Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

В Госдуме поддержаны инициативы Республики Саха (Якутия) по экспертизе учебников для национальных школ и дошкольных образований | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
19 мая 2024 года, 20:43 (UTC+9:00) t в Якутске: 2 (21:00)

В Госдуме поддержаны инициативы Республики Саха (Якутия) по экспертизе учебников для национальных школ и дошкольных образований

Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Антонина Григорьева 30 марта 2018 года приняла участие в работе парламентских слушаний на тему «Законодательная регламентация создания, экспертизы, распространения и использования учебников при реализации основных образовательных программ общего образования», проведенных Комитетом по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.             
    
В работе парламентских слушаний приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, региональных органов законодательной и исполнительной власти, научного и педагогического сообществ, издатели, эксперты и журналисты. Участники парламентских слушаний обсудили проблемы и пути решения вопросов, связанных с написанием учебников, их экспертизой, обеспечением учебниками обучающихся. В числе основных спикеров выступили Геннадий Онищенко, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, Любовь Духанина, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, Павел Зенькович, заместитель министра образования и науки Российской Федерации, Андрей Петров, директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации.
 
Повышение качества и доступности школьных учебников – крайне важная и актуальная задача, поскольку от этого в значительной мере зависит качество образования. Решительных шагов в данном направлении ждут и родители, и педагоги. Об этом заявила заместитель Председателя комитета ГД по образованию и науке Любовь Духанина. В начале своего выступления депутат обратила внимание на тот факт, что в законе об образовании не закреплено понятие школьного учебника. Не определены принципы и условия его создания, не отражены место и роль в образовательном процессе. «Комитет по образованию и науке в своей работе неоднократно затрагивал тему учебников, в том числе электронных, дистанционного образования, изучал вопросы законодательных требования к составу и содержанию ГОС. Сегодня в большинстве своем качество учебников не может быть признано удовлетворительным, – констатировала она. – Многие по-прежнему содержат погрешности в изложении материалов. Крупные общественные организации – Общественная палата, движение «Общероссийский народный фронт (ОНФ) – периодически проводят мониторинг качества содержания учебников, находя большие массивы погрешностей и ошибок. Учителя жалуются на нехватку в ряде учебников базовых заданий, на избыточную наукообразие, ведь важно не только содержание, но и язык изложения материала. К учителям присоединяются родители».
 
Депутат привела в пример рассказ, содержащийся в одном из учебников для 1 класса. «Это рассказ про зайцев. Логика такова, что зайцы собрались обсудить, как им тяжело живется, все их хотят съесть, и пришли к выводу, что «лучше умереть сейчас, чем всю жизнь трястись от страха», и решили утопиться. Бабушка внучки, обнаружившая эту историю, рассказала, что когда у ребенка заболел зуб, девочка в шутку ответила, что «лучше один раз умереть, чем мучатся с зубом». То есть такие вещи сразу же становятся неким мемом, который дети подхватывают», – отметила Духанина.
 
Участники парламентских слушаний пришли к выводу, что раз к качеству современных учебников возникает столько вопросов, значит, существующая многоступенчатая система экспертизы, внешне выглядящая структурно выстроенной, все-таки нуждается в доработке. «Сложившаяся система экспертизы учебников в значительной степени является причиной того общественного напряжения, которое сложилось в настоящее время вокруг качества учебников, их перечня, процедур формирования перечня», – сказала парламентарий.
 
Депутат озвучила ряд конкретных предложений, адресованных как Министерству образования и науки РФ, так и Правительству в целом. Первое – должна быть установлена персональная ответственность как авторов учебников, так и тех, кто дает их на них экспертизу. «И сами тексты экспертиз, на наш взгляд, должны размещаться в открытом доступе, должны быть известны фамилии и должности людей, организаций, которые делают экспертизу. Тогда профессиональное сообщество сможет задать вопросы тем, кто поддержал или, наоборот, не поддержал тот или иной учебник», – считает Духанина.
 
Второе – необходимо законодательно закрепить, что учебники, включенные в федеральный перечень рекомендованных к использованию, должны соответствовать ФГОС, примерным образовательным программам, а также концепциям преподавания отдельных предметов по предметным областям. «Действующее законодательство не предусматривает ответственности экспертов и экспертных организаций за ошибки, допущенные при проведении экспертиз», – отметила депутат.
 
Третье – нужно изменить процедуру допуска учебников для использования в системе образования, определив, что обязательным этапом на пути учебника к широкому применению должна быть его апробация.
 
Минобрнауки РФ предложило вернуться к организации экспертизы школьных учебников за государственный счет для обеспечения ее объективности, сообщил замминистра образования и науки Павел Зенькович. "В настоящее время сложилась практика оплаты экспертизы учебников заказчиком – это издательства, иногда это могут быть авторы – непосредственно в экспертную организацию, что по нашему мнению, ставит под сомнение объективность выводов и качество проведенных экспертных процедур. Возможно, необходимо вернуться к вопросу оплаты экспертизы за счет государственных средств для того, чтобы экспертиза была более объективной", — сказал Зенькович.
 
Он также напомнил, что ведомство планирует закрепить ответственность за содержание учебников за правообладателем, а за качество экспертизы — за уполномоченной организацией, а также, возможно, и ответственность конкретного эксперта.
 
Ранее глава Минобрнауки Ольга Васильева в интервью РИА Новости сообщала, что Министерство планирует ввести персональную ответственность рецензента школьного учебника за его качество, а за несоответствие содержания учебника требованиям качества сам рецензент лишится возможности заниматься этой деятельностью.
 
Павел Зенькович также отметил, что учитывая сложившуюся практику внесения изменений в учебники, содержащиеся в федеральном перечне в виде доработанных редакций без надлежащих экспертиз, Минобрнауки предлагает закрепить обязанность прохождения экспертных процедур в полном объеме при внесении изменений."Кроме того, Минобрнауки предлагает нормативно закрепить термин базового учебника, что позволит определить подходы к их разработке, а также сформулировать особые требования к базовым учебникам", — сказал замминистра.
 
От Республики Саха (Якутия) выступила директор ФГБНУ "Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия)" Светлана Семенова.
 
В своем выступлении  Светлана Семенова  озвучила следующие предложения, инициированные Республикой Саха (Якутия): 
 
1) Рассмотреть возможность разработки и принятия федерального закона об обеспечении учебной литературой общеобразовательных организаций, в котором необходимо выделить отдельную статью об особенностях разработки, экспертизы и издания учебников на родных языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;
 
2) рассмотреть возможность создания учебно-методических комплексов по государственному заданию Министерства образования и науки Российской Федерации на прикладные научные исследования по модели «Проект полного цикла» (комплекс скоординированных научных исследований и инновационной деятельности по созданию инновационной продукции и мер, обеспечивающих её производство);
 
3) в целях повышения качества учебников по учебным предметам «Родной язык», «Родная литература» и другим предметам (курсам) этнокультурной направленности выработать механизм их экспертизы на федеральном и региональном уровнях (передача полномочий субъектам и другие варианты);
 
4) рассмотреть возможность установления льготных условий при проведении федеральной экспертизы малотиражных учебников на языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ с учётом высокой себестоимости их производства, ограниченности количества экспертов, владеющих языками, специфики социолингвистической ситуации.
 
5) внести дополнения (примечания) в Порядок формирования федерального перечня учебников, в части педагогической экспертизы учебников в п. 5.22 «Текстовой материал соответствует нормам современного русского языка, государственных языков республики Российской Федерации, языков народов Российской Федерации», и в части этнокультурной и педагогической экспертизы в п. 5.7 «Соответствие языковой составляющей учебника современным нормам» об учёте специфики родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (издание учебников с учётом региональных диалектов и говоров при отсутствии устойчивых литературных норм языков).
 
Предложения, высказанные в ходе парламентских слушаний, приняты в проект рекомендаций парламентских слушаний.
 
Сергей Иванов,
старший референт постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций 
 
Фото с сайта Госдумы 
Опубликовано: 4 апреля, 2018 - 15:08
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице