Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Юрий НИКОЛАЕВ: Мы приняли неплохой бюджет | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
5 мая 2024 года, 00:35 (UTC+9:00) t в Якутске: 0 (03:00)

Юрий НИКОЛАЕВ: Мы приняли неплохой бюджет

Главный итог первых ста дней работы нового созыва Ил Тумэна — принятие бюджета республики на 2014 год. И хотя многие говорили, что он спорный и проблемный, само принятие во втором и окончательном чтении заняло семь минут. Это своеобразный рекорд нашего парламента. Что же представляет из себя бюджет будущего года, каковы его плюсы и минусы? Об этом мы спросили председателя бюджетного комитета Ил Тумэна Юрия НИКОЛАЕВА.
 
— Юрий Михайлович, как работается в качестве руководителя, пожалуй, самого ответственного комитета республиканского парламента?
 
— Разгоняться времени не было, буквально с первого дня после избрания занялись бюджетом. Определенный напряг был, потому что времени мало, а бюджет рассматривается в строго определенные регламентом сроки, и в начале декабря мы должны были принять его в окончательном чтении. Но в комитет пришли работать люди опытные. И понимание стоящей перед нами задачи принесло свои плоды, уложились практически во все регламенты. Нулевое чтение бюджета мы вынесли на суд общественности, провели публичные слушания, активно работали в комитете, согласительных комиссиях. Было много вопросов к правительству, на которые мы получили ответы. Так что работа шла оперативно и слаженно, итог — принятие бюджета 5 декабря. Депутаты не просто проголосовали, а дали республике возможность спокойно работать, довести деньги до получателей, которые в свою очередь могут планировать работу до конца года, объявлять необходимые конкурсы, то есть начинать с понятными финансовыми полномочиями.
 
— Да, было время, что бюджет принимали и в марте.
 
— Сегодня это невозможно, да и работать мы стали более плодотворно, вынося на пленарное заседание уже полностью отработанный и согласованный со всеми сторонами документ. Что касается самого бюджета, думаем, что он неплохой. Конечно, напряженность в некоторых направлениях существует, но не из-за того, что денег нет. Они есть, просто расходов стало больше. Более того, доходы потихоньку увеличиваются, хотя и не так быстро, как хотелось бы, расходы растут быстрее.
 
— На днях мне попалась статья одного из российских аналитиков, в которой сказано, что нынешняя экономическая политика правительства России ведет регионы к дефолту. Речь, в частности, шла о повышении зарплат бюджетников, не подкрепленном федеральным бюджетом.
 
— При дефолте доходы абсолютно не соответствуют расходам, у нас этого нет, да и долг республики в рамках Бюджетного кодекса. Так что мы далеко от порога дефолта. Что касается повышения зарплат, то это правильный подход. Просто нужно было это делать раньше. Я вижу проблему в другом: мы должны довести зарплату бюджетников до средней по республике, но когда мы ее повышаем, то и средняя увеличивается. Получается игра в догонялки.
 
— А где взять средства?
 
— Искать резервы. Не секрет, что 30% фонда оплаты труда бюджетников приходится на технических работников. Здесь есть резерв. Другой разговор, что это люди с небольшими доходами и для многих зарплата — единственный бюджет семьи. Так что введение аутсорсинга не панацея, нужна оптимизация всей бюджетной сферы. Вопрос этот сложный, но его нужно решать. Что касается федеральных властей, то они оказывают помощь в других сферах. В любом случае мы должны повышать эффективность расходования каждого рубля.
 
— Кстати, некоторые оппоненты ставят в вину руководству республики тот факт, что мы стали больше получать субсидий и трансфертов из Москвы. Давайте внесем ясность.
 
— В первую очередь это финансирование полномочий, переданных из центра в регион. Второе — те федеральные программы, в которых мы участвуем по принципу софинансирования: сельское хозяйство, переселение граждан из аварийного жилья, строительство жилья для ветеранов и детей-сирот и т. д. Можно сказать, что правительство республики неплохо участвует в федеральных программах и в течение 2014 года мы получим дополнительные средства на решение самых разных задач.
 
— Когда только шла разработка бюджета, пугали, что всем придется «затягивать пояса». Насколько оправдались эти опасения?
 
— К сожалению, по доходам опасения оправдались. В 2013 году мы недостаточно оценили потерю налогов от консолидированной группы налогоплательщиков. Прогноз был достаточно оптимистический, а в результате оказалось, что у «Мечела» прибыльных предприятий раз-два и обчелся, в том числе «Якутуголь» и в Кузбассе, а остальные по нулям или в убытке. В результате мы более трех с половиной миллиардов потеряли только на «Якутугле». Есть потери и по другим предприятиям, что связано в преобладании добывающей промышленности, а значит, мы зависим от мировых цен на сырье. И в ближайшие два года по нему роста цен не ожидается. Мы, кстати, не единственный регион, который от этого пострадал, надеюсь, что вопрос будет решаться, президент и правительство делают для этого все возможное.
 
— Каков дефицит бюджета и как планируется его закрыть?
 
— На сегодняшний день дефицит бюджета 10,4 млрд рублей. Покрытие идет за счет приватизации по утвержденному списку. В Ил Тумэне были споры по включению в план приватизации трех предприятий: «Сахабулта», Нерюнгринской птицефабрики и Дирекции по строительству железной дороги. Если по Дирекции есть ясность — республика ее не продает, а вносит в другое предприятие с госпакетом акций, то по двум другим форма приватизации пока не определена.
 
— Достаточно серьезная доля бюджета идет на сельское хозяйство.
 
— Здесь странная закономерность: чем больше денег выделяется на эту отрасль, тем больше теряем: молока меньше, поголовье уменьшается. Проблема в том, что мы научили людей получать деньги, за которые можно не отвечать. Недавно встречались с молодыми главами, они говорят, что половина селян живут еще советскими представлениями о том, что все должно быть предоставлено государством. Более того, многие молодые этим тоже заражены, хотя и начинают понимать, что должна быть и отдача. К сожалению, и об этом говорит президент Егор Афанасьевич Борисов, пока мы не нашли оптимальную генеральную стратегию развития сельского хозяйства. Та же методика по молоку, которую мы рассматривали на последней сессии, — это бросание из крайности в крайность. Сельское население консервативно, оно привыкло к определенным выплатам, а тут резкая перемена. Сегодня Минсельхоз совместно с депутатами начинает работать над законом о развитии сельского хозяйства. Последний приезд министра сельского хозяйства РФ, я думаю, многим открыл глаза, куда мы должны идти. Была и критика. У нас, например, потеряна племенная работа. Не менее важна кормовая база. Это два ключевых направления.
 
— Основные сокращения в бюджете коснулись инвестиционной программы, то есть капиталоемких объектов. От чего пришлось отказаться и что удалось сохранить?
 
— По Бюджетному кодексу капитальные вложения возможны, только когда есть деньги. Если дефицит, то инвестпрограмма сокращается. Так что в этом году именно она приняла удар. Из плюсов то, что удалось сохранить на уровне 2013 года средства на «добрые дела». Это триста миллионов, и еще сто, которые правительство обещает найти дополнительно в течение года. При этом необходимо изменить концепцию реализации программы. Прежде всего необходимы типовые проекты объектов, прошедшие госэкспертизу. Это даст экономию, а значит, возможность построить больше. По-прежнему возведем десять школ. Председатель Госсобрания Александр Николаевич Жирков поставил задачу  обратить внимание на стоимость строительства в целом. Очень дорого строить детсад за 300–400 млн рублей. В какой-то мере это понятно, у нас дорогие стройматериалы, но есть и новейшие разработки: быстровозводимые дома, стройматериалы из базальтового волокна. Эти материалы легкие, что тоже немаловажно при их доставке. Плюс сокращенные сроки строительства. А это тоже экономия. Эти технологии надо применять, чтобы удешевить квадратный метр. Нам, как бюджетному комитету и Комитету по строительству и ЖКХ дано задание обсудить этот вопрос в первом квартале следующего года на парламентских слушаниях и к 2015 году прийти с четкими предложениями в инвестпрограмму.
 
— А что с теми объектами, которые в инвестпрограмму не вошли?
 
— В основном это детские сады, которые все равно построят, но за счет средств Всемирного банка. С правительством мы об этом договорились. Некоторые пойдут по системе софинансирования, другие включат в разные программы. Так что инвестбюджет не вызывает больших тревог.
 
— Известно, что инвестпрограмма является полем лоббирования объектов, за которые депутаты смогут отчитаться перед своими избирателями. Что вам удалось сделать для жителей Мирнинского района?
 
— Мирнинский район в инвестпрограмме и вообще в бюджете республики занимает особенное, в кавычках, место. Я работал депутатом в третьем и четвертом созывах Госсобрания (Ил Тумэн), мы постоянно выходили с предложениями и поправками, и всегда получали один ответ: у нас есть соглашение с АК «АЛРОСА», все строят они. В результате в программу 2014 года не попало ни одного объекта, потому что она принималась еще в 2012 году. Но сегодня компания находится на другой стадии развития и планово выходит из социальной сферы, так что строить объекты должна республика за счет дивидендов и налогов. Поэтому мы ставим вопрос, и хотя нас нет в программе, нам удалось сдвинуть его с мертвой точки — внести в бюджет строительство четырех объектов нашего района. Это два детских садика в Мирном и Айхале, где существует очередь. Один из них будет рассматриваться по проекту Всемирного банка, другой поможет строить компания, а район планирует на сэкономленные на софинансировании средства начать строить третий. Что касается школы в Алмазном, то есть договоренность с правительством, что, как только будет готов проект, оно постарается включить объект в инвестпрограмму. Еще один больной вопрос — ПТУ № 30 в Айхале, расположенное в деревянном здании. Несколько лет назад было принято решение о передаче ему каменного здания ОРСа, но пока ничего не получилось. Председатель правительства Галина Иннокентьевна Данчикова предложила отработать с АК «АЛРОСА», так как в нем учатся только будущие работники компании.
 
Следующий объект — строительство второй очереди Кадетского училища в Чернышевском. Спрос на обучение в нем достаточно большой, есть очередь, поэтому должны быть и перспективы развития. В свое время там кроме спального корпуса были запланированы строительство яхтклуба на водохранилище, парашютная вышка и другие объекты. Моя задача как депутата и патриота поселка Чернышевский — помочь определить перспективу развития этого учебного заведения, необходимые объекты и начать работать по включению их в инвестпрограмму.
 
— Но ведь многие объекты можно было бы построить по линии «Добрых дел».
 
— К сожалению, в Мирнинском районе не развито это движение, привыкли, что все делает компания. В Арылахе, например, третий год строится спортзал, когда любая деревня делает это за год. Сюльдюкяр вообще отказался, хотя была возможность построить культурно-спортивный комплекс. Это проблема, особенно учитывая, что компания уходит из социалки. Пора учиться рассчитывать и на собственные силы.
 
Колбасина Марина, общественно-политическая газета «Якутия» №238 от 20 декабря 2013 года    
 
Дата последнего изменения: 12 декабря 2018, 15:01
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице