Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Виктор Федоров: Бизнес должен понимать, когда и что будет сделано на перспективу | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
5 мая 2024 года, 03:35 (UTC+9:00) t в Якутске: 0 (03:00)

Виктор Федоров: Бизнес должен понимать, когда и что будет сделано на перспективу

Председатель комитета по предпринимательству о законах, аутсорсинге и государственно-частном партнерстве.
 
В сентябре прошлого года якутяне избрали новый парламент республики. Его постоянный комитет по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры возглавил известный в Якутии предприниматель Виктор ФЕДОРОВ. Сегодня по сути впервые после выборов Виктор Николаевич рассказал «Якутии» о том, какой он видит работу комитета, и о тех проблемах, которые стоят перед предпринимателями, и не только перед ними.
 
Плачевное исполнение
 
— Какие приоритеты в работе комитета вы расставили на 2014 год?
 
— Приоритеты работы комитета понятны — совершенствование законодательства в сферах экономики и промышленности республики, предпринимательской и инвестиционной деятельности. Конечно, важным для нас является поддержка малого и среднего бизнеса. Так, например, поступает много жалоб и от населения, и от добросовестных предпринимателей на нелегальный бизнес. Недавно я побывал в командировке в Нерюнгринском районе. Там расцветают нелегальные гаражные кафе, а проверяющие органы с ними сделать ничего не могут, так как граждане никак не зарегистрированы, в гаражных боксах они ставят столики, жарят шашлыки, вино-водка льются рекой. «Что вы здесь делаете?» — спрашивают у них и получают стандартный ответ: — «Отдыхаю с друзьями, жарим шашлыки, пиво пьем». Каждое лето в Якутске улица Труда превращается в стихийный рынок — идет бойкая торговля прямо с машин, никакие налоги ни городу, ни республике не платят. Остаются только свалка мусора и разбитая дорога! Мы будем ужесточать методы борьбы с нелегальным бизнесом и всеми средствами поддерживать легальное предпринимательство, необходимо на законодательном уровне передать больше полномочий в этой части местному самоуправлению. В плане борьбы с алкоголизмом в конце 2013 года Госсобрание приняло закон «Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)». В то же время парламент обязался продолжить работу в этом направлении и в 1‑м полугодии 2014 года путем проведения «круглых столов» и общественных слушаний. Надо планомерно начать очищать центр города (в первую очередь районы СВФУ, ЯГСХА и других учебных заведений) от алкогольных магазинов, переносить их на окраины и делать их специализированными. Бизнес должен понимать, когда и что будет сделано в плане ограничений на реализацию алкогольной продукции на достаточно долгую перспективу. Люди должны планировать свою работу. И мы должны понимать, что борьба с пьянством и алкоголизмом — это не исключительно запрет реализации алкогольной продукции. Есть Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.08.12 г. №873‑р «Об утверждении плана мероприятий по снижению потребления алкоголя, сохранению и укреплению здоровья населения на 2012–2016 годы». Много полезного в нем запланировано, но исполнение этого плана просто плачевно.
 
Про муниципалитеты с протянутой рукой
 
— Какие инициативы вносят депутаты?
 
— По инициативе депутатов проведено депутатское расследование факта срыва завоза топливно-энергетических, продовольственных и депонационных грузов в Абыйский, Аллаиховский и Момский улусы республики.
 
Кроме того депутаты инициировали предложение организовать общественный контроль за расходованием средств, вырученных от продажи 7% акций АК «АЛРОСА». Их сумма составляет порядка 18 млрд рублей, эти средства планируется направить на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья (6,4 млрд руб.), на строительство онкологического диспансера (2,2 млрд руб.), объектов образования (2,6 млрд руб.), Общественного центра РС(Я) (0,2 млрд руб.), судостроение (0,55 млрд руб.), на развитие коммунальной инфраструктуры (1,57 млрд руб.) и газификацию населенных пунктов (4,0 млрд руб.).
 
Планы правильные, и надо, чтобы они были выполнены на 100%. Не должно быть так, что РИК снова начнет строить очередной торговый центр. Это не надо делать за бюджетные деньги. Инвестиционная политика государства предполагает, что государство не должно составлять конкуренцию частному бизнесу, так как, например, торговые и развлекательные центры частный сектор сам отлично строит. Вот социальные объекты — школы, детские сады — пожалуйста! Пусть помогут муниципалитетам, начнут решать эту проблемы, а не заставляют их ходить с протянутой рукой в Европейский банк реконструкции и развития, другие финансовые институты.
 
Инвестиции районного уровня
 
— Часто и много слышим о государственно-частном партнерстве, каким оно должно быть в идеале?
 
— Должны быть заложены основные принципы государственно-частного партнерства, при котором совместно работают государство, муниципалитет и частник. Президент республики Егор Борисов в своем Бюджетном послании 20 октября 2013 года сказал, что мы должны «ежегодно принимать Инвестиционный меморандум, то есть конкретный перечень инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации потенциальным инвесторам на территории республики». Но республиканский инвестиционный паспорт не сложится, если мы не начнем формировать этот перечень с районного уровня. Улусы и города должны иметь свои инвестиционные паспорта, а республика должна иметь обобщенный перечень, включающий республиканские проекты. Вместе с Агентством стратегических инвестиций мы должны это отработать. Есть интересный опыт Санкт-Петербурга, Башкирии, Красноярского края, Татарстана в этом направлении. У них введена система «единого окна» (как в нашем МФЦ) для инвесторов, чтобы те не бегали по всем кабинетам. В системе «единого окна» специалисты Агентства стратегических инвестиций должны принимать документы, помогать оформлять их, земельные дела, контракты, подключение к электроэнергии, теплу. И работа в этом направлении Правительством Республики Саха (Якутия) ведется. Также создан сайт по привлечению инвестиций http://investyakutia.com/, но он еще совсем сырой, будем надеяться, в скором времени наполнится надлежащим образом. Одним словом, необходимо создавать комфортные условия для инвестора. Со своей стороны комитет планирует на очередном пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) принять во втором и окончательном чтении многострадальный Закон Республики Саха (Якутия) «Об участии Республики Саха (Якутия) в инфраструктурных проектах государственно-частного партнерства». Необходимо отметить, что в первом чтении данный закон был принят 21 февраля 2013 года и в принципе необоснованно почти год не рассматривался.
 
— Что можно назвать наиболее приоритетными нишами для малого бизнеса в государственно-частном партнерстве?
 
— Решение проблем наших районов и городов. Как депутат от города Якутска знаю, что сейчас актуально в городе — уборка территорий, сбор и утилизация мусора, очистка воды и другие экологические вопросы, капитальный ремонт жилого фонда, работа управляющих компаний, внутриквартальное благоустройство кварталов и их освещение, водоотведение, установка детских и спортивных площадок, проблемы технического подключения… Как говорится, работы непочатый край. Хотелось бы, чтобы предприниматели города занимались не только торговлей и ресторанами, а были нацелены на решение городских и районных проблем. И здесь необходимо, чтобы государственные, районные органы и муниципальные власти выстроили четкую экономическую политику привлечения частного бизнеса в эти сферы деятельности.
 
Аутсорсинг как развитие
 
— Президент призывает сокращать бюджетные расходы за счет аутсорсинга, но многие не готовы к такому повороту событий, например, в улусах. Ваше мнение?
 
— Ну, во‑первых, не утверждается, что внедрение аутсорсинга приведет к существенному снижению бюджетных расходов. Это не так. Внедрение аутсорсинга позволит сократить рост расходов бюджетных организаций по статье «Фонд оплаты труда». Так, если в структуре государственного бюджета доля фонда оплаты труда в 2012 году составляла 39%, то в 2014 году — 47%, прогнозно (если не принимать никаких мер) к 2018 году эта доля будет 64% от всего объема расходов. Во‑вторых, планируется, что использование аутсорсинга позволит улучшить качество предоставляемых услуг. В‑третьих, внедрение данной системы стимулирует развитие предпринимательства по организации малых форм бизнеса. Данный вопрос достаточно активно обсуждался в Ил Тумэне. Были высказаны опасения поголовного внедрения данной системы по всей республике, проблем внедрения аутсорсинга в небольших наслегах. Наш комитет направил соответствующий запрос в Министерство финансов республики и получил заверения, что планируется начать поэтапное внедрение аутсорсинга в районных центрах и городах, где наиболее развита сеть предприятий.
 
— Знаю, что осенью планировался бизнес-форум в Нерюнгри, но его перенесли на весну…
 
— I Межрегиональный инвестиционный бизнес-форум пройдет в апреле 2014 года в Нерюнгри. Приглашены много гостей, как из России, так и дальнего зарубежья. Скорее всего будут потенциальные инвесторы из Кореи и Китая. Наш комитет полностью подключится к этой работе. В марте планируем провести его выездное заседание в Нерюнгри, чтобы обсудить формы, методы, стратегические задачи Инвестиционного форума. Необходимо, чтобы бизнес-форум начал новый этап развития Нерюнгринского района и республики в целом.
 
— Какие частные проекты поддерживаете?
 
— Вы, конечно, понимаете, что комитет по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Госсобрания не имеет полномочий по лоббированию чьих-либо частных проектов. Мы считаем очень актуальным в республике начало работы по внедрению аутсорсинга. Это позволит сотням наших предпринимателей в районах и городах заняться предоставлением услуг бюджетным организациям. Предприниматели займутся уборкой помещений, охраной зданий, стиркой и глажкой, общественным питанием и другими видами услуг, а врачи будут лечить больных, учителя проводить занятия, социальные работники помогать немощным людям, администрации предоставлять государственные и муниципальные услуги. Кроме того считаем очень важными проведение работ по сбору и утилизации отходов в населенных пунктах нашей республики, обеспечение населения чистой водой. Вопросы экологии необходимо ставить в первый ряд проблем государства.
Также надо поддерживать некоммерческие туристические проекты. В качестве примера могу привести автопробег на Полюс холода. Это очень интересный проект, который со временем можно коммерциализировать, а на данном этапе нужно поддержать. В этом году пробег будет по маршруту Якутск — Томтор с 19 по 22 марта. Также участники посетят озеро Лабынкыр, где состоятся автомобильные соревнования на снежной целине,  затем скоростные гонки, самый интересный этап. Он очень привлекает туристов.
 
— Какой будет поддержка малому бизнесу? Будут ли введены, например, налоговые каникулы для начинающих предпринимателей?
 
— Такая работа ведется на федеральном уровне, речь идет о Дальнем Востоке и Забайкалье. Разработана целая стратегия, есть множество преференций для малого бизнеса. Но все же мне импонируют понятные и прозрачные предложения, например, не призывать в армию жителей Дальневосточного региона, освободить жителей региона от НДФЛ — в масштабе страны это небольшая доля, а местным людям большой плюс. Или, например, освободить от налога на прибыль производственника. Считаю, что пока рано делать выводы, нужно время, достаточно активная работа в этом направлении Ил Тумэном ведется.
 
— С какими органами исполнительной власти сотрудничаете?
 
— Тесно работаем с министерствами экономики, промышленности, транспорта и дорожного хозяйства, связи и информационных технологий, конечно, с Министерством по делам предпринимательства и развития туризма, Госкомитетом по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения.
 
— Как вы считаете, к лицу ли государевым людям обижаться?
 
— Считаю, что право на обиду имеет только частное лицо. Государственные служащие должны заниматься государственными делами. Как говорится, «ничего личного». Если чиновник обижается, то это значит только одно — на государственной службе он занимается личными вопросами.
 
Наталья Борисова, республиканская общественно-политическая газета «Якутия» от 1 февраля 2014 года, № 17
 
Дата последнего изменения: 12 декабря 2018, 15:01
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице