29 января 2023 года, 05:58 (UTC+9:00) t в Якутске: -50 (09:00)

Александр Жирков: Равные возможности получения образования для всех учащихся и студентов

Выступление заместителя Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) А.Н.Жиркова на пленарном заседании августовского совещания работников образования Республики Саха (Якутия) 2012 года «Модернизация образования в интересах детей»
 
 
Уважаемые участники августовского совещания!
 
В рамках повестки сегодняшнего совещания хотел бы вынести на ваше обсуждение и для внимания Министерства образования республики несколько предметных вопросов, которые в предыдущем в той или иной мере уже обсуждались на совещаниях подобного уровня и по которым еще не удалось принять перспективных решений. Между тем, принятие правильного решения существенно облегчило бы работу в области одной из главных проблем системы современного образования – обеспечения равной возможности получения доступного и качественного образования. Хочу сразу определиться: обеспечение равной возможности не отрицает возможность целевой поддержки особо одаренных учащихся и студентов, а предполагает создание изначально равных возможностей для полного раскрытия способностей всех детей, независимо от социального положения, обеспеченности родителей и др. факторов, в том числе т.н. инклюзивных.

Первый вопрос – обеспечение в республике закрепленных в Конституции Республики Саха (Якутия) равных возможностей получения образования на двух государственных языках – русском и якутском. Еще на ХI съезде учителей в октябре 2005 г. мне пришлось отметить, что с точки зрения выполнения требований законодательства в этой области наиболее проблемным из всех населенных пунктов республики является г. Якутск. Еще тогда отмечалось, что за последние годы в г. Якутске произошли во многом необратимые миграционные процессы, в результате которых численность двух основных групп населения (якутоязычных и русскоязычных) практически стала равной. Это подтверждается также  результатами переписи населения 2010 г. Однако до последнего времени эти объективные процессы не учитывались при планировании и осуществлении образовательной политики в столице республики. Только за последние два года по инициативе прежде всего руководства республики и новой администрации г. Якутска удалось приступить к реальному обеспечению конституционных прав населения в этой области. Однако проблема требует еще большей динамики. Как результат наших непоследовательных решений уровень знания учащимися-якутами городских школ родного языка на порядок ниже показателей сельских школ.

Парламент республики поддерживал и поддерживает законные требования родителей. Но парламент – не исполнительная власть. Хотел бы еще раз  обратить внимание Министерства образования республики на  проблему. За последние 5 лет Министерством образования республики не принято ни одного конструктивного решения с предложением в адрес Правительства или Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по данному вопросу. В последующем ситуация с дошкольными образовательными учреждениями будет неуклонно улучшаться. Со временем детсадовцы достигнут школьного возраста, и министерство уже сегодня должно выступить инициатором и проводником реальных решений для обеспечения равных возможностей получения (продолжения) образования на родном языке для этих детей.

Второй вопрос связан с проблемой малокомплектных и малочисленных школ. Она известна всем нам здесь присутствующим.

После апреля 2011 г. в республике уровень зарплаты работников образования удалось приравнять к средней в сфере экономики республики. В 2011 г. это в среднем 30 тыс. рублей. Однако ниже этой планки осталась почти половина образовательных учреждений республики. В основном это малокомплектные и малообеспеченные школы. Первых у нас по республике 212, а т.н. малообеспеченных – 57. Уровень зарплаты в малообеспеченных школах меньше среднего по республике в два раза, в некоторых – еще меньше. Уровень обеспеченности учебно-материальной базой также самый низкий. Эти школы – побочный продукт, издержки 122-го федерального закона, когда финансирование образовательных учреждений было привязано к численности учащихся. Я не раз достаточно аргументировано выступал о невозможности буквального следования требованиям данного закона в условиях нашей республики.

Выход из этой ситуации может быть один – в качестве первого шага нужно упразднить понятие «малочисленные школы» и имеющиеся в республике 57 малочисленных школ приравнять по статусу и схеме финансирования к малокомплектным. Министерству образования следует сделать соответствующие расчеты и внести предложения в Правительство и Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Уверен, это будет и в интересах детей, и в интересах учителей, и в интересах населения небольших населенных пунктов, которые не хотят забросить веками освоенные и заселенные их предками территории.

Последним вопросом я бы хотел предложить размышления о необходимости и целесообразности предоставления равных возможностей в сфере профессионального образования для представителей малочисленных народов Севера. Еще на заре Советской власти подобная задача была возведена в ранг государственной политики и возложена в 1930 г. на Институт народов Севера им. А.И. Герцена (ныне РГПУ им. А.И. Герцена). За прошедшие восемь десятилетий Институт народов Севера выполнил задачу огромной государственной важности, и эта работа продолжается в новых условиях.

В новых условиях нам следует продумать вопрос о создании подобного образовательного центра федерального значения на базе СВФУ им. М.К. Аммосова для подготовки специалистов высшей квалификации из числа представителей малочисленных народов Севера, постоянно проживающих на территории субъектов ДВФО. Уже сегодня в СВФУ открыт Институт языков и культуры народов Северо-Востока Российской Федерации, в Чукотском филиале университета, открытом в октябре 2011 г., из 40 студентов первого набора 16 являются представителями КМНС. Республика должна помочь СВФУ в продвижении проекта по всему ДВФО и за его пределами, осуществить государственный заказ с учетом традиционных отраслей хозяйствования в условиях Севера и перспектив освоения северных территорий.

Уважаемые коллеги, еще в начале 90-х годов, когда в стране началось разрушение устоявшейся системы образования, у нас по инициативе первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева сфера образования в республике была объявлена приоритетной целью государственной политики. Эта политика получила своевременную законодательную поддержку. Законы «Об образовании», «Об учителе», «О сельском образовательном учреждении» и др. помогли сохранить главное наше достояние – педагогические кадры, наши школы и их лучшие образовательные традиции. Сегодня не труднее чем тогда. Нам нужно уметь правильно ставить перспективные задачи и иметь политическую волю стремиться к их выполнению.

Желаю всем успехов!
С началом нового учебного года! 
 
Пресс-служба Ил Тумэна.

Опубликовано: 22 августа, 2012 - 15:57
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице