурочена к объявленному ООН Году языков коренных народов и 65-летию членства России в ЮНЕСКО.

 

Было разработано семь моделей, связанных с доступностью качественного образования. Научная основа была разработана заслуженным деятелем науки РФ и РС (Я), академиком АН РС (Я) Василием Роббеком. Республика Саха (Якутия) вместе с Ямало-Немецким автономным округом стала инициатором проведения совещания по внедрению данных моделей.

 

Парламентарий напомнила, что закон «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)», принятый в 2008 году, является правовой основой для развития специфической формы обучения детей коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный уклад жизни в кочевых родовых общинах. Обучение детей с их постоянным сезонным пребыванием в местах производственной деятельности родителей в свое время было организовано по инициативе родителей и муниципальных образований. В 90-е годы была открыта первая кочевая школа в Оленекском улусе. В настоящее время действует 11 школ, где обучаются около 112 детей.

 

«Сегодня возникают вопросы по лицензированию образовательных организаций в кочевых условиях. Кроме того, органы пожарного надзора говорят об обеспечении линией непрерывной связи с единой диспетчерской, что невозможно в арктических улусах, где территория обширна и нет постоянного адреса. Сейчас кочевые школы мы обеспечиваем модульными объектами, но теперь возникает вопрос у экологов. В этом отношении Ил Тумэну необходимо дальше работать, чтобы добиться внесения изменений в действующее законодательство», - подчеркнула Феодосия Васильевна.

 

Вместе с тем, она сообщила о запуске проекта «Земский учитель» с 2020 года. «Мною внесено предложение о необходимости рассмотрения вопроса по квотированию, потому что в наших труднодоступных малокомплектных школах мы не сможем открывать сегодня вакансии», - сказала народный депутат республики.

 

В ходе пресс-конференции Феодосия Габышева проинформировала о проведении ІІ Всероссийского съезда учителей родных языков, культуры и литературы и коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, который пройдет в ноябре 2019 года.  

 

По ее словам, на съезде будут подниматься вопросы о роли учителей в отдаленных школах, материально-технической базе учреждений образования, подготовке педагогов, разработке учебников нового поколения, IT-технологиях.

 

В первом съезде, состоявшемся в Санкт-Петербурге в 2017 году, представители Якутии вышли с конкретными предложениями и наработками по внесению изменений в федеральные законы.

 

Феодосия Васильевна говорила о развитии Международной Арктической школы, разработке федеральной целевой программы «Дети Арктики» для сохранения здоровья подрастающего поколения северных и арктических регионов страны. Напомним, соответствующее предложение озвучил председатель Госсобрания (Ил Тумэн) РС (Я) Петр Гоголев на заседании Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации в Якутске.

 

Она также сообщила, что в конце недели состоится круглый стол с участием депутата Госдумы Галины Данчиковой, представителей министерств и ведомств, Общественной палаты республики, где будут рассмотрены вопросы продвижения законодательных инициатив Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) в Госдуме. «Проводится системная работа в области современной образовательной модели арктических регионов и есть над чем работать», - резюмировала парламентарий.

 

Журналисты задали уточняющие вопросы, касающиеся заработной платы учителей, кочевых школ, программы «Дети Арктики» и т.д.

 

Пресс-служба Ил Тумэна

Опубликовано: 2 июля, 2019 - 14:17
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице