Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Утверждены рекомендации парламентских слушаний о мерах совершенствования законодательства в сфере организации и регулирования рыболовства в арктических и северных улусах | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
28 апреля 2024 года, 13:19 (UTC+9:00) t в Якутске: -1 (09:00)

Утверждены рекомендации парламентских слушаний о мерах совершенствования законодательства в сфере организации и регулирования рыболовства в арктических и северных улусах

На восьмом (внеочередном) пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) 27 мая 2014 года парламентарии приняли проект постановления парламента Якутии «О рекомендациях парламентских слушаний на тему «О мерах совершенствования законодательства в сфере организации и регулирования рыболовства в арктических и северных улусах (районах) Республики Саха (Якутия)».
 
Парламентские слушания на тему «О мерах совершенствования законодательства в сфере организации и регулирования рыболовства в арктических и северных улусах (районах) Республики Саха (Якутия)», инициированные постоянным комитетом Ил Тумэна по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики под председательством Елены Голомарёвой, состоялись 25 апреля 2014 года. В ходе их проведения были заслушаны и обсуждены доклад заместителя председателя Правительства республики Петра Алексеева, содоклад заместителя руководителя Ленского территориального управления Росрыболовства Вячеслава Толстоухова, выступления народных депутатов республики, представителей министерств и ведомств Якутии, муниципальных образований, руководителей рыболовецких организаций и общественных объединений.
 
Рыболовство, как вид традиционного природопользования является одним из составляющих частей уклада жизни представителей коренных малочисленных народов Севера, без которого невозможно их существование и развитие. Экстремальные природно-климатические условия, труднодоступность рыболовных участков, высокая стоимость хранения, доставки, переработки и сбыта рыбной продукции, обуславливают острую необходимость государственной поддержки функционирования рыбохозяйственного комплекса Якутии. Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» не в полном объёме учитывает природно-климатические особенности и условия организации рыболовства нашей северной республике. Для родовых общин коренных малочисленных народов Севера рыболовство – единственная возможность добыть себе пропитание и хоть как-то заработать.
 
Участники мероприятия отметили, что работа по организации любительского и спортивного рыболовства требуют совершенствования Правил рыболовства для Восточно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна. С 2009 года до объявления моратория на проведение конкурсов и на формирование новых участков, Ленским территориальным управлением Росрыброловства из 491 сформированного рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства удалось закрепить 57 рыболовных участков, из которых на сегодняшний день расторгнуты договоры по 39 участкам, что практически привело к невозможности осуществления населением Жиганского, Усть-Янского, Булунского, Среднеколымского, Нижнекоымского, Аллаиховского, Абыйского районов по рекам Колыма, Индигирка, Яна, Лена любительского рыболовства с применением сетных орудий лова. Новые конкурсы Ленским территориальным управлением Росрыболовства не проводятся в виду их запрета. Сложившаяся ситуация приводит к росту социальной напряжённости и вызывает крайнее недовольство среди населения арктических и северных улусов (районов) республики.
 
Участники парламентских слушаний пришли к выводу о необходимости внесения изменения в Правила рыболовства для Восточно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, позволяющие возможность разрешения на рыбопромысловых участках, от которых отказались организаторы любительского рыболовства, для организации бесплатного любительского рыболовства с применением сетевых орудий лова населению для личного потребления, с установлением нормы вылова на одного человека в определенный период времени. Также обсуждался вопрос передачи полномочий по организации и проведению аукционов по продаже долей квот в общем объёме промышленных квот.
 
В целях совершенствования федерального законодательства в сфере организации и регулирования рыболовства Правительством Якутии был внесён проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам рыболовства». Данный законопроект при проведении предварительной правовой экспертизы получил отрицательное заключение Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в связи, с чем Правительству Республики Саха (Якутия) было предложено его доработать. В целях доработки законопроекта образована межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли представители министерств и ведомств республики. На сегодняшний день, доработанный законопроект направлен в соответствующие министерства Российской Федерации и Ассоциации КМНС Российской Федерации.
 
Министерством охраны природы республики подготовлены и направлены предложения по доработке проекта Федерального закона «О любительском рыболовстве» в части внесения понятия «потребительское рыболовство» как деятельности по добыче (вылову) водных биоресурсов для личного потребления (питания), без права реализации лицами, проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», а также снижения ставок сбора добычи объектов водных биоресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях до 50% от установленных ставок.
 
В настоящее время в республике рыбодобычей занимаются более 180 предприятий и индивидуальных предпринимателей, из них наиболее крупные 5 хозяйств с годовым объемом добычи от 200 до 570 тонн, а остальные 97% это маломощные предприятия, не имеющие соответствующей материально-технической базы. Промышленный вылов носит сезонный характер и подразделяется на летнюю и зимнюю путину. Из общего объёма вылова летняя рыба составляет 45%, зимняя – 55%. Динамика уловов и объёмов квотирования за последние 6 лет показывает, что вне зависимости от размера выделяемой квоты ее фактическое освоение составляет в среднем 72%.
 
На развитие рыбохозяйственной отрасли направляется менее 2 % от общей суммы средств, выделяемых по разделу республиканского бюджета «Сельское хозяйство и рыболовство», что не позволяет провести укрепление материально-технической базы отрасли, обеспечение оборотными средствами рыбоперерабатывающих предприятий и предоставление соответствующего субсидирования возмещения части затрат по хранению и транспортировки рыбы. Участники парламентских слушаний отметили неразвитость кредитования отрасли, низкий уровень капитализация и технической модернизации, а действующая система господдержки ориентирована в большей степени на промышленный вылов рыбы рыболовецкими хозяйствами в целях реализации продукции.
 
В целях совершенствования законодательства в сфере организации и регулирования рыболовства в арктических и северных улусах Якутии участники парламентских слушаний рекомендовали Правительству республики в срок до 1 января 2015 года
разработать и утвердить Концепцию развития рыбохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) до 2020 года; ускорить внесение проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам рыболовства». Также рекомендовано внести предложения в Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовству) в части передачи отдельных полномочий на уровень субъектов Российской Федерации в области организации рыболовства, утверждения Правил рыболовства во внутренних водных объектах на основании Типовых правил рыболовства по рыбохозяйственным бассейнам; осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранению водных биологических ресурсов во внутренних пресноводных водных объектах; проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов территориальным управлениям Росрыболовства; отмены необоснованно высоких штрафных санкций за невыполнение или выполнение в нарушение условий договора на искусственное воспроизводство осетра индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, неподведомственными Росрыболовству. Кроме того, рекомендовано рассмотреть вопрос о создании единого органа исполнительной власти при Министерстве сельского хозяйства и продовольственной политики республики.
 
Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики Якутии рекомендовано разработать Положение об отборе заготовителей рыбы с участием рыболовецких предприятий и заготовителей рыбы; принять меры по организации предоставления ОАО «Россельхозбанк» кредитных ресурсов рыболовецким хозяйствам. Кроме того предложено совместно с Правлением РСХППК «Рыба Арктики» организовать разработку плана по финансовому оздоровлению предприятия и принять оперативные меры по его реализации.
 
Также рекомендовано организовать работу по принятию решения Правительства республики об определении РСХППК «Рыба Арктики» уполномоченным органом по заготовке, переработке и сбыту рыбопромысловой продукции.
 
Пресс-служба Ил Тумэна
 
Опубликовано: 27 мая, 2014 - 16:56
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице