Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

В Ил Тумэне обсудили вопрос подготовки научно-педагогических кадров в Якутии | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
4 мая 2024 года, 09:05 (UTC+9:00) t в Якутске: 6 (09:00)

В Ил Тумэне обсудили вопрос подготовки научно-педагогических кадров в Якутии

В Ил Тумэне 12 мая по инициативе постоянного комитета по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций состоялся «круглый стол» на тему «Подготовка научно-педагогических кадров в Республике Саха (Якутия): проблемы и пути совершенствования» под председательством Антонины Григорьевой.
 
В мероприятии приняли участие заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Виктор Губарев, народные депутаты республики Александр Уаров, Марфа Филиппова, Алексей Еремеев, Евгения Михайлова, первый заместитель министра образования и наукиреспублики Михаил Присяжный, представители министерств и ведомств,высших учебных заведений, руководители и сотрудники Якутского научного центра СО РАН, Академии наук Республики Саха (Якутия), Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН, молодые ученые, аспиранты, студенты.
 
Открывая «круглый стол», председатель постоянного комитета Ил Тумэна Антонина Григорьева отметила, что данная тема поднимается в стенах парламента впервые и это вызвано тем, что привычная система подготовки научно-педагогических кадров претерпела изменения в связи с принятием нового закона «Об образовании».
 
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273 определил программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в качестве программ третьего уровня высшего образования. Во исполнение требований закона Минобрнауки России разработало ряд нормативных правовых актов. К примеру, утверждены 53 федеральных государственных образовательных стандарта по направлениям подготовки уровня подготовки кадров высшей квалификации. Утверждены и модернизированы 8 подзаконных нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию обучения в аспирантуре.
 
«Вместе с тем, ведущие вузы России – это около 50 образовательных организаций – получили право разрабатывать самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты (СУОС) и образовательные программы на их основе. Несмотря на то, что говорить об эффективности реализуемого подхода еще рано (первый выпуск по программам аспирантуры состоится только в 2017 году), уже сейчас новый статус аспирантуры поставил целый ряд вопросов, прежде всего, в понимании цели, задач и эффективности программ подготовки научно-педагогических кадров», – подчеркнула Антонина Афанасьевна.
 
Так, участники «круглого стола» постарались ответить на такие вопросы, как стала ли аспирантура уровнем образования, и надо ли нам, чтобы она действительно была уровнем образования? Что дает аспирантура? Нужна ли нам научная аспирантура, где люди занимаются именно научной работой, и на которую не распространяется действие закона «Об образовании»? Если аспирантура с защитой, то какие степени будем присваивать? Кто должен присваивать ученые степени? Кто будет определять потребности в кадрах с высшей квалификацией?
 
Первый заместитель министра образования и науки республики Михаил Присяжный в своем выступлении отметил, что количество защитившихся по итогам обучения в период 2000-2010 гг. составило 20%. Начиная с 2010 года идет значительное сокращение. Успешным завершением аспирантской подготовки является защита кандидатской диссертации в сроки обучения в аспирантуре. По официальным данным, в 2015 г. из 101 человек лишь 2 аспиранта защитили диссертацию (менее 2%).
 
«В настоящее время в рамках целевого обучения в 32 учебных и научных заведениях высшего образования ведется подготовка научно-педагогических кадров по программам аспирантуры. Всего обучается 45 специалистов по 20 направлениям подготовки. За последние годы существенно уменьшилось количество исследователей. Всего 1180 человек заняты научными исследованиями и разработками, из них научную степень доктора наук имеют 172 человека, кандидата наук – 519», - сообщил заместитель министра.
 
В среднем показатели аспирантской подготовки в России определяются состоянием вузовской аспирантуры, где обучается подавляющее большинство российских аспирантов. По сравнению с 2000  г. численность аспирантов в высших учебных заведениях увеличилась почти на 37%, а в научно-исследовательских институтах сократилась на 5%.
 
«В течение 25 лет одной из основных задач целевой подготовки является обеспечение потребностей республики кадрами высшей квалификации, в том числе по программам подготовки научно-педагогических кадров, ординатуры и ассистентуры-стажировки», - сказал Михаил Присяжный.  
 
Далее выступил начальник управления научно-исследовательских работ – проректор по научно-исследовательской работе и естественно-математическому направлению Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Константин Кривошапкин. Он рассказал о подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации в университете за 2012-2016 гг., а также об эффективности деятельности диссертационных советов СВФУ им. М.К. Аммосова. Заведующая аспирантурой Якутской государственной сельскохозяйственной академии Елена Ильина, ректор Арктического государственного института культуры и искусств Саргылана Игнатьева представили информацию о состоянии и тенденции развития системы аспирантской подготовки в учебных заведениях.
 
Заведующая аспирантурой Института горного дела Севера Сибирского отделения Российской академии наук Татьяна Харитонова и заведующая аспирантурой Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов севера Сибирского отделения Российской академии наук Наталья Сивцева в своих выступлениях акцентировали внимание на проблеме оценки достижений молодых ученых, определение наиболее эффективных исследований, а также на формы и способы поддержки аспирантов.
Было отмечено, что решающая роль в развитии аспирантуры принадлежит ведущим вузам республики, уже сегодня обладающим определенным научно-исследовательским потенциалом, который необходимо как можно полнее использовать в интересах подготовки кадров высшей квалификации.
 
Председатель Совета научной молодежи Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук Иван Христофоров отметил,что затронут сложный вопрос. «Уходит из жизни старшее поколение, научные школы начинают пропадать. К примеру, за последние 10 лет только в Институте мерзлотоведения СО РАН ушли из жизни 30 учёных. Это в первую очередь влияет на публикационную активность. Наша задача – сохранить научные школы, работающие в республике. Только там рождаются кандидаты и доктора», - сказал председатель Совета научной молодежи. Как известно, одним из показателей результативности научно-исследовательской деятельности является публикационная активность – количество научных статей в рецензируемых журналах и монографий как в России, так и за рубежом.
 
Кроме того, он назвал ряд причин, почему не идут в аспирантуру. Чаще всего среди объективных причин – необходимость в процессе обучения зарабатывать деньги и трудности с трудоустройством по специальности, которое по завершении обучения обеспечило бы достойный уровень дохода.
 
Также он подчеркнул, что сегодня послевузовское образование не способно адекватно ответить на некоторые запросы инновационной реструктуризации экономики страны, поскольку оно практически не ориентировано на подготовку высококвалифицированных специалистов для приоритетных областей науки, техники и технологий. В конце выступления Иван Христофоров призвал объединиться всем, не разделяясь на «вузовские» и «академические».
 
Председатель молодых ученых Республики Саха (Якутия), председатель научно-образовательного фонда поддержки молодых ученых Якутии Артур Федоров выступил с предложением уделить особое внимание поддержке фонда, тем самым оказать помощь молодым ученым. 
 
После всех выступлений участники «круглого стола» высказали мнения по совершенствованию направлений и форм развития аспирантуры. Основная задача  – совместными усилиями разработать комплекс механизмов и мероприятий развития кадрового потенциала для сферы науки и разработок для плана реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), разработать новые подходы к созданию условий для реализации талантов молодых исследователей и инженеров в науке и инновационной сфере.
 
В завершение «круглого стола» председатель постоянного комитета Ил Тумэна по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Антонина Григорьева подчеркнула, что впредь необходимо уделить приоритетное внимание созданию условий для плодотворной, результативной работы молодых ученых, их карьерного роста, эффективной реализации интеллектуального потенциала.
 
По результатам работы «круглого стола» будут сформированы предложения и рекомендации для органов власти, курирующих вопросы развития науки.   
 
 
Пресс-служба Ил Тумэна
 
 
  
Опубликовано: 13 мая, 2017 - 16:28
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице