Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Ольга Макиенко: Выборы показали – людям нужна альтернатива | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
27 апреля 2024 года, 13:11 (UTC+9:00) t в Якутске: -3 (09:00)

Ольга Макиенко: Выборы показали – людям нужна альтернатива

 Фактически сформирован новый состав парламента пятого созыва. Его принципиальное отличие от прежних – формирование по другим принципам, по принятому весной этого года республиканскому закону, изменившему избирательное законодательство. Большинство якутян на этапе принятия этого закона не предполагали, как будут проходить выборы-2013. Сегодня можно подвести предварительные итоги. Об этом мы решили побеседовать с одним из инициаторов новшества в избирательном законодательстве, председателем постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по государственному строительству и законодательству Ольгой Макиенко.
 
Главный итог – вовлечение в избирательный процесс
 
Ольга Валерьевна, весной, когда принимались изменения в законы «О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)» и «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)», вам пришлось довольно трудно. Оппозиция выступала против и нужно было отстоять новые нормы избирательного законодательства. Тогда, как один из инициаторов проекта закона, вы были уверены в необходимости изменений избирательного законодательства. Что вы скажете сегодня? Насколько оправданными оказались изменения в избирательном процессе?
 
– Принципиальное новшество заключалось в изменении процедуры выдвижения кандидатов в народные депутаты. Выборы по одномандатным избирательным округам остались как и прежде, а что касается партийной составляющей, мы предложили разбить партийный список на региональные группы. В итоге получилось, что каждая партия постаралась представить свои партийные кандидатуры по каждому избирательному округу. Таким образом, от так называемого «абстрактного» голосования за партию мы перешли к конкретному. Избиратель, отдавая свой голос за ту или иную партию, конкретно знал, кто в случае победы попадет в парламент.
И, несмотря на то, что во время принятия закона об изменении избирательного законодательства было немало негативно настроенных, в конечном итоге закон сработал для всех партий, которые приняли участие в выборах.
 
Каким образом?
– Вы, наверное, тоже голосовали и видели, что в одном из бюллетеней было пятнадцать (!) наименований партий. Для сравнения – на выборах 2008 года приняли участие всего пять республиканских отделений партий, таких как «Аграрная партия России», «Единая Россия», «Либерально-демократическая партия России», «Справедливая Россия» и «Коммунистическая партия Российской Федерации».
При этом, если республиканское отделение «КПРФ» в 2008 году выставило всего 28 человек, то в этом году – уже все 98. Да, это общая цифра по всем уровням выборов, не только в народные депутаты. Но сам факт – 98 человек на сегодняшний день готовы представлять партию «КПРФ». Разве это не хорошо? А ведь еще весной самым веским аргументом многих партий было как раз отсутствие возможности набрать необходимое количество кандидатур для выдвижения.
Более того, я считаю, что новый закон стимулировал партии расширять свое влияние, искать новых людей и начинать более плотно работать с населением.
Это по сути своей позитивно, ведь любая партия конечной целью своей работы видит повышение качества жизни граждан. По сути, перед разными партиями стоят одинаковые задачи. И чем больше людей будет вовлечено в выборный, партийный процесс, тем больше будет понимание в обществе, как достичь этих задач, целей. Убеждена, что это и есть строительство гражданского общества – правовым путем, через партийное строительство, выборный процесс добиваться повышения ответственности людей за свои село, город, улус, республику.
Думаю, многие сумели по достоинству оценить изменения в избирательном законодательстве и почувствовать на себе все плюсы.
 
Новые коалиции Ил Тумэна
 
– Не так давно в прессе прошла информация о том, что в Ил Тумэне пятого созыва появилась своя обособленная группа – десант представителей СВФУ. Как вы расцениваете такую информацию?
 
– Действительно, в новом созыве достаточное количество представителей от науки. С моей точки зрения, это неплохо. Образованные люди, болеющие душой за республику, выразившие желание не на словах, а на деле изменить жизнь своих земляков к лучшему – эта позиция заслуживает уважения. Людям импонирует такой подход, они голосуют и выбирают.
Такой подход, кстати, продемонстрировало и население Алданского района республики. Хочу заметить, что в новом созыве парламента будут работать три депутата от Алданского района – я, Дудниковы Александр Николаевич и Дудников Александр Александрович. Мы с Александром Николаевичем прошли по одномандатным избирательным округам Томмотскому № 15 и Алданскому № 14 соответственно. Мои земляки также поддержали Александра Александровича, выдвинувшегося по партийному списку «Единой России». Это действительно неплохой результат.
 
– Как вы считаете, почему в районе высокий партийный рейтинг?
 
– Думаю, потому что все отработали хорошо. На встречах с населением я всегда подчеркивала, что иду на выборы от партии «Единая Россия». При этом надо отметить, что люди довольно позитивно реагируют на партийную принадлежность кандидата. Партия – это прежде всего люди. И если население видит, что человек старается, хочет сделать максимально много для своих земляков, что он болеет душой за район, это положительно сказывается и на его имидже и в целом на всей партии.
 
Об ответственности избирателя и политической конкуренции
 
-- Ольга Валерьевна, вы впервые были избраны по одномандатному округу. Какие у вас впечатления от выборной кампании?
 
-- Разумеется, выборы «на земле» дают более полное представление о проблемах, которые есть у людей. Я уверена, что это знание позволит мне намного эффективнее решать вопросы округа. Кандидаты, которые шли на выборы по партийному списку, также проводили активную работу. В этом, кстати, и есть основной плюс принятого нами закона – он максимально приближает к людям кандидата.
В связи с этим я предлагаю всем вновь избранным народным депутатам взять за основу те наказы, которые были получены от избирателя. Возможно, даже сделать единый свод для того, чтобы четко понимать, в каких законодательных изменениях нуждаются граждане.
Приведу простой пример. В прошлом созыве в наш адрес, инициаторов внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях республики о так называемом «комендантском часе» для детей, было немало критики. Позже многие оценили все плюсы законодательного новшества. Однако, как выяснилось, на местах реализация этих статей Кодекса буксует. На встречах в Алданском районе люди часто говорили о том, что дети гуляют без присмотра допоздна и никто их не контролирует. Значит, статьи кодекса надо дорабатывать.
Также на встречах часто поднимались вопросы по поводу квот на вылов рыб, охоту. Это уже федеральное регулирование и необходимо выступать с поправками в федеральное законодательство.
Таким образом, у каждого народного депутата сегодня есть полная картина законодательных задач по своему округу. Считаю, что их нужно объединить и составить перспективный план законодательной работы.
 
-- Скажите, не приходилось ли вам на встречах сталкиваться с негативным подходом населения к выборам?
 
-- Наверное, как и каждому кандидату, вне зависимости от партийной принадлежности, приходилось слышать такое. Уверена, что в новом созыве нам предстоит продолжить работу по правовому просвещению граждан. Ведь точка зрения о том, что выборы ничего не решают – это и есть проявление правового нигилизма. В то же время, не приняв участия в выборах, не выразив свое мнение, человек сам лишает себя возможности влиять на ход жизни, на политические события. Он самоустраняется и не получает права оценивать работу депутатов, власти. В этой связи я считаю разумным говорить об ответственности избирателя наряду с ответственностью партий и кандидатов. Мы все вместе формируем политическое пространство, отвечаем за то, какой будет наша жизнь. Значит, и принимать участие в выборах должны, пусть и в разном качестве, но все вместе.
 
Будущее парламента в его открытости и четкой законодательной стратегии
 
-- В прошлом созыве парламента вы стали самым результативным депутатом. Многие отмечали вашу активную позицию, в том числе и при отстаивании знаковых проектов законов, как например, касающихся изменения избирательного законодательства. Какой вам видится ваша роль в новом созыве?
 
-- В целом весь депутатский корпус четвертого созыва отработал плодотворно. Нам удалось в полной мере кодифицировать республиканское законодательство. Отдельно хочу поблагодарить за совместную успешную работу членов своего комитета Александра Ким-Кимэна, Александра Жиркова, Дмитрия Горохова, Анатолия Алексеева, Елену Алексееву, Александра Гаврильева, Валерия Иванова, Сергей Никонова, Ньургуна Тимофеева. Мы проработали отдельные статьи Конституции Республики Саха (Якутия), разработали Кодекс об административных правонарушениях республики, практически полностью модифицировали избирательное законодательство. Была проделана действительно большая работа.
Новому созыву, я думаю, стоит обратить внимание на более детальную работу с федеральным законодательством. Не секрет, что региональные законодательные инициативы проходят редко. Я считаю, что необходимо продумать упрощенные правовые механизмы, позволяющие регионам в целом и республике в частности, доносить до федерального законодателя свои разработки. Это позволит решить многие насущные вопросы республики и станет площадкой для работы с другими регионами. Сегодня перед нами стоит задача разработки проектов законов, касающихся развития Дальнего Востока. Принятие этих законодательных актов существенно улучшит качество жизни якутян. Считаю, что объединившись прежде всего с регионами Дальневосточного федерального округа, мы сможем добиться принятия закона о развитии Дальнего Востока.
Кроме того, стоит внимательнее подойти к федеральным инициативам, поступающим в парламент для предложений и замечаний. В этих инициативах – будущее страны. Необходимо более плотно работать с ними, выражать и отстаивать свою точку зрения.
Также я вижу необходимость разработки стратегии развития законодательства Республики Саха (Якутия).
Безусловно, законодательство должно в полной мере отражать жизнь, идти за ней. В то же время у нас должен быть план, стратегия, концепция – генеральная линия. Считаю, что в основу должно лечь именно разумное сочетание законодательного отстаивания интересов республики, ее граждан, с возможностью интегрирования в федеральное законодательство, правовое пространство. Мы не должны быть пассивными наблюдателями. Парламент республики – это выраженная воля народа, необходимо отстаивать его интересы, более активно включаться в общефедеральные законодательные процессы. Развиваться, смотреть шире, предлагать новые пути решения имеющихся проблем и для этих целей не стесняться озвучивать свою собственную, пусть и идущую вразрез с общепринятой, точку зрения.
Хочу также сказать, что настало время изменения качества депутатов, вне зависимости от партийной принадлежности. Мы выдержали большую конкуренцию во время праймериз, в выборном процессе. Теперь пришел черед показать, подтвердить свою законодательную дееспособность. Честная конкуренция между депутатами, эффективная законодательная работа будут лишь во благо граждан республики.
 
– Ольга Валерьевна, предыдущий созыв парламента был достаточно открытым для СМИ. Как вы считаете, сохранится ли в пятом созыве такая тенденция?
 
– Открытость парламента – это аксиома. Депутат обязан работать гласно. Население имеет полное право знать о разрабатываемых законодательных инициативах, о работе парламента. И я уверена, что в новом созыве нам удастся не только сохранить уже имеющиеся позиции, но и сделать шаг вперед к людям, к своим избирателям.
 
Спасибо за беседу. И поздравляем вас с заслуженной победой!
 
Анна Томина.
 
 
 

Опубликовано: 20 сентября, 2013 - 09:04
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице