Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

В Якутии предлагают новые подходы к установлению региональных налоговых льгот и оценке их эффективности | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
5 мая 2024 года, 13:07 (UTC+9:00) t в Якутске: 7 (09:00)

В Якутии предлагают новые подходы к установлению региональных налоговых льгот и оценке их эффективности

На XXIV (очередном) пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) пятого созыва, руководимого спикером Александром Жирковым, 25 октября 2016 года рассмотрен проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)», внесённый в Ил Тумэн Главой Якутии. С докладом о проекте закона выступил первый заместитель председателя Правительства Якутии – министр экономики республики   Алексей Стручков.
 
Какие изменения предлагается внести в закон о налоговой политике Якутии?
 
Законопроектом предусматривается ряд изменений, направленных на определение новых подходов к установлению региональных налоговых льгот, а также оценке их эффективности. Законопроект разработан в соответствии и в пределах полномочий, предоставленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в частности, в связи с принятием Федерального закона от 23 мая 2016 года № 144-ФЗ, направленного на расширение круга участников региональных инвестиционных проектов, введение  пониженных ставок налога на прибыль организаций в отношении  участников региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр региональных инвестиционных проектов.
 
По словам Алексея Стручкова, первые пять лет для таких проектов предлагается применения нулевой ставки налога на прибыль организаций в части подлежащей зачислению в региональный бюджет и 10% на последующие пять лет. Пониженные ставки вводятся «зеркально» с федеральным законодательством: для таких организаций  по действующему федеральному законодательству предусмотрено обнуление федеральной части ставки налога на прибыль организаций, применяются понижающие коэффициенты по налогу на добычу полезных ископаемых. Пониженными ставками смогут воспользоваться организации, соответствующие требованиям установленным требованиям Налогового кодекса РФ при подаче заявлений в налоговые органы. Между тем для организаций, включенных в реестр участников региональных инвестиционных проектов, аналогичные ставки предусмотрены в действующем законе.
 
Из перечня оснований для предоставления льгот по налогу на имущество организаций исключаются налоговые льготы, срок действия которых завершается 31 декабря 2016 года. В то же время дополнительно вводится положение, согласно которому право налогоплательщика на применение налоговых льгот и пониженных налоговых ставок сохраняется до окончания правоотношений, возникших в том налоговом периоде, который является предшествующим дате вступления в силу Закона, предусматривающего отмену налоговых льгот и пониженных налоговых ставок.
 
Для установления единообразного подхода к оформлению заявок на установление новой налоговой льготы и пониженной налоговом ставки предлагается делегировать полномочия по утверждению порядка её оформления Правительству республики. «Для синхронизации с процессом формирования бюджета  предлагается установить, что заявки на установление льгот направляются в постоянно действующую комиссию при  Правительстве республики не позднее 1 июля текущего года», – подчеркнул Алексей Стручков.
 
Также законопроектом вносится блок изменений, связанных с установлением новых подходов к установлению льгот и оценке их эффективности, для чего в закон вводится новая статья 9.1, определяющая основные подходы к оценке эффективности налоговых льгот или пониженных налоговых ставок. Под эффективностью налоговой льготы или пониженной налоговой ставки предлагается понимать совокупность трёх критериев: бюджетной, экономической и социальной эффективности. Оценка эффективности будет проводиться как на этапе установления налоговой льготы, так и для действующих льгот ежегодно. В целях информационного обеспечения проведения оценки налоговых льгот или пониженных налоговых ставок законопроектом предусматривается установление обязанности для налогоплательщиков, использующих налоговые льготы или пониженные налоговые ставки, по представлению информации о фактических и планируемых объемах налоговых послаблений, а также о результатах и планах их использования. «Оценку эффективности предлагается не проводить в отношении физических лиц, социально ориентированных некоммерческих организаций, налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения», – сказал докладчик.
 
Алексей Стручков отметил, что для обеспечения стабильности республиканского налогового законодательства предлагается в 2017 году сохранить действующий размер  регионального коэффициента, равный 4,999 и учитывающий региональные особенности  рынка труда и применяемый для исчисления размеров фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физических лиц, уплачиваемого отдельными категориями иностранных граждан.
 
С 1 января 2017 года проектом закона также предлагается  введение  на всей территории Якутии порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости. Между тем право определения налоговой базы по налогу на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости предоставлено регионам в октябре 2014 года. Налог на имущество физлиц является местным налогом, решения о введении налога принимаются представительными органами муниципальных образований. Согласно Налоговому кодексу РФ, регион устанавливает  единую дату  начала применения нового Порядка исчисления налога на всей территории субъекта Федерации.  При установлении нового порядка с 1 января 2017 года уведомления об уплате налога по новому порядку будут направлены налогоплательщикам в 2018 году, в следующем 2017 году данный вид налога будет оплачиваться исходя из инвентаризационной стоимости.
 
«Для создания условий для развития  малого и среднего предпринимательства,  законопроектом предлагается распространить действие «налоговых каникул» по упрощённой системе налогообложения на впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, производящих ювелирные и аналогичные изделия» – сказал Алексей Стручков.
 
Кроме того, для финансового оздоровления предприятий, обеспечения стабильной деятельности предприятий речного транспорта и оптимизации расходов на завоз грузов в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностям предусматривается пролонгация  льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций, установленных для внутреннего водного транспорта, выполняющих перевозки на судах смешанного (река – море) плавания. Также, по словам докладчика, предлагается пролонгировать действие льготы по налогу на имущество, установленной для организаций, осуществляющих  транспортирование  по трубопроводам, которые не являются участниками консолидированной группы налогоплательщиков, в отношении имущества, относящегося к магистральным газопроводам. Мера продиктована необходимостью недопущения резкого роста тарифов на транспортировку газа с учетом значительного количества вводимых объектов.
 
Алексей Стручков отметил, что законопроектом предлагается ввести на текущий год пониженную ставки по налогу на имущество организаций в размере 1,1% в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса организаций при условии заключения ими концессионных соглашений в сфере теплоснабжения.
 
Для выравнивания конкурентных условий по аналогии с федеральным законодательством  от транспортного налога предлагается освободить воздушные суда, находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок, отнесенных по решению Главы Якутии к стратегическим.
 
С целью создания условий для модернизации, реконструкции, обновления материально-технической базы аэропортов, предлагается ввести льготу по налогу на имущество организаций в виде полного освобождения для казенных предприятий – субъектов естественных монополий  (северных аэропортов), государственное регулирование и контроль в отношении которых осуществляются Федеральной антимонопольной службой. Освобождение от налога на имущество организаций предлагается также предусмотреть в отношении железнодорожных путей необщего пользования. Целью данной меры является стимулирование инвестиционной деятельности, направленной на реализацию мер по повышению пропускной способности железнодорожных путей.
 
Принимая во внимание социальную значимость сохранения действующей сети почтовой связи, в частности в сельской местности, для организаций федеральной почтовой связи предлагается установить льготы по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций и транспортному налогу сроком на три года.
 
Планируемый эффект от вступления в силу закона
 
Согласно финансово-экономическому обоснованию проекта закона о внесении изменений в региональный закон «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)», освобождение от уплаты налога на имущество организаций, транспортного налога и установление пониженной ставки по налогу на прибыль для организаций федеральной почтовой связи приведёт к высвобождению средств в размере порядка 19,4 млн рублей, которые планируется направить на оснащение отделений почтовой связи охранно-пожарной сигнализацией и обеспечение отделений почтовой связи POS- терминалами.
 
Установление льготы в виде освобождения стратегических организаций от уплаты транспортного налога в отношении воздушных судов позволит высвободить средства в размере порядка 335 млн рублей, что позволит выровнять условия ведения деятельности с авиаперевозчиками, которые пользуются аналогичной льготой, установленной на федеральном уровне.
 
Введение на текущий год пониженной ставки по налогу на имущество организаций в размере 1,1% в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса организаций при условии заключения ими концессионных соглашений в сфере теплоснабжения приведет к высвобождению у организаций средств в 2016 году в объеме 38 млн рублей, которые позволят сдержать рост тарифа на тепловую энергию в среднем на 1,2%.
 
Объем налоговой льготы в случае полного освобождения казённых предприятий - субъектов естественных монополий в аэропортах от уплаты налога на имущество организаций с 2016 по 2020 годы оценивается в 132 млн рублей, которые планируется направить на обновление материальной базы северных аэропортов, что приведет к эффективному решению задач по стабильному обеспечению авиаперевозок, в том числе в отдаленных районах республики, где отсутствует альтернативное круглогодичное транспортное сообщение. При освобождении железнодорожных путей необщего пользования от обложения налогом на имущество организаций высвобождаемые средства оценочно составят 3 млрд 569 млн рублей и будут направлены на реинвестирование в развитие железных дорог.
 
Законопроект принят в окончательном чтении
 
Выступая с содокладом, председатель постоянного комитета парламента Якутии по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации Юрий Николаев отметил, что законопроект рассмотрен на расширенном заседании бюджетного комитета Ил Тумэна 19 октября. В целях устранения замечаний Счётной палаты Якутии к проекту закона, Юрий Николаев внёс две поправки, поддержанные на заседании комитета. В частности, народный депутат республики предлагает установить норму о том, что вновь вводимые налоговые льготы и пониженные налоговые ставки устанавливаются на определённый период, и максимальный период действия налоговых льгот или пониженных налоговых ставок не может превышать 5 календарных лет, за исключением налоговых льгот или пониженных ставок, по которым Налоговым кодексом РФ устанавливаются иные периоды действия.
 
Уточняющие вопросы по проекту закона докладчику Алексею Стручкову задали народные депутаты республики Владимир Прокопьев, Пётр Аммосов и Виктор Фёдоров. В рамках обсуждения проекта закона выступили парламентарии республики Владимир Прокопьев, Виктор Фёдоров и Анатолий Добрянцев.
 
Обсуждение проекта закона продолжено 26 октября 2016 года. Народные депутаты республики приняли решение поддержать предложение парламентария Владимира Прокопьева об исключении статьи 3 законопроекта. Напомним, предлагалось в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 402 части второй Налогового кодекса РФ установить единую дату начала применения на территории Якутии порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2017 года.
 
После обсуждения парламентарии приняли решение принять проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» в окончательном чтении.
 
Пресс-служба Ил Тумэна
 
Опубликовано: 25 октября, 2016 - 17:15
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице