Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

В этом году отметят 275-летие со дня становления Иркутско – Якутского почтового тракта | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
4 мая 2024 года, 10:22 (UTC+9:00) t в Якутске: 6 (09:00)

В этом году отметят 275-летие со дня становления Иркутско – Якутского почтового тракта

В Ил Тумэне состоялось рабочее совещание первого заместителя Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Анатолия Добрянцева по 275 – летию со дня становления Иркутско – Якутского почтового тракта в Республике Саха (Якутия).
 
В работе совещания приняли участие доктор исторических наук, профессор Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Павел Казарян, директор Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук Анатолий Алексеев, заведующий сектором истории Якутии Егор Антонов, научный сотрудник ИГИиПМНС СО РАН Екатерина Строгова, старожилы, потомки государевых ямщиков, историки и учёные. 
 
Члены рабочей комиссии рассмотрели план мероприятий, посвященных 275-летию со дня рождения Иркутско-Якутского почтового тракта в Республике Саха (Якутия). В частности, проведение Всероссийской научно-практической конференции «История становления и развития почтовых станций в Российской империи» и издание книги по истории Иркутско-Якутского почтового тракта.
 
Как известно из истории, становление Российской государственности, освоение огромной территории Сибири и Дальнего Востока требовало организации надежной и постоянной связи. А единственным видом связи служил тогда наземный транспорт - ямщицкие кибитки, мчавшиеся по почтовому тракту, перевозя различного вида депеши и людей.
 
Российские правители считали развитие ямщицкого почтового тракта делом государственной важности. 12 ноября 1698 года Великий государь Всея Руси Петр Первый издал Указ о создании Сибирского почтового тракта от Москвы до Якутска.
 
Первый почтарь уехал из Москвы по Сибирскому почтовому тракту 8 января 1699 года. Он вез 28 царских указов воеводам, таможенным головам различных городов Урала, Сибири и только 12 частных писем от купцов, в том числе одно письмо в Якутск.
 
В середине ХVII века Якутия была присоединена к Российскому государству и объявлена «государевой землей». Это имело огромное прогрессивное и историческое значение. В состав России вошла громадная территория с большими природными богатствами: полезными ископаемыми, пушниной, рыбой, лесами и т.п. Якуты, тунгусы, юкагиры и другие народности вступили на путь экономического, политического и культурного сближения с русским народом.
 
Постоянный рост числа русского населения, появление городов, затем и открывавшиеся друг за другом золотые прииски также требовали сообщения с центром. Якутск являлся опорным пунктом в освоении новых земель на Северо-Востоке. Именно по этим основным причинам и начал формироваться естественный маршрут связи с центром.
 
В 1730-1740 гг. предпринимались энергичные меры для организации регулярного почтового сообщения через всю Сибирь, открывались почтовые станции, составлялись расписания движения почты, определяли порядок ее разгона. В результате проведенной работы возникли многочисленные станки на огромном протяжении до Иркутска и далее до Витима и Якутска.
 
По поручению воеводской канцелярии якутский служилый человек Захар Баишев в 1743 г. проложил тракт от Витима до Якутска и учредил на этом отрезке 28 станций, начиная от Якутска: Табагинскую, Уулах-Анскую, Самыртайскую, Тойон-Арынскую, Тит-Арынскую, Синскую, Журинскую, Иситскую, Малыканскую, Саныяхтахскую, Мархинскую, Хаара-Балытскую, Наманинскую, Тустахскую (Солянскую), Хомустахскую, Биринскую. Неленскую, Хара-Тюбинскую, Огонохтохскую, Жедайскую, Жербинскую, Чахыянскую, Мурьинскую, Хабаландинскую, Хамринскую, Березовскую, Песковскую и Витимкую. В каждой из этих станций, за исключением Витимской, стояли тогда только одинокие якутские юрты.
 
С 1784 г. в ведение Якутского округа были переведены 12 станций: Саныяхтахская, Малыканская, Иситская, Журинская, Ой-Муранская, Синская, Батамайская, Тит-Арынская, Тойон-Арынская, Бэстяхская, Уулах-Анская, Табагинская и Якутская городская.
 
Иркутско-Якутский тракт протяженностью 2895 км. действовал круглый год, причем 2400 км. тянулись вдоль берега Лены, а зимой путь прокладывался по льду. Зимняя дорога продолжалась с октября до середины, а иногда и до конца апреля. С мая открывался летний путь. Этот тракт связывал Якутию с большим миром - с центром - с Россией и являлся важной государственной дорогой, по которой ежегодно ездили тысячи людей. Одни - по государственным делам, другие - по делам торговли и промыслов. По нему ехали землепроходцы, торговцы, казачьи отряды, воеводы, а также уголовники, сектанты разного рода (скопцы, духоборы, старообрядцы), ссыльные разных категорий, экспедиции, три поколения русских революционеров и, конечно, возили почту.
 
В первое время к содержанию станков в порядке трудовой повинности привлекалось коренное население - якуты. Но оказалось, что для якутов ямщицкое дело было обременительным, совершенно непривычная работа вызывала недовольство. Езда по зимней дороге, загроможденной часто горами торосов, являлась мучением, это была настоящая пытка как для ямщиков, так и для проезжающих. Поэтому, начиная с 1750 г., все чаще начинает возникать вопрос о заселении Иркутско-Якутского тракта русскими крестьянами. С 1770 г. якутов освободили от подводной повинности и тракт стали заселять русскими крестьянами-переведенцами.
 
Иркутско-Якутский тракт явился единственным в то время «входом» в Якутию, тем самым способствовал усилению торговых и культурных связей окраины с более развитыми районами страны, а также сыграл роль родоначальников коммуникаций на якутской земле.
 
Сегодня только названия многих приленских деревень напоминают нам о том далеком времени, да живут в народе удивительные истории из жизни ямщиков.
 
Каждая станция - это целая история, история со своими особенностями, своими героями, объединенными единой целью - своевременно и исправно возить почту и пассажиров, не считаясь ни со временем, ни с погодой.
 
О ленских ямщиках с большой теплотой писали выдающиеся русские писатели - И.Гончаров, В.Короленко, известные исследователи - Н.Щукин, И.Майнов, Ф.Сафронов и другие. Сегодня во всех отраслях народного хозяйства нашей республики, а то и за ее пределами, трудятся потомки ямщиков. Среди них немало именитых ученых, докторов и кандидатов наук, учителей и руководителей производства, много других тружеников, достойных памяти своих предков.
 
Более двух с половиной веков добросовестно и честно несли службу «государевы ямщики» на Лене. Они сыграли исключительную роль на судьбоносном этапе исторического развития Якутского края.
 
 
 
Пресс-служба Ил Тумэна
  
Опубликовано: 27 января, 2017 - 09:47
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице