Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Устранение межрегиональных различий в области здравоохранения - важнейшая государственная задача | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
4 мая 2024 года, 09:11 (UTC+9:00) t в Якутске: 6 (09:00)

Устранение межрегиональных различий в области здравоохранения - важнейшая государственная задача

В Комитете Совета Федерации по социальной политике состоялось расширенное заседание с участием Министра здравоохранения Российской Федерации Вероники Скворцовой. Вел заседание председатель Комитета СФ Валерий Рязанский.
 
Глава профильного министерства рассказала об основных показателях в области здравоохранения за 2014 год и на предстоящий период, а также ответила на многочисленные вопросы сенаторов. По словам Вероники Скворцовой, в 2014 году в сфере здравоохранения можно выделить три основных направления: повышение эффективности диспансеризации населения, совершенствование медицинской помощи матерям и детям и повышение доступности медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной.
 
На заседании также речь шла об оптимизации системы здравоохранения, поднимались вопросы кадрового обеспечения отрасли, повышения качества оказываемых медицинских услуг, перехода к новым стандартам медицинской помощи, стоимости лекарственных препаратов.
 
По словам Вероники Скворцовой, количество граждан, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь, благодаря ее включению в базовую программу ОМС, также существенно увеличилась: по результатам 2014 года ее получили 715 тысяч человек, в 2013 году – 505 тысяч человек.
 
Глава Министерства сообщила, что объемы оказания бесплатной медицинской помощи в России могут не только не уменьшиться, но и существенно увеличиться при удержании цен на лекарства. Вероника Скворцова отметила, что удержание цен на медикаменты является отдельной задачей антикризисного плана Правительства. В настоящее время отечественные производители лекарств почти на 70 процентов обеспечивают рынок жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами. На 2015 год в перечень таковых включены 608 наименований препаратов, 413 из которых производятся на территории Российской Федерации. Успешные разработки есть и у производителей медицинского оборудования. К примеру, 32 перинатальных центра, строящихся по программе Правительства, будут оснащены преимущественно российскими компаниями. В министерстве считают, что до 60% всего необходимого медицинского оборудования может быть поставлено отечественными производителями.
 
По данным Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения за год рост цен на лекарства из списка жизненно необходимых составил 7,5 процентов.
 
Сенатор Елена Попова затронула реализацию программы «Земский доктор» и предложила вернуться к традиции распределения выпускников медицинских вузов.
 
В связи с этим Валерий Рязанский счел возможным создать программу «Земский фельдшер» по типу программы «Земский доктор» для отдаленных территорий и малых поселений.
 
В рамках заседания было рассмотрено предложение Республики Саха (Якутия) по решению ряда вопросов, связанных со спецификой оказания медицинской помощи в труднодоступных местностях. Члены Комитета считают важным более детально проработать этот вопрос, тем более, что он касается и других субъектов РФ.
 
В феврале этого года Глава Якутии Егор Борисов встретился с вице-премьером правительства РФ Ольгой Голодец, где озвучил позицию республики о необходимости внесения изменений в постановление Правительства России № 462 от 5 мая 2012 года, регламентирующее Порядок распределения субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных ФОМС. На сегодняшний день данные субвенции предоставляются с учетом индекса бюджетных расходов, который выводится согласно Методике распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.  Данный показатель учитывает такие особенности территорий, как транспортная доступность, уровень цен, плотность населения, удорожание жилищно-коммунальных услуг. По данным Минфина России, индекс бюджетных расходов для Якутии на 2015 год составляет 4,4. Однако в вышеуказанном Порядке распределения субвенций ОМС применение индекса бюджетных расходов ограничивается верхним пределом, равным показателю 3,0.  В результате Республика Саха (Якутия) фактически недополучает более чем 4,3 млрд. рублей, что существенно затрудняет обеспечение государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи жителям отдаленных и труднодоступных населенных пунктов. Как заявил Егор Борисов, Якутия настаивает на скорейшем снятии ограничения по индексу бюджетных расходов при распределении субвенций ОМС, все расчеты и обоснования уже представлены.
 
В марте этого года в Якутске состоялся выездной круглый стол Комитета Государственной Думы по охране здоровья на тему «Особенности организации медицинской помощи в условиях низкой плотности населения и ограниченной транспортной доступности на примере Республики Саха (Якутия)» с участием депутотов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей законодательных и исполнительных органов государственной власти Дальневосточного федерального округа.
Была обсуждена ситуация, сложившаяся после принятия ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», в соответствии с которым с 1 января 2015 года не предусматривается содержание больничных коек в круглосуточных стационарах в труднодоступных населенных пунктах. Таким образом, первичную медико-санитарную помощь жители отдаленных сел и поселков теперь могут получить только на уровне районных центров.
 
Выступая с основным докладом на круглом столе в Якутске вице спикер якутского парламента Ольга Балабкина отметила: «Сегодня главная задача органов государственной власти – обеспечить граждан качественной медицинской помощью. В республике для этого есть вся необходимая база. Медицинские кадры готовит медицинский институт Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Параллельно решаются вопросы закрепления медицинских кадров, которые могли бы оказать эту помощь в труднодоступных населенных пунктах. Есть много вариантов. Это и помощь в приобретении жилья, иные формы материального стимулирования для того, чтобы врачи ехали в труднодоступные и отдаленные населенные пункты».
 
«Якутия, так же как Хабаровский край, Красноярский, Томская и Архангельская области и другие регионы имеют общую особенность: малая плотность населения на большой территории. И у них общая проблема: строго расписанные Федерацией медицинские организационные документы. Есть начальный уровень, это первичная медпомощь, есть второй уровень – специализированная, и есть высокотехнологичная помощь, которая осуществляется предприятиями и учреждениями, обладающими большими возможностями. Но представьте себе на секунду населенный пункт в Якутии, в котором есть больница. Здесь можно полежать, подлечиться, сделать элементарную операцию. И вдруг, например, несчастный случай на пилораме. При том запрете, что имеет эта больница на работу с такими травмами, нужны расходы местного бюджета на вертолет. Получается, надо платить живые деньги за несовпадения уровней требований в городских условиях и в условиях, например, Якутии.
 
На чем настаивают парламентарии Якутии и регионов, обладающих этой спецификой? На том, чтобы коэффициенты, которые вводятся в систему расчетов средств на оказание медпомощи, учитывали специфику удаленности и малой плотности населения. Эти коэффициенты в расчетах, по которым страна работает сейчас, учтены, но вопрос в том, регионы считают их недостаточными.
И вторая составляющая этого же вопроса – даже при достаточности средств нет ли каких распорядительных документов нормативно-правовых, которые даже при высокой компетенции больниц запрещают им оказывать те или иные виды помощи? Вот с этим столкнулись как раз Якутия и другие регионы, которые заявляют, что им не дают оказывать специализированную медпомощь в медицинских учреждениях первого уровня. Их проверяют на этот предмет, наказывают штрафами, и в жизни это выглядит таким образом, что молодому человеку с элементарной травмой на пилораме надо лететь за несколько сот километров – в медучреждение, соответствующее уровню травмы. Хотя в населенном пункте возле пилорамы, на первичном уровне, эти услуги в принципе оказываются!» - отмечает председатель Комитета СФ Валерий Рязанский.
 
Спикер парламента Якутии Александр Жирков в интервью российской парламентской газете сказал: «Мы живем и занимаемся хозяйственной деятельностью в не совсем стандартных условиях, федеральное законодательство ориентировано в основном на среднестатистические показатели, в которые Север часто не вписывается. Вот и приходится самим предлагать иные решения, которые для не посвященного кажутся интересными.
 
Десятилетиями, еще с советских времен, создавалась система оказания первичной медицинской помощи населению в малых населенных пунктах, для этого там содержались две-три круглосуточные койки. Новый закон о здравоохранении двумя строками разрушил этот механизм, койки упразднили, запрещено финансирование через систему ОМС. Теперь северному жителю разрешено болеть только легким насморком. Иначе ему придется ехать в райцентр за сотни километров за свой счет и так же возвращаться. Это еще тогда, когда имеется какая-то транспортная схема. Люди, а это зачастую дети, старики, инвалиды, добираются неделями, приходится вызывать санавиацию. Резко снизились медицинские показатели, еще больше усилился отток населения. Мы говорим об освоении Севера, всего Дальневосточного региона, о закреплении кадров, одновременно ликвидируем главные объекты жизнеобеспечения».
 
Работа по устранению межрегиональных различий в области здравоохранения со стороны республики в федеральном центре продолжается.
 
Пресс-служба Ил тумэна

Опубликовано: 27 марта, 2015 - 12:36
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице