Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Законодательством не предусмотрены прямые нормы, обязывающие недропользователя участвовать в социально-экономическом развитии территорий | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
4 мая 2024 года, 00:09 (UTC+9:00) t в Якутске: 1 (03:00)

Законодательством не предусмотрены прямые нормы, обязывающие недропользователя участвовать в социально-экономическом развитии территорий

Сегодня, 4 июня 2014 года, в Госсобрании (Ил Тумэн) по инициативе постоянного комитета парламента республики по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии под председательством Владимира Прокопьева в формате «круглого стола» рассмотрели вопросы реализация условий лицензионных соглашений крупными предприятиями – недропользователями.
 
Проведение подобного мероприятия более чем актуально. Как заявил председатель профильного постоянного комитета якутского парламента Владимир Прокопьев, планируется реализация крупных проектов по освоению минерально-сырьевых ресурсов на территории Якутии: «Согласно статье 15 Закона Российской Федерации «О недрах» одной из задач государственной системы лицензирования является обеспечение социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на территории, в которой ведут свою деятельность крупные предприятия-недропользователи, а также всех граждан Российской Федерации».
 
Якутия относится к важнейшим минерально-сырьевым и горнодобывающим регионам России и занимает ведущее место в Российской Федерации по добыче алмазов, золота, олова и сурьмы. В значительных масштабах для внутренних и экспортных целей ведётся добыча нефти, угля, для внутренних потребностей добываются природный газ, нефть, строительные материалы, подземные воды, общераспространенные и другие полезные ископаемые.
 
«Удельный вес запасов полезных ископаемых республики в минерально-сырьевом потенциале России составляет: по алмазам - 82%, по золоту - 17%, по урану - 61%, по сурьме - 82%, по железным рудам - 5%, по углю - 5%, по олову - 28%, по ртути - 8%. Также у нас имеются значительные запасы редкоземельных элементов, серебра, свинца, цинка», - сообщил вице-премьер Правительства республики Павел Маринычев, выступая на «кругом столе» с основным докладом.
 
По состоянию на 1 апреля 2014 года, по информации Павла Маринычева, в Якутии зарегистрировано 537 лицензий, из них, по поиску - 128, разведке и добыче – 104, добыче - 256, прочие лицензии – 49. На углеводородное сырье выдана 61 лицензия,  на благородные металлы –184, алмазы – 49, уголь – 25, на другие типы полезных ископаемых  – 32, на подземные минеральные воды и лечебные грязи – 6, подземные пресные воды – 175 и 5 прочих лицензий.
 
Павел Маринычев отметил, что несмотря на то, что обязанность по участию организаций-недропользователей в социально-экономическом развитии территорий прописана в статье 15 Закона РФ «О недрах», законодательством не предусмотрены прямые нормы, обязывающие недропользователя участвовать в социально-экономическом развитии тех или иных территорий, на которых ведётся разработка недр. Лицензионными соглашениями положения о заключении соглашения о социально-экономическом развитии территории прописаны как одна из возможных форм взаимодействия, т.е. не обязывают недропользователя заключать указанные соглашения. «Из 537 лицензиатов только 1/5 часть имеет соглашения с муниципальными образованиями республики», - сообщил он.
 
 
Докладчик назвал крупные компании - недропользователи: АК «АЛРОСА» (ОАО) и ее дочерние ОАО «Алмазы-Анабара», ОАО «АЛРОСА-Нюрба», ОАО «Нижне-Ленское», ОАО «Газпром» с «дочерними» структурами, ОАО «Сургутнефтегаз», ООО «Таас Юрях Нефтегазодобыча», ОАО «НК Роснефть», ОАО ХК «Якутуголь» и ООО «Эльгауголь», входящее в группу компаний «Мечел», ОАО «Алданзолото ГРК», входящее в группу «Полюс-Золото», холдинг ОАО «Селигдар», включающий ОАО «Золото Селигдара», ООО «Рябиновое», ЗАО «Лунное» и входящий в ИГ «Русские Фонды», ОАО «Высочайший», ООО «Нерюнгри-Металлик», входящая в группу «Северсталь», ОАО «Эльконский ГМК», входящий в состав Росатома.
 
«Привлечение крупных компаний - недропользователей к участию в социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия), в том числе территорий без полезных ископаемых, является одним из приоритетных задач Правительства Якутии», - подчеркнул Павел Маринычев. Сейчас Правительство работает с 34 соглашениями об участии крупных недропользователей, осуществляющих деятельность на территории республики, в социально-экономическом развитии республики и муниципалитетов. «Из указанных 34 соглашений (договоров) исполнены в соответствии со сроками и объёмами 15, частично исполнены и находятся в работе 16 соглашений и договоров», - сказал Павел Маринычев и добавил, что крупные недропользователи, в целом, выполняют  условия лицензионных соглашений. Так, ежегодно растут объёмы геологоразведочных работ и их финансирование, отмечается прирост запасов углеводородов на разведываемых месторождениях, вводятся новые подготовленные к разработке месторождения, увеличиваются объёмы добычи нефти, газа и конденсата.
 
В качестве положительного примера привёл деятельность ОАО «Сургутнефтегаз», который имеет Соглашение с Ленским районом и Правительством Республики Саха (Якутия) по участию в социально-экономическом развитии территорий. В данное время прорабатывается возможность подписания Соглашения ОАО «Газпром» и с ОАО «НК «Роснефть». Соглашение ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» с Мирнинским районом заключено в 2006 году. ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания» (ОАО «ЯТЭК») имеет соглашение с Вилюйским улусом и участвует по отдельным соглашениям в социально-экономическом развитии Якутии. ОАО «Алданзолото ГРК» не имеет инвестиционной программы развития, действует в рамках технических проектов, но активно участвует в социально-экономическом развитии нашего региона и Алданского района.
 
Негативным моментом для взаимодействия муниципальных образований с крупными компаниями Павел Маринычев назвал тот факт, что крупные компании зарегистрированы за пределами Республики Саха (Якутия). Учредители многих действующих предприятий, в особенности золотодобывающих, находятся также за пределами республики, а исполнительные органы этих предприятий не имеют полномочий по взаимодействию с органами муниципальной и государственной власти. Проблема также в том, что из федерального законодательства о недрах изъяты нормы предварительного согласования отвода земель перед аукционами и конкурсами, земли недропользования находятся в основном на землях лесного фонда, т.е. федеральной собственности, а изъятие земель других собственников, пользователей осуществляется без их участия.
 
Кроме того, сроки действия соглашений ограничены 1-3 годами, а не сроком действия лицензии, соответственно, они не имеет стратегических целей и направлены лишь на удовлетворение отдельных небольших задач, таких как спонсорская помощь, финансирование тех или иных текущих мероприятий.
 
Конкретизация обязательств недропользователя по участию в социально-экономическом развитии территории путём внесения соответствующих изменений и дополнений в действующие лицензионные соглашения процедурно возможна, но в законодательстве не прописано. «Обычно взаимодействия с муниципалитетами прописаны в прочих условиях», - отметил Павел Маринычев и предложил продумать законодательно, чтобы вопросы взаимодействия с территориями поднять из «прочих» условий в основные. Такое условие можно прописать в часть 4 пункта 10 статьи 12 Закона Российской Федерации «О недрах».
 
Пресс-служба Ил Тумэна
 
Опубликовано: 4 июня, 2014 - 12:52
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице