Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Парламентарии обсудили проект закона об образовании в Республике Саха (Якутия) | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
6 мая 2024 года, 08:18 (UTC+9:00) t в Якутске: 8 (09:00)

Парламентарии обсудили проект закона об образовании в Республике Саха (Якутия)

В Государственном Собрании (Ил Тумэн) 17 декабря 2013 года состоялись парламентские слушания на тему «Обсуждение проекта закона Республики Саха (Якутия) «Об образовании в Республике Саха (Якутия)». Мероприятие провела председатель постоянного комитета по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Антонина Григорьева.
 
В работе парламентских слушаний приняли участие заместитель Председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Виктор Губарев, народные депутаты республики Александр Уаров, Алексей Еремеев, Елена Голомарева, Марфа Филиппова, Александр Сусоев, Михаил Габышев, Иван Андросов, Алина Винокурова, заместитель Председателя Правительства республики Феодосия Габышева, министр образования Якутии Сардана Татаринова, руководящие  и ответственные работники министерств и ведомств, представители педагогической, родительской общественности из Горного, Намского, Хангаласского улусов и города Якутска, представители средств массовой информации.
 
Открывая работу парламентских слушаний, Антонина Григорьева отметила, что действующий Закон Республики Саха (Якутия) «Об образовании» работает уже 21-ый год. С 1 сентября 2013 года на территории Российской Федерации стал действовать Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в обсуждении которого приняли участие многие присутствовавшие на мероприятии. Народный депутат сообщила, что многие предложения из Якутии вошли в действующий Федеральный закон: это предложения о повышении статуса учителя, о малокомплектных школах, самое главное – появление раздела «Обучение и воспитание на родных языках». Антонина Григорьева отметила, что в данное время стоит задача разработки около 200 нормативных правовых актов в области российского образования.
 
Председатель Правительства республики Феодосия Габышева заявила, что инициатором разработки обсуждаемого регионального законопроекта стал Президент Якутии Егор Борисов. Выступая на августовском совещании этого года, Егор Афанасьевич поставил задачу разработать сбалансированный документ, обеспечивающий благоприятные условия для реализации конституционных прав граждан на образования с учётом социально-экономических, географических, этнокультурных и иных особенностей республики. Созданная вслед за этим рабочая группа разработала проект закона, который прошёл широкое общественное обсуждение, в котором приняли участие не только профессионалы, но и родители, представители других министерств и ведомств, общественные организации. Законопроект обсуждался на «круглых столах», встречах с населением и по линии общества «Знание». «Рабочей группой получено много предложений и замечаний, часть которых учтена в проекте закона», - сказала Феодосия Габышева.
 
Докладчик рассказала, что проект закона состоит из 5 глав и 30 статей. Законопроект регулирует правовые, организационные и экономические особенности функционирования системы образования в Якутии, закрепляет меры социальной и иной поддержки обучающихся, педагогических и иных работников системы образования республики. Он чётко разграничивает полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования. Законопроект повышает доступность образования. В качестве примера вице-премьер правительства республики привела определение в проекте закона особого статуса малокомплектной дошкольной образовательной организации, малокомплектной образовательной организации среднего профессионального образования, кочевой школы и общеобразовательной школы агротехнологического направления. Феодосия Габышева подчеркнула, что таких  образовательных организаций в действующем ныне законе нет.
 
В законопроекте прописано, что для малокомплектных образовательных организаций республики, реализующих основные общеобразовательные программы нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Для организации образовательного процесса в местах традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера республики создаются кочевые школы – образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, учитывающие кочевой уклад жизни, основанный на исторически сложившихся традициях  и обычаях, связанный с ведением традиционной хозяйственной деятельности и предполагающий постоянное перемещение в пределах маршрута кочевания без строгой привязанности к определенному пункту и месту жительства. К общеобразовательным организациям агротехнологического профиля относятся общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования и обеспечивающие подготовку обучающихся по предметам агротехнологического профиля. Также новый закон сохранит и расширит меры социальной поддержки для педагогических работников, проживающих в сельской местности и рабочих посёлках.
 
Далее Феодосия Габышева остановилась на региональных особенностях проекта закона. Во-первых, это статья 8 «Языки образования», гарантирующая получение образования на русском языке как государственном языке Российской Федерации, получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на языке саха как государственном языке Республики Саха (Якутия), а также права на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Во-вторых, республика обеспечивает создание условий для преподавания и изучения родных языков коренных малочисленных народов Севера, являющихся официальными языками в местах их компактного проживания. Как отметила докладчик, сегодня, по данным Института социологии Российской Академии наук, 81% родителей саха хотят, чтобы их дети владели русским и родным языком, а 40% русскоязычных родителей желают, чтобы их дети знали якутский язык.
 
Также новый закон определяет самостоятельность республики в методическом обеспечении и проведении итоговой государственной аттестации по родному языку и литературе. Статья 18 законопроекта устанавливает, что исполнительные органы государственной власти республики, осуществляющие управление в сфере образования, организуют разработку печатных и электронных образовательных ресурсов, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ дошкольного, начального, основного, среднего общего и среднего профессионального образования  с учетом региональных и этнокультурных особенностей Республики Саха (Якутия) и участвуют в проведении экспертизы учебников для включения в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию с целью обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей Республики Саха (Якутия), реализации прав граждан на получение образования на родном языке и изучение родного языка и литературы на родном языке.
 
Также в проекте закона закрепляются формы частно-государственного партнёрства в сфере образования. Частно - государственное партнерство в сфере образования может реализовываться в формах попечительских или управляющих советов, в которых участвуют представители субъектов частного сектора; института общественного взаимодействия на основании решений органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в форме экспертных и общественных советов, рабочих групп и иных объединений; соглашения, договора о сотрудничестве или протокола о намерениях по осуществлению совместных действий; простого товарищества; некоммерческой организации, автономной некоммерческой организации, некоммерческого партнерства, фонда; концессионных соглашений; привлечения управляющих компаний.
 
С содокладами выступили начальник муниципального казенного управления «Управление образования»  МР «Горный улус» Варвара Сметанина, директор муниципального бюджетного образовательного учреждения «Едейская средняя общеобразовательная школа им. З.П.Сивцева»  Намского улуса Анатолий Барашков, заведующая муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Центр развития ребенка-детский сад № 86» «Колокольчик» Якутска Татьяна Инютина, кандидат педагогических наук, заведующая муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением  Центр Развития Ребенка – детский сад  №5 «Брусничка» Марина Пышненко. В выступлениях была озвучена оценка проекта закона и внесены предложения.
 
Далее участники парламентских слушаний задали вопросы разработчикам проекта закона «Об образовании в Республике Саха (Якутия)». Так, народный депутат республики Елена Голомарёва уточнилась, прописаны ли в проекте республиканского закона нормы организации летнего отдыха детей и повышения квалификации учителей. Парламентарий Марфа Филиппова рассказала, что в её адрес поступает много обращений по поводу лицензировании медицинской деятельности работников, ведущих свою деятельность в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, и спросила, к какой отрасли относится эта категория работников. Также вопросы по проекту закона задали народные депутаты Виктор Губарев, Александр Сусоев, Алексей Еремеев, Иван Андросов и Алина Винокурова. Председатель Контрольного комитета Ил Тумэна, народный депутат Александр Уаров подчеркнул, что обсуждаемый проект закона учитывает региональные особенности Республики Саха (Якутия), отметил, что агрошколы являются единственными учебными заведениями, которые учат детей трудиться и способствуют тому, чтобы молодёжь не уезжала из села. Александр Сергеевич призвал народных депутатов работать над внесением предложений в проект закона в режиме второго чтения. Свои предложения в статью 25 проекта закона также высказала председатель профкома работников образования города Якутска Зоя Окоёмова.
 
Феодосия Габышева подчеркнула, что республиканский проект закона не дублирует Федеральный закон. «Если ныне действующий республиканский закон на 99% дублировал действовавший ранее федеральный закон, этот новый проект закона где-то конкретизирует, где-то уточняет, где-то расширяет Федеральный закон с учётом наших специфических особенностей», - подчеркнула премьер-министр правительства республики.
 
После обсуждения участники приняли рекомендации. Так, правительству рекомендовано в январе 2014 года внести проект закона республики «Об образовании в Республике Саха (Якутия)» на рассмотрение парламента республики. Государственному Собранию (Ил Тумэн) рекомендовано рассмотреть вопрос о принятии законопроекта, органам местного самоуправления и руководителям общеобразовательных учреждений – обеспечить широкое общественное обсуждение проекта закона.
 
Пресс-служба Ил Тумэна
 
 
Опубликовано: 18 декабря, 2013 - 22:41
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице