23 июня 2022 года, 14:31 (UTC+9:00) t в Якутске: 23 (09:00)

Храня и приумножая

Конституция. Основной закон. Казалось бы, небольшой документ — всего 137 статей. Но именно Конституция определяет порядок жизни в стране. Ни один законодательный акт, будь это федеральный закон или распоряжение главы муниципального образования, не может противоречить Основному закону. Базовая ценность Конституции прежде всего в том, что в ней регулируются и защищаются основные права и свободы граждан, и она является остовом для всего законодательства страны.
 
20 лет назад наша страна переживала непростые времена. Ее раздирали противоречия практически во всех сферах, на всех уровнях — от противостояния между исполнительной и законодательной ветвями власти до непонимания между федеральным руководством и руководителями субъектов Федерации. Люди не знали, что ждет их завтра, были обеспокоены будущим своих детей.
 
Принятие в декабре 1993 года Конституции новой России остановило этот процесс. Были четко и предельно понятно прописаны основные правила игры, которых следует придерживаться всем ветвям власти, всем политическим партиям и движениям, определены основные механизмы защиты всех граждан страны. Конституция стала поворотным моментом в становлении современной демократической суверенной России. Ее энергетический потенциал позволил преодолеть негативные тенденции и направить страну в созидательное русло. Имею все основания полагать, что потенциал Конституции, заложенные в ней энергетика и ресурс развития далеко не исчерпаны, и мы обязаны использовать их до конца.
 
Жизнь меняется, она не стоит на месте. Происходят трансформации в обществе, стремительно меняется мир, меняемся мы. Меняется законодательство, оно совершенствуется, обновляется с учетом требований времени. Но основные ценности — непреложны. К таким ценностям относится Конституция России. Периодически звучат призывы пересмотреть её, в том числе заложенные основы, подготовить новую редакцию, внести поправки и изменения. Считаю, что такой подход не всегда корректен.
 
Да, некоторая корректировка отдельных статей в исключительных случаях может быть осуществлена. Но в то же время базовые ценности необходимо сохранять, оберегать и не подвергать ревизии. Только так мы можем с уверенностью смотреть в будущее, можем прогнозировать развитие на десятилетия вперёд.
 
К сожалению, мы не относимся к числу стран с высокой правовой грамотностью. Люди не стремятся ликвидировать этот пробел, полагая, что это их не касается, и лишь в крайних случаях начинают интересоваться своими правами. Об обязанностях же стараются не думать вообще. Наша задача — избавляться от такого положения вещей, стремиться преодолеть правовой нигилизм, сделать так, чтобы наши граждане владели основами права. Начинать надо с малого. Со знания Конституции, ее положений. Начинать надо с себя.
 
Несмотря на такое положение вещей, роль права возрастает. Правовому регулированию подвергнуты все сферы жизни, все его аспекты. Это не значит, что плодятся юридические запреты и ограничения. Да и количество законов не всегда переходит в их качество. Можно создать огромное число законодательных актов, но не соблюдать их положения. Закон обязан быть точным, выверенным и недвусмысленным. Должностные лица, органы власти должны ими руководствоваться, при этом недопустима их двусмысленная трактовка.
 
Всё это не просто красивые слова о преодолении правового нигилизма и роли права в жизни каждого человека. Современное общество становится более активным, растет роль общественных институтов, люди стремятся реализовывать своё конституционное право на управление страной. Часто можно услышать жалобы, что простому человеку сложно бороться с системой, сложно достучаться до власти. Это не так. Зная закон, зная свои права и обязанности, можно добиться многого. Сейчас в стране идет обсуждение проекта федерального Закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», который дает гражданам широчайшие права на осуществление общественного контроля не только через участие в общественных организациях, но и лично. Любой гражданин страны, если посчитает нужным, может осуществлять общественный контроль, не вступая для этого в ряды организаций данного профиля. В законопроекте подробно расписано, кто, когда, как, зачем и почему может осуществлять общественный контроль, прописаны действия должностных лиц, которые обязаны содействовать осуществлению контроля. Полагаю, что в ходе общественного обсуждения в закон будут предложены жизненные поправки, которые сделают его действенным механизмом общественного контроля.
 
С помощью таких механизмов мы можем изменять законодательство, приводить его в соответствие с реалиями дня, возможно, где-то работать на опережение. Но такие изменения нужно осуществлять в рамках действующей Конституции. Законы не пишутся сами по себе. Их диктует время, их создают люди, выбранные представлять интересы всех слоев общества. Процесс этот постоянен, но его направление определяет один документ. Основной документ — Конституция.
 
Интервью заместителя Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Ольги Макиенко республиканской общественно-политической газете «Якутия» (№ 231 от 11 декабря 2013 года) 
 
Опубликовано: 12 декабря, 2013 - 13:35
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице