Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Проблемы денежного обращения в Арктике | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
4 мая 2024 года, 00:25 (UTC+9:00) t в Якутске: 1 (03:00)

Проблемы денежного обращения в Арктике

По многочисленным обращениям жителей арктических улусов народный депутат по Арктическому избирательному округу №35 Республики Саха (Якутия), президент Торгово-промышленной палаты Якутии Владимир Членов 20 марта 2015 года провел Круглый стол по проблемам денежного обращения в Арктике.
 
В работе Круглого стола приняли участие представители Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия), Национального Банка РС(Я) ЦБ РФ, Якутского отделения «Сбербанк России», ОАО «Россельхозбанк» в Якутске, АКБ «Алмазэргиэнбанк» ОАО, Управления Федеральной налоговой службы РФ по РС(Я), Отделения Пенсионного фонда РФ в РС(Я), Якутского филиала «Почта России», ОАО «Ростелеком», телекоммуникационной компании «Агтел», Комитета по бюджету,   финансам, налоговой и ценовой политики Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Счетной палаты РС(Я), Минфина, Минэкономики, Минсвязи, Госкомитета по делам Арктики РС (Я), муниципальных образований.  
 
Участники Круглого стола отметили, что в Арктике сложилась тупиковая ситуация с денежным обращением. Муниципальные власти арктических улусов бьют тревогу: система денежного обращения в Арктике находится на грани коллапса. Жителям отдаленных населенных пунктов приходится ездить за наличными деньгами в районные центры, простаивать часами у банкоматов и часто возвращаться ни с чем, когда те не работают или кончается наличность. Если у филиалов «Почты России» наличных средств нет, пенсии на местах выдаются с опозданием.
 
Народный депутат Республики Саха (Якутия)  Владимир Членов цитировал письма из глубинки о некачественном банковском обслуживании и приводил  удручающие факты, с которыми сталкивается сам, бывая в командировках.
Разбираться начали с Абыйского улуса,  его глава Михаил Никулин  сообщил, что в Белой Горе банкомат и терминал  около двух лет  фактически не работали.  В марте нынешнего года их отремонтировали, но наличности терминал снова не принимает. Дополнительный офис Якутского отделения Сбербанка РФ обслуживает юр и физлиц в неудобное для клиентов время. Индивидуальные предприниматели и организации   переведены на он-лайн-обслуживание принудительно, а это их не устраивает. Для выхода из денежного тупика администрация района организовала выдачу зарплаты работникам бюджетных учреждений через  Централизованную бухгалтерию. Другие организации – ГУП «ЖКХ РС(Я)», ОАО «Белогорская  РЭС», Абыйская ЦРБ – выдают пенсию и зарплату работникам через филиал «Почты России». Необеспеченность населенных пунктов и улусного центра терминалами и банкоматами для  внесения денег на оплату счетов, кредитов, перевод средств вызывает у людей возмущение.  Простаивая часами  в сберкассе,  которая работает с 10 до 15 часов,  они тратят не только время, но и здоровье. Чтобы оформить потребительские кредиты, нужно ехать в Якутск, но средств на проезд, который  стоит дороже, чем в Москву, у них нет.
 
По  словам первого заместителя главы Аллаиховского улуса Арисы Суздаловой, жители  поселений могут получить банковские услуги только в Чокурдахе, где в отделении Сбербанка работает один банкомат. Мобильную связь МТС и «Мегафон» обеспечивают с перебоями. Администрация района настаивает на установлении дополнительного банкомата с круглосуточным доступом.
 
В  самом крупном Усть-Янском районе, где проживают семь тысяч  человек, банкоматы  есть только  в Депутатском,  в остальных населенных пунктах из-за отсутствия зданий и охраны  они не предусмотрены. В поселках Усть-Куйга, Нижнеянск, селе Казачье  сберкассы работают неполный день. Из-за постоянных сбоев в работе  Интернета проведение денежных операций во всех арктических улусах сводится к минимуму.  На это жалуются улусные  предприниматели, у  них возникает дефицит средств, который приводит к нехватке муки, сахара и других продуктов питания.
 
Штрафы, пошлины не оплачиваются годами, что ведет  к просрочке платежей в местный и республиканские бюджеты. Информацию от Усть-Янского улуса  подтвердил зампредседателя правления «Алмазэргиэнбанка» Анатолий Табунанов, который сказал, что пени  их превышают во много раз. Чтобы снять с пластиковых карт деньги, жители поселений отправляют ходоков с пин-кодами на попутках в райцентры и всякий раз думают, вернутся ли они  с  ними.
 
В труднодоступные населенные пункты Нижнеколымского улуса, расположенные в 300-400 километрах от Черского, зарплата, пособия  населению отправляются нарочным любым транспортом без сопровождения, сообщает первый заместитель главы администрации Катерина Дмитриева.
 
Приезжая в арктические улусы, народный депутат Якутии Владимир Членов  видит, что  там, где терминалы не работают или их совсем нет, хлеб, молоко, сахар и другие продукты, жители  берут под запись.  Не от хорошей жизни долговые амбарные книги  есть в каждом  магазине. Жизнь в долг вызывает у людей беспокойство и нервозность. В век технологических прорывов откат в прошлое, когда  в России были трудодни и карточки – нонсенс  в высшей степени.
 
О  финансовых проблемах арктических районах  Глава и Правительство республики знают, сказал модератор. Глава Республики Саха (Якутия) Егор Борисов  ставил их перед главой Сбербанка России Германом Грефом. Но в   Якутии банковских структур много, а конкуренция среди них существует только в столице.
 
Замминистра  финансов  Павел Багынанов согласился  с фактами и доводами. 12 марта Минфин Республики Саха (Якутия) сделал запрос в филиалы Якутского отделения Сбербанка, расположенные  в арктических и северных улусах. Они подтвердили, что  проблемы с  наличностью, острой нехваткой банкоматов, большие очереди, неправильные  оформление и  перечисление средств действительно  есть.  В Жиганском, Момском, Оленекском, Эвено-Бытантайском, Верхоянском,  Верхнеколымском улусах они  практически такие же. В Вилюйском улусе деньги сложно обналичить в период распутицы,   в Усть-Майском улусе это  невозможно сделать  в выходные и праздничные дни.
 
– Чтобы улучшить качество жизни населения надо искать выход из сложившейся ситуации, – говорит Павел Багынанов. – Одним из них может  быть пересмотр требований по безналичному расчету и Интернет-обслуживанию.  На Крайнем Севере  с низкой транспортной доступностью  они  должны быть другими, более гибкими.
 
Руководитель Федерального  казначейства Алексей Куклин отметил, что проблемы с денежным обращением есть не только в Арктике, но и там, где нет банковской конкуренции. Сбербанк РФ  нужно  благодарить за его присутствие в Якутии  во всех улусах. Если бы не он, денежный коллапс   обрушил  бы все арктические поселения.
По мнению главного казначея,  безналичные средства является наиболее перспективной формой расчета. «Если вопрос стоит о возвращении на Крайнем Севере наличного обращения, то  функции по контролю нужно возложить  на госорганы власти и законодательно  их утвердить», – заявил он.
Вспоминая о  командировках в  арктические районы, Алексей Валерьевич сказал, что в Чокурдахе он рассчитался в магазине за продукты по пластиковой карте через терминал.  Операция заняла не  более 15 минут, но не  у всех с ходу она может получиться. Поэтому  повышение финансовой грамотности населения  является  решением  одной из проблем.
 
Переложить ответственность за происходящее на кого-нибудь, только не  на себя или представляемую структуру, у нас  получается легко. Модератор «круглого стола»  Владимир Членов не без горечи  вспомнил о Минэкономики, где считают, что за денежное обращение должны отвечать банки. Но они занимаются, если  никто не забыл, извлечением прибыли. Поэтому социальные приоритеты  у них стоят не на первом месте, и думать, как  улучшить жизнь в Заполярье, не их задача. Участвующие в «круглом столе» банкиры высказывались за конкуренцию, которую можно создать с участием Газпромбанка, Россельхозбанка и Алмазэргиэнбанка.
 
Когда ее нет,  к чему это приводит, теперь мы знаем.  Вопрос: если не банки, то кто должен быть заинтересован  в повышении финансовой грамотности населения, которая  помогает  наращивать  прибыль, не  затрагивался. Конечно,  этому  должны  способствовать Интернет- ресурсы, но как они работают в Арктике, повторять  не нужно. Правда, представитель новой телекоммуникационной компании «Агтел» уверяет, что она подключает Интернет  и каналы связи в любой точке, где есть электричество, с помощью нового оборудования, которое стоит 200 тысяч рублей. Насколько оно надежно, должны  сказать специалисты.
 
К сожалению, не ставился вопрос, кто должен координировать по денежному  обращению работу в Арктике, которая пущена  на самотек.  Что  происходит, когда республиканские органы власти перекладывают ответственность на федеральные структуры и за нее не отвечают, жители Заполярья  испытывают каждый день на себе.
 
Заместитель управляющего Нацбанка по РС(Я) ДГУ ЦБ РФ Андрей Гриднев на данный вопрос ответил, что нужна инициатива муниципальных властей:
 – На территории Якутии находится 351 пункт банковского обслуживания,  основную часть  принадлежит  Сбербанку РФ. Осуществляют финансовую деятельность четыре самостоятельных банка с 17 филиалами, включая Сбербанк, у которого 169 подразделений. Мы отслеживаем ситуацию и заинтересованы в том, чтобы финансовая кровеносная система работала  без перебоев.
В Якутии имеется 1379 банкоматов, которые принадлежат различным кредитным организациям, но подавляющее  большинство у Сбербанка. Если говорить о трудностях, которые препятствуют расширению и увеличению доступности банковских услуг, то они есть везде, не только в арктических улусах.
Основная проблема кредитных организаций – неэффективность высоких затрат на  содержание офисов, обеспечение безопасности, работы инкассации и отсутствие подходящих зданий. Сегодня Банк России предъявляет высокие требования к технической оснащенности  своих структур, что тоже  требует больших расходов.
 Там, где население просит открыть дополнительные банковские офисы, сделать это практически невозможно  из-за того, что нет  обустроенных помещений -- одни избушки на курьих ножках. Отсутствие устойчивой связи, в первую очередь, Интернета  приводит к срыву работы.
Что, на наш взгляд, могло бы снять напряженность? Хотя кредитные организации и банки несут ответственность перед обществом и  у Сбербанка РФ есть определенный социальный статус как проводника банковских услуг,  надо понимать, что они  не занимаются благотворительностью. Сегодня желания одной кредитной структуры открыть свое представительство на территории  муниципального образования недостаточно. Нужно, чтобы  этого захотели главы, которые должны подумать, как  сделать привлекательным  для нее свой район. Варианты могут разные, например, льготные ставки по аренде помещений для  открытия офисов. Что касается банкоматов, то все упирается в охрану, и здесь требуется содействие администрации МО, которая бы  могла привлечь  для этого МВД. Выходом из ситуации может быть расширение зон покрытия сети Интернет и  зон банкоматов, тесное взаимодействие с «Почтой России».
 
Владимир Шевелев, управляющий Якутским отделением № 8603 Сбербанка РФ:
– На прошлой неделе  деятельность Сбербанка в Якутии обсуждались на встрече Егора Борисова с Германом Грефом в Москве. У банка есть социальные функции, но  он, как любой коммерческий банк, заинтересован в снижении  неэффективных расходов. Из 167 филиалов банка, имеющихся в республике, порядка 23% находятся в Якутске, Ленске, Мирном, Алдане, Нерюнгри. Оставшиеся 77 % процентов банковских подразделений  расположены в сельской местности, 89% из них работают неэффективно -- с убытками и сверхубытками.  Естественно, стоит вопрос, что с  ними делать.
Если говорит об Арктике, то здесь существует  несколько проблем. Первая связана с отсутствием  вневедомственных охранных организаций, частных служб, которые бы  обеспечивали безопасность наших сотрудников, офисов и банкоматов. Вторая касается требования  нашего регулятора по бесперебойному обслуживанию, а в условиях бездорожья его  невозможно обеспечить. Пополнить денежную наличность, сменить деталь в банкомате села Андрюшкино за 450 км от Черского будет всегда проблематично. Как быть со связью, которая не всегда есть? Потребуются системы сигнализации и наблюдения, а это дополнительная  неэффективная трата денежных средств. Но самое главное  – низкая пропускная способность каналов связи, из-за чего 10% времени банкоматы и терминалы бездействуют.  В арктических районах 30-40% времени занимают сбои в работе программных средств, и это происходит  не по вине банка. Спутниковое обслуживание тоже осуществляется некачественно.
По нашим данным, в прошлом году из удаленных населенных пунктов поступило 157 жалоб от населения на работу Сбербанка, с которыми  мы разобрались полностью. Из-за удаленности ошибки, некорректные зачисления составляют порядка 30%. Они устраняются  по принципу: «здесь и сейчас».  Количество  жалоб на режим работы, очередь в филиалах, качество обслуживания составляет 1,7% от всех обращений. Якутское отделение готово установить банкомат в Белой Горе и других арктических центрах, но для этого нужны условия, а их пока там нет. Планируем в 50 филиалах республики, где есть дороги с твердым покрытием, ввести альтернативное обслуживание клиентов. У транспортных предприятий возьмем в аренду автобусы. Пилотный проект по передвижному обслуживанию клиентов запускается 24 марта.
Мы внедряем проект «Электронная деревня», где 75% операций – плата за кредиты, коммунальные платежи, налоги – будет проводиться с использованием Интернета. Но нам потребуется поддержка интернет-провайдеров и  муниципальных образований в предоставлении помещений, куда могут прийти  жители и сделать перевод денежных средств бесплатно.
 
Виолетта Иванова 

Опубликовано: 27 марта, 2015 - 18:06
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице