Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Своими силами проблему северного завоза не решить | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
4 мая 2024 года, 23:55 (UTC+9:00) t в Якутске: 0 (03:00)

Своими силами проблему северного завоза не решить

 Сгустили краски или указали на проблему?
 
Открывая заседание, заместитель председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Виктор Губарев отметил, что описание ситуации с северным завозом в центральных средствах массовой информации отличается от реального положения дел в Индигирской группе улусов: «Да, проблемы есть, но люди не умирают с голода и не замерзают. Не надо сгущать краски».
Это подтвердила и специально организованная комиссия во главе с начальником Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России Виктором Яцуценко, сообщая о результатах поездки оперативной группы ведомства в Аллаиховский и Абыйский районы Якутии: «Мы специально обошли все магазины, школы, детские сады и больницы. Расспросили и маленьких, и взрослых и убедились в том, что все вопросы жизнеобеспечения решены, социального напряжения в этих районах нет».
 
В продолжение темы Виктор Николаевич добавил: «Когда оперативно приходит помощь - это всегда хорошо, но с завозом 80 тонн продовольствия проблемы не решить. Вопрос лежит намного глубже. Проблемы навигации, Северного морского пути, отсутствие овощехранилищ так и остаются нерешенными каждый год, пока на федеральном уровне не принят закон «Об особом режиме завоза грузов в районы Крайнего Севера». Номенклатура товаров, которые мы доставляем на север, представляет всего 14 наименований, а не 24 или 26, как требует Правительство РФ. Эти вопросы стоят очень остро, и решать их надо в ближайшее время. Поэтому в план работы парламента в осеннюю сессию текущего года необходимо включить проведение парламентских слушаний на тему: «О ходе реализации Закона РС (Я) «Об особом режиме завоза грузов в арктические и северные улусы Республики Саха (Якутия)».
 
Стоит ли вводить режим ЧС?
 
В настоящее время в целях стабилизации ситуации с северным завозом среди прочих мер было принято решение о досрочном открытии автозимников.
С основным докладом по этому вопросу выступил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства республики Сергей Владимиров, который проинформировал, что 30 октября был подписан приказ министерства транспорта об утверждении примерного графика открытия и закрытия сезонных автомобильных дорог, согласованный с Госкомобеспечения, министерством ЖКХ и другими ведомствами.
На автозимнике индигирской группы улусов сегодня производятся работы по трассировке и замеру ледяного покрова. Для этих целей на ряд участков будет переброшена тяжелая дорожная техника, что потребует немалых финансовых вложений. Например, только на автозимник Депутатский – Сыаганнаах – Белая Гора потребуется за ноябрь-декабрь 2013 года 11 млн 822 тыс. рублей, а на январь-апрель 2014 предусмотрено еще 10 млн 477 тыс. рублей. Всего же на содержание автозимников в 2013 году предусмотрено порядка 728 миллионов рублей, а также «забронировали» еще 43 миллиона рублей на дополнительные расходы в связи с ранним открытием автозимников, которые будут финансироваться из дорожного фонда.
 
Однако поскольку не по всем участкам дорог проведены аукционы на предоставление услуг среди подрядных организаций, существует опасность не успеть подготовить автозимники в срок. Таким образом, самая главная проблема, которую надо решить сегодня – обеспечение ранней работы автозимника. Работы нужно начинать немедленно – пока снег неглубокий и его можно убирать мелкогабаритным транспортом. Если снег уплотнится и покроет лёд, то промерзать он будет медленно.
 
Сомнение также вызывает репутация подрядчиков, и как справедливо отметили депутаты, надо лучше выбирать поставщиков услуг, которые будут работать на стратегических направлениях. Вице-спикер парламента Виктор Губарев выразил обеспокоенность тем, чтобы тендеры на подготовку автозимников не выиграли организации, «у которых нет ничего за спиной», без собственной спецтехники, так как в прошлом году был случай, когда тендер за счет заявленной меньшей суммы выиграл подрядчик, который перенанимал организации с техникой.
 
Также народными избранниками было внесено предложение о введении режима ЧС с целью сокращения сроков доставки социально-значимых грузов в индигирскую группу улусов.
 
Просить о помощи не стыдно
 
Свое видение ситуации и предложения по вопросам организации зимников в Арктике озвучил Владимир Членов, народный депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн): «Республике требуется 8 миллиардов 600 миллионов рублей на содержание и ремонт автомобильных дорог и зимников в соответствии с разработанным регламентом. А в настоящее время на эти цели отпущено всего 4 миллиарда рублей. И вот вместо того чтобы получить помощь от большой страны, которая, кстати, желает нам помочь, поскольку в Москве обеспокоены возникшими проблемами, мы говорим, что у нас все хорошо, и отказываемся от помощи. Боимся включить режим ЧС. 40 тонн продовольствия привезли, и кто-то расслабился,мол, все хорошо. Так надо еще возить топливо, нефть, ГСМ.
 
Мы бы за 43 миллиона рублей в 43 населенных пунктах дороги бы отремонтировали. А нам почему-то стыдно режим ЧС объявить по оборудованию зимников в Арктике. Мы сами себя берем и обезноживаем на огромную сумму - 43 миллиона рублей. А ведь это только начало, ведь потребуются еще дополнительные средства на непредвиденные расходы с пометкой на погодные условия. Я считаю, что нам нельзя самих себя секвестировать, это противоестественно в условиях создавшейся ситуации. Мы сейчас слышим, что 40 миллиардов рублей дает федеральный бюджет на дорогу Вилюй, которая находится в нормальном состоянии, 20 миллиардов на юг. А здесь стесняемся объявить ЧС и затребовать деньги, чтобы ликвидировать сверхсложную ситуацию.
 
Я напомню, 30 миллионов, которые мы с вами планировали в Ил Тумэне на 60 км дорог до Нижней Колымы, которые были прописаны в бюджете, где они? Их секвестировали таким же образом. Сами себя грабить начали внутри республики. Поэтому сейчас нужно составить развернутый план действий по содержанию зимников на всех дорогах.
Мое предложение - объявление ЧС по оборудованию и содержанию зимников в Арктике. Мое личное убеждение – нужно создать казенное предприятие по содержанию и обустройству зимников в Арктике. Все разработки уже есть. И сейчас самое время для принятия такого решения. Есть ведь аэропорты севера, которые ни у кого ничего не просят. 800 миллионов получают из казны и 700 миллионов зарабатывают. Вот так должны строиться отношения и с дорожным хозяйством в Арктике».
 
Об объемах завоза в индигирскую группу улусов
 
Во второй части рабочего совещания с докладом об объемах завоза социально-значимых грузов выступила Вера Боярова, заместитель председателя Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения РС(Я). Так, общий план завоза по индигирской группе улусов в навигацию за 2013 год составлял 49 тысяч 47 тонн, из которых доставлено 18 тысяч 755тонн. Не завезены сельхозпродукция, строительные материалы, остальная группа товаров доставлена частично.
 
В Абыйском улусе тепловая энергия вырабатывается котельными на угле и нефти. Сегодня недопоставлен необходимый объем угля и нефти, поэтому некоторые котельные будут переведены на дизтопливо. Обеспеченность необходимым сегодня имеется до открытия автозимника. В Аллаиховском улусе обеспеченность продовольствием рассчитана также до открытия автозимника. А котельные поселка Чокурдах будут заменяться на дизельное топливо до подвоза нефти с Нижнеянска. С открытием автозимников внутри улусов также будут осуществляться плановые перевозки нефти и дизельного топлива из поселка Чокурдах до всех населенных пунктов, а также внеплановые зимние перевозки из п. Нижнеянск в п. Чокурдах. Всего необходимый объем по зимним перевозкам - 39 тысяч 364 тонны. Для Абыйского улуса – это 15 тысяч 756 тонн, для Аллаиховского улуса – 5 тысяч 740 тонн, для Момского улуса - 17 тысяч 868 тонн. Все схемы перевозок разработаны с учетом поставленных задач. Конечно, объемы достаточно большие, особенно с учетом протяженности наших зимников и малотоннажности техники.
 
Вера Васильевна также ответила на вопросы депутатов о повышении цен: «Чтобы решить эту проблему, рабочая группа правительства посетила улусы и отработала вопросы по продовольственным товарам с предпринимателями, которые реализуют продукты для населения. Введен контроль над поддержанием цен на приемлемом для населения уровне, поэтому завышения цен не должно быть. Для этой цели было предложено субсидирование части транспортных расходов предпринимателей именно на ту группу товаров, которых сегодня недостает».
 
Вопрос по северному завозу остается открытым
 
В ходе заседания были озвучены проблемы по перевозке нефти и отсутствию наливников. Слово взял Игорь Никитин, народный депутат Госсобрания (Ил Тумэн), генеральный директор ОАО «Саханефтегазсбыт»: «Я полностью поддерживаю Владимира Михайловича по вопросу необходимости дополнительного привлечения средств из федеральных источников. И надо понимать, что эта проблема не одномоментная, и в этом плане можно ставить вопросы по мелкосидящему флоту, земснарядам и ЛГБУПС на следующий год. И вопросы по неснижаемому переходящему запасу, который должен составлять по нормативам 72 тысячи тонн, а у нас только 23 тысячи тонн выкуплено правительством, тогда как минимальный порог должен составлять 32 тысячи тонн. И может быть, под этим предлогом снова поднять вопрос о строительстве совмещенного железнодорожного моста».
 
К концу рабочего совещания были подведены неутешительные итоги, поскольку вскрылось много сопутствующих проблем, которые надо было решить еще вчера. Масштаб работ огромный и требует консолидированных действий. Подводя итоги заседания, Виктор Николаевич отметил: «Во-первых, совершенно правильно была высказана мысль о том, что возникшей неординарной ситуацией необходимо воспользоваться, чтобы решить выше обозначенные проблемы. Во-вторых, привлечь ресурсы федеральные и ставить вопрос о возобновлении северного завоза, каким он был в советское время. До 1990 года все было четко расписано, каждый знал, за что отвечал. Сейчас начнем выборочно работать по автозимникам, пройдем по ряду зимников от начала до конца и на деле увидим, как написанное на бумаге реализуется в жизни. Сейчас картина ясна, и мы знаем, что нужно делать».
 
Состоялся конструктивный и открытый разговор, как доставить в арктические улусы грузы, и что делать, чтобы чрезвычайная ситуация не повторилась вновь. А для этого депутаты Госсобрания (Ил Тумэн) проведут расследование причин срыва северного завоза на реке Индигирка, из-за которого в трех северных районах республики возник дефицит топлива и продовольствия.
 
Соответствующее предложение внес председатель постоянного комитета Ил Тумэна по экономической, инвестиционной и промышленной политике Виктор Федоров. Депутаты рассчитывают, что в ходе расследования удастся выяснить, какие ошибки были допущены при организации северного завоза, и что можно учесть в последующие годы. По мнению депутатов, компенсация дополнительных издержек должна ложиться не только на плечи республиканского бюджета. Цель - добиться софинансирования этих работ из федерального бюджета. Сумма дополнительных расходов оценивается в один миллиард рублей. Основной причиной срыва северного завоза называется обмеление рек и ранний ледостав, хотя в случившемся еще предстоит разбираться.
 
Почему не довезли грузы до северных поселков?
 
Логистика северного завоза в Якутии очень сложна. Все необходимое для республики поступает по железной дороге в поселок Усть-Кут, расположенный в Иркутской области на берегу реки Лена. Там, в речном порту Осетрово, все это перегружается на суда. Теплоходы с грузами для северных районов спускаются вниз по Лене, выходят в море и по морскому участку идут к устьям рек Яна, Индигирка или Колыма, где происходит очередная перевалка - на мелкосидящий флот. И уже эти суда доставляют грузы в пункты назначения.
 
Устья Яны и Индигирки мелководны, их каждое лето необходимо углублять. Раньше эту задачу выполнял мощный земснаряд «Анабар», принадлежавший ФГУ «Ленское государственное бассейновое управление путей и судоходства». Однако в 2010 году руководство федерального учреждения направило это судно на заработки на Сахалин. В проливе Лаперуза в шторм «Анабар» разбился. Заменить его оказалось нечем. Летом 2013 года оставшийся на Индигирке маломощный земснаряд не смог прорыть судоходный канал. Не спасло ситуацию и направленное на помощь из устья Яны еще одно специализированное судно. Закончилось все тем, что теплоходы с грузами для индигирской группы улусов, полтора месяца простояв на морском участке, вынуждены были в канун зимы разгрузиться почти на тысячу километров западнее - в устье Яны. А те мелкосидящие суда, которые прорвались из реки в море и там приняли на борт часть грузов, не смогли подняться по Индигирке, потому что вмерзли в лед.
 
Аркадий Горохов, глава Аллаиховского улуса:
 
- Надо констатировать факт – северный завоз сегодня сорван. По топливу улус обеспечен на 49% от потребностей, промышленными товарами – на 70%, по энергетике – на 100% благодаря опережающему завозу энергетиков. «Овощной рейс» подошел к разгрузке среди последних, стоял на рейде и ждал, когда разберутся с судами и нефтепродуктами. Когда в улусе объявили режим ЧС, мы запросили помощь у ЛОРПа и ЛГБУПСа (Ленского государственного бассейнового управления путей и судоходства), чтобы они обеспечили проводку судов до Чокурдаха. Но мы получили ответ, что они ждут указаний из Якутска, и им поручено заниматься только переработкой нефтепродуктов. Таким образом, судно с овощами вернулось.
Эта ситуация выходит за все рамки сложившихся традиций в наших северных условиях – нет взаимовыручки, понимания ситуации. Несмотря на все речники должны были выполнить главную задачу – обеспечить северный завоз для арктической группы улусов, потому что от этого зависит вся жизнедеятельность арктического региона республики. Для перевозки сырой нефти из Нижнеянска для нужд только нашего улуса нужно 100 единиц наливного транспорта, а где мы их возьмём? Это большая проблема. Сегодня улус обеспечен основными продовольственными товарами из 13 наименований на один год. Но у населения есть потребность в других продуктах – подсчитано, что стоит необходимость в дозавозе 12 тонн продовольствия и 45 тонн овощей и картофеля.
 
Михаил Никулин, глава Абыйского улуса:
 
- Самая сложная ситуация сложилась у нас. По каменному углю вместо запланированных 14 525 тонн фактически доставлено 4 900 тонн, по пути в поселок Белая Гора в 170 км от поселка осталось 4 756 тонн, остальной уголь на Индигирку даже не дошел, остался на Яне, и его перебазировали в Нижнеянск. По сырой нефти вместо запланированных 3 595 тонн завезено 600. Из запланированных к завозу 2 000 тонн угля завезли 570 тонн, 300 из них остались в Дружине. Угля хватает только до 20 ноября, после – котельные будут переводить на дизтопливо. Для перевода нужно 260 тонн дизтоплива. 60 тонн планируют взять из запасов «Сахаэнерго». Военными вертолетами завезли 130 тонн. Этих 190 тонн должно хватить до 24 декабря. Сырой нефти хватает только до 9 ноября.
Состояние с обеспечением продовольствием тоже проблематичное. Почти все контейнеры с продуктами остались в Сыпном Яру: четырнадцать 20-тонных контейнеров, семь 3-тонных, груз «Якутоптторга» в 271 тонну. Не было довезено также 60 тонн овощей и картофеля, но благодаря быстрому реагированию предприятия «Якуттуймаадаагроснаб» шестью авиарейсами доставили в улус 31 тонну.
 
Продукты из необходимого перечня есть, цены на продукты питания в пределах нормы. Нет овощей, колбасы, молока. Один раз в неделю продукты привозят индивидуальные предприниматели, и товар населением скупается моментально. Будет сделано шесть субсидированных дополнительных авиарейсов. Сейчас 1 кг груза, доставленный самолетом, стоит 286 рублей, из них 163 рубля будет субсидировать правительство республики, таким образом, мы дополнительно привезем 24 тонны. Предлагаю взять на контроль ситуацию с возвратом строительных материалов. Так, не довезли стройматериалы для строительства 16-квартирного дома в Абыйском улусе, и стоит проблема оплаты возврата, и самое главное – нужно сохранить в Инвестиционной программе бюджета строительство объекта в следующем году.
 
Петр Черемкин, глава Момского улуса:
 
 - Ситуация по завозу горюче-смазочных материалов сравнима с бомбой замедленного действия. Эту зиму мы переживем за счет того, что 96% ГСМ этого года мы завезли в Мому в прошлом году за счет опережающего завоза. Но 14,8 тысяч тонн на следующий год на этот раз практически не завезен.
 
Вывозить груз по маршруту «Нижнеянск – Усть-Куйга – Депутатский – Сыаганнаах – Белая Гора – Кэбэргэнэ» будет сопряжен с некоторыми трудностями, мы предлагаем другой вариант короче на 300 км – по маршруту «Нижнеянск – Усть-Куйга – Депутатский – Сыаганнаах  – Кэбэргэнэ», по которому в советское время завозили сено. Администрация Момского улуса сделала подробный расчет, вплоть до количества техники, которая будет задействована от улуса. В районе готовят гаражи для привлекаемой техники, пункты питания и размещения, закупили 14 тепловых пушек для обогрева пустующих гаражей. С Хандыги привезем 3 900 тонн дизтоплива для выработки электроэнергии и 1000 тонн сырой нефти. Но нефтебаза Хону не приспособлена для ее хранения – нет емкостей с обогревающим оборудованием. Также необходимо решить вопрос с приобретением нового земснаряда и точно рассчитывать стоимость километража дорог. И надо решить проблему с автозимником.
 
Подготовила Ольга Молчанова, Парламентская газета «Ил Тумэн» №44 от от 8 ноября 2013 года
 
 
Дата последнего изменения: 12 декабря 2018, 15:01
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице