Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Обсуждены вопросы реализации представительной, контрольной и законодательной функций регионального парламента | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
5 мая 2024 года, 02:58 (UTC+9:00) t в Якутске: 0 (03:00)

Обсуждены вопросы реализации представительной, контрольной и законодательной функций регионального парламента

Секция «Эффективная реализация представительной, контрольной и законодательной функций регионального парламента» научно-практической конференции «Региональный парламентаризм: истоки и современность», посвященной 25-летию Государственного Собрания (Ил Тумэн), прошла в актовом зале АК «АЛРОСА».

 

Модераторами секции выступили председатель постоянного комитета Ил Тумэна по государственному строительству и законодательству, кандидат политических наук Алексей Еремеев, председатель Конституционного суда Якутии, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист России и Якутии Александр Ким-Кимэн.

 

В работе секции приняли участие народные депутаты республики, ветераны госслужбы, депутаты представительных органов муниципальных образований, представители Управления Минюста России по РС (Я), Прокуратуры Якутии, Общественной палаты республики, Счетной палаты РС (Я), Центральной избирательной комиссии РС (Я), депутаты Якутской городской Думы, профессорско-преподавательский состав и студенты юридического факультета СВФУ, ЯЭПИ, Сельскохозяйственного техникума.

 

Как отметил в начале работы Алексей Еремеев, важным направлением анализа работы якутского парламента является рассмотрение эффективности реализации возложенных на него законодательной, представительной и контрольной функций. Речь шла о конституционных полномочиях высшего законодательного органа республики.

 

Председатель Конституционного суда Якутии Александр Ким-Кимэн рассказал о прошедшем историческом периоде времени, когда в апреле 1990 года был образован Ил Тумэн (правопреемник Верховного Совета XІІ созыва). 27 сентября 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Саха (Якутия), которая дала новый импульс развитию региона. Он подчеркнул, что принятие Декларации позволило Якутии в сложные 90-ые годы сохранить самостоятельность в решении важных экономических и социальных вопросов, заложить крепкий фундамент для реализации долгосрочных стратегических планов и приоритетных задач. «На основе Декларации была принята Конституция Республики Саха (Якутия) и сегодня все органы госвласти реализуют законодательную, исполнительную и судебную функции», - сказал он.

 

Было отмечено, что Республика Саха (Якутия) одна из первых среди субъектов Российской Федерации законодательно урегулировала принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также вопросы разграничения предметов ведения и полномочий, объектов собственности между муниципальными образованиями двух уровней.

 

Одним из спикеров научно-практической конференции стал вице-спикер Ил Тумэна Виктор Губарев. В своем выступлении он отметил, что полноценная реализация контрольной функции парламента – это одно из условий стабильности отношений между ветвями власти в государстве, развития демократии и достижения состояния правового государства.

 

«Необходимо признать, что контроль, осуществляемый законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, как правовой институт развивается медленно, а как функция данного органа - пока недостаточно эффективен на практике. Причиной этого является отсутствие научных критериев, на которые должны опираться региональные законодательные органы при правовом регулировании контроля, осуществляемого указанным органом государственной власти. Следовательно, интерес к данной сфере конституционно-правовых отношений должен проявляться со стороны не только государственных деятелей, но и научного сообщества», - заявил парламентарий.

 

С докладом на тему: «Контрольные полномочия парламента Якутии» выступил председатель Контрольного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) РС (Я) Евгений Перфильев. «Контроль исполнения законодательства позволяет проверять действенность принятых законов, решений с точки зрения интересов народа, общества, государства», - пояснил он.

 

По его словам, значительный опыт правового регулирования института парламентского контроля накоплен и на уровне субъектов Российской Федерации. Более чем в 19 регионах уже приняты законы о парламентском контроле или об отдельных его формах и видах.

 

«Несмотря на значение парламентского контроля, степень его реализации в Российской Федерации и ее субъектах остается низкой, парламентский контроль в России пока не приобрел надлежащего значения. Тем не менее, парламентскому контролю принадлежит важное место в системе контрольных и надзорных правозащитных гарантий. Значимость парламентского контроля определяется, с одной стороны, независимостью законодательной ветви власти, а с другой – представительной природой парламента. В связи с этим роль парламентского контроля особенно велика при расследовании нарушений, ущемляющих права избирателей, а его контрольные функции так же необходимы, как и законотворческие», - убежден председатель Контрольного комитета Ил Тумэна.

 

Судья Конституционного суда республики, кандидат юридических наук Юрий Бацев рассказал о политико-правовых проблемах эффективности парламентской деятельности в субъекте Российской Федерации на примере Республики Саха (Якутия).

 

Председатель Счетной палаты Якутии Егор Макаров ознакомил с деятельностью Счетной палаты РС (Я). Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» заложил основу для единообразного подхода к организации контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и определил общие принципы их деятельности.

 

Во исполнение федерального закона Госсобранием (Ил Тумэн) республики принят республиканский закон «О Счетной палате Республики Саха (Якутия)», согласно которому полномочия по парламентскому финансовому контролю реализуются не Контрольным комитетом Ил Тумэна, а постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля. 

 

Деятельность палаты позволяет выявить системные проблемы, такие как увеличение расходов бюджетов, не подтвержденных обоснованиями, недостаточная сформированность нормативно-правовой базы, выделение значительных финансовых средств в конце года, отсутствие контроля за выполнением работ со стороны государственных заказчиков, нецелевое  использование бюджетных средств. За 7,5 лет Счетной палатой Якутии проведено 523 мероприятий, охвачено 968 объектов, организовано 212 экспертиз, всего рассмотрено 1314 вопросов.

 

Депутат Якутской городской Думы, кандидат юридических наук, доцент Денис Васильев проинформировал об особенностях осуществления полномочий представительного органа местного самоуправления на примере Якутской городской Думы.

 

С докладом на тему «Законотворчество Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) – пути реализации содержания статьи 2 Конституции Российской Федерации» выступил заслуженный юрист Якутии, председатель общественной организации «Ветеранов войны и труда» Вильям Иванов. Он рассказал о статистике принятых законов в динамике по созывам Госсобрания (Ил Тумэн) РС (Я). Так, деятельность Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) пятого созыва под руководством Александра Жиркова в этом направлении признана наиболее результативной по сравнению с предыдущими созывами «как с точки зрения законотворчества, так и с точки зрения эффективности взаимодействия с Правительством и населением республики». Всего принято 824 нормативных правовых акта.

 

Вильям Очирович подчеркнул, что в настоящее время Ил Тумэн держит под особым контролем меры, направленные на повышение доходной части бюджета и эффективности его наполнения, вопросы собственности и экономического развития. Обращаясь к парламентариям, в своем выступлении он попросил обратить внимание на социальную политику.   

 

Доклад о современных перспективах оптимизации региональной законодательной власти как тенденции релевантности парадигме парламентаризма подготовил руководитель Секретариата Конституционного суда РС (Я), кандидат юридических наук, доцент Олег Мироновский. Заведующий кафедрой гражданского права и процесса юридического факультета СВФУ, кандидат юридических наук, доцент Рум Ушницкий раскрыл тему профессионального парламента – каким он должен быть. О некоторых функциях парламентаризма рассказала заведующий кафедрой «Конституционное и муниципальное право» юридического факультета СВФУ, кандидат юридических наук, доцент Альбина Степанова.

 

Также заслушаны выступления председателя Палаты Представителей Госсобрания (Ил Тумэн) РС (Я), народного депутата Верховного Совета ЯАСССР XII созыва, народного депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) I, II созывов Егора Ларионова, доктора юридических наук, профессора-исследователя юридического факультета СВФУ, первого председателя Конституционного суда РС(Я) Дмитрия Миронова, председателя Совета старейшин АКМНС РС(Я) Августы Марфусаловой, преподавателя юридического колледжа СВФУ Иннокентия Корякина, студента 3 курса юридического факультета Дмитрия Федорова.

 

Модератор площадки «Эффективная реализация представительной, контрольной и законодательной функций регионального парламента» Алексей Еремеев согласился со всеми конструктивными предложениями докладчиков и заверил, что ни одно высказанное мнение не останется без внимания.

 

Участники данной секции отметили, что современное состояние развития парламентаризма в России характеризуется значительной активизацией деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти в решении вопросов управления государственными делами, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. При этом немаловажное значение имеют принимаемые в России меры по упрочению и совершенствованию конституционных функций парламентских учреждений, в том числе – функция парламентского контроля.

 

Таким образом, законодательная и представительная функции парламента неразрывно связаны с его контрольной деятельностью, которая особенно продуктивно реализуется депутатским корпусом в сфере обеспечения правопорядка. Народ не только делегирует законодателю установление правовых предписаний в форме законов, но и поручает компетентным субъектам осуществлять парламентский контроль за исполнением и соблюдением законодательства, участвовать в обеспечении конституционного правопорядка на всех уровнях публичной власти в пределах Российской Федерации.

 

Прозвучавшие на площадке предложения были включены в резолюцию, которая вынесена на обсуждение во второй половине дня 26 сентября.

 

В частности, Ил Тумэну рекомендовано продолжить отстаивать конституционные нормы, касающиеся национального статуса,  территориальной целостности Республики Саха (Якутия), совершенствовать федеративные отношения с Российской Федерацией; обеспечить надлежащую защиту государственных языков и языков коренных малочисленных народов Севера, государственной собственности на территории Республики Саха (Якутия); усилить работу по защите конституционных прав человека и гражданина в сфере избирательного законодательства и т.д.

 

Пресс-служба Ил Тумэна

Опубликовано: 26 сентября, 2019 - 16:52
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице