Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Ил Тумэн вносит изменения в ФЗ о защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
5 мая 2024 года, 08:07 (UTC+9:00) t в Якутске: 7 (09:00)

Ил Тумэн вносит изменения в ФЗ о защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля

Государственное Собрание (Ил Тумэн) Якутии внесёт в Государственную Думу проект федерального закона «О признании утратившей силу части 3 статьи 37 Закона Российской Федерации «О недрах» и о внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Постановление парламента принято на девятом (очередном) пленарном заседании Госсобрания (Ил Тумэн) 10 июня 2014 года.
 
Целью проекта федерального закона является усиление государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр путём исключения его из предмета правового регулирования Федерального Закона «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
 
Данным федеральным законом определено, что государственный контроль (надзор) является деятельностью уполномоченных органов государственной власти, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами предпринимательской деятельности законодательства при осуществлении деятельности законодательства. При этом в понятие государственного геологического надзора входит как выявление нарушений законодательства, так и условий лицензий на право пользования недрами. Положения данного закона, регулируют порядок и сроки проведения проверок, но не учитывают ряд существенных особенностей осуществления государственного геологического надзора.
 
В соответствии с федеральным законом «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» «плановые проверки» проводятся не чаще чем раз в один раз в три года на основании ежегодного плана проверок. В практике недропользования распространены случаи частой реорганизации юридических лиц с целью уклонения от государственного надзора. В части государственного геологического надзора положение усугубляется тем, что лицензия на право пользования недрами может быть выдана сроком менее чем на 3 года или переоформлена на новое юридическое лицо ранее срока наступления плановой проверки в отношении предыдущего юридического лица. Это приводит к невозможности своевременно предупреждать, выявлять и пресекать нарушения.
 
Согласно части 2 статьи 12 Закона Российской Федерации «О недрах», лицензия на право пользования недрами закрепляет условия пользования недрами и форму договорных отношений недропользователями. Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать сроки действия лицензии и сроки начала работ. В то же время федеральный закон «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не предусматривает оснований для проведения надзора за выполнением срочных обязательств недропользователей, установленных в условиях пользования недрами, являющимися неотъемлемой частью лицензии на право пользования недрами.
 
Правонарушения, связанные с неисполнением условий пользования недрами лицензии на право пользования недрами и технического проекта, признаются не длящимися правонарушениями, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности, который равен 2 месяцам по статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начинает исчисляться со дня, когда было совершено правонарушение – наступил срок обязательства. Однако выявление и фиксация данного правонарушения возможна только в рамках проведения плановых проверок согласно федерального закону «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Практика показывает, что к  моменту проведения плановой проверки сроки давности привлечения к административной ответственности истекают, что приводит к освобождению недропользователей от ответственности по формальным основаниям.
 
Для фиксации факта пользования недрами недропользователем на предоставленном ему участке без технического проекта и установления виновных лиц существенную роль играет внезапность проведения проверки в отношении юридического лица и необходимость выезда на местность на основании полученной оперативной информации, что не позволяет сделать статья 10 Федерального закона «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предусматривающая обязанность органов государственного надзора согласовывать проверки с прокуратурой и уведомлять юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.  К тому же распространена практика отказа прокураторы в согласовании проведения выездных внеплановых проверок в описанном случае в связи с тем, что подпункт «а» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального Закона «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в качестве основания проведения проверки предусматривает как минимум, наличие угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия,  (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
 
Государственный геологический надзор включает в себя мероприятия  по систематическому осуществлению надзора (рейдовых мероприятий) для выявления фактов самовольного пользования недрами, к которым не применяются положения указанного положения указанного Федерального Закона при условии, если не требуется взаимодействие с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, и на них не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного надзора. На практике складываются ситуации, когда при выявлении факта самовольного пользования недрами в рамках проведения рейдового мероприятия не удается установить виновное лицо в силу того, что  на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей не возлагается обязанность предоставлять какую-либо информацию. При этом в такой ситуации органы государственного геологического надзора не имеют возможности провести внеплановую проверку.
 
На основании вышеизложенного проектом федерального закона предлагается исключить государственный геологический надзор из предмета правового регулирования Федерального закона «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Согласно частям 1 и 2 статьи 37 Закона Российской Федерации «О недрах», государственный геологический надзор предлагается осуществлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции.
 
Пресс-служба Ил Тумэна
 
Опубликовано: 10 июня, 2014 - 21:19
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице