Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Василий Местников: Территориально общественное самоуправление (ТОС) – особый институт в системе местного самоуправления | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
5 мая 2024 года, 05:01 (UTC+9:00) t в Якутске: 7 (09:00)

Василий Местников: Территориально общественное самоуправление (ТОС) – особый институт в системе местного самоуправления

14 марта 2014 года в селе Борогонцы Усть-Алданского улуса состоялось выездное заседание постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по вопросам местного самоуправления под председательством Василия Местникова на тему «Создание территориальных общественных самоуправлений в сельских населённых пунктах, не являющихся поселениями, на примере Усть-Алданского улуса».
 
С инициативой о проведении семинара на эту тему выступили депутаты районного Совета депутатов Усть-Алданского улуса, тем более, в районе уже началась работа в этом направлении. Выступая со вступительным словом, Василий Местников с сожалением заметил, что ТОСы в Якутии как-то не прижились, хотя в других регионах страны такие территории начали создаваться давно, наработан определённый опыт работы. В резолюции IV съезда Совета муниципальных образований Якутии внедрение и развитие территориальных общественных самоуправлений названо одним из приоритетных задач местного самоуправления республики. «ТОС – это первичная, наиболее простая, близкая и понятная для населения форма решения местных проблем, затрагивающих и индивидуальные, и коллективные интересы граждан. Оно действует «снизу вверх», является проводником народной инициативы. Это особый институт в системе местного самоуправления, который не относится к публичной власти, строится исключительно на началах добровольности и демократизма», – подчеркнул Василий Местников.
 
ТОС действует на основе принципа территориальности и решает вопросы местного характера. Народный депутат отметил особое значение такого объединения для муниципальных образований, состоящих из нескольких сельских поселений, так как в населённых пунктах, не являющих муниципальными образованиями, в качестве территориальной основы могут служить территории общественного самоуправления. Актуальной в этой связи является возможность передачи на основании публично-правовых договоров органам территориального общественного самоуправления осуществления части полномочий органов МСУ по вопросам местного значения на соответствующей части муниципального образования. «Используя ТОСы, администрация поселения может снять с себя массу проблем, связанных с благоустройством данных территорий, вывозом мусора, проведением различных мероприятий», - сказал Василий Местников.
 
С информацией о создании территориальных общественных самоуправлений в сельских населённых пунктах, не являющихся поселениями, выступил председатель улусного (районного) Совета депутатов Усть-Алданского района Иван Колодезников. В районе находится 11 населённых пунктов, не являющихся поселением. Они входят в состав шести сельских поселений. В них проживают  2 538 человек, что составляет  11,5%  населения улуса. В вопросах территории и границ данных населённых пунктов, по словам докладчика, больших проблем не существует: каждое село функционируют в установленной черте, имеются традиционно закреплённые земли сельскохозяйственного назначения.
 
В связи с недостаточным количеством штатных единиц в администрациях поселений, в малых селениях органы МСУ поселений представляют лица, не имеющие статуса муниципальных служащих: директора школ, сельских клубов и т.д., реже – ведущие специалисты администраций поселений. Но во всех таких населённых пунктах функционируют учреждения, обеспечивающие жизнедеятельность населения, т.е. существует так называемая «градообразующая» инфраструктура: школы, детские сады, школы-сады, учреждения культуры, медицинские учреждения, объекты ЖКХ, сельскохозяйственные кооперативы, крестьянские-фермерские хозяйства. «Именно работники бюджетной сферы, более или менее снимают напряжённость на рынке труда. Как и во всех сельских местностях, здесь преобладает скрытая безработица, связанная с сезонным характером занятости населения», - говорит Иван Колодезников.
 
Далее он остановился на проблемах экономического и финансового характера. «Эти населённые пункты не имеют своего бюджета, расходы предусмотрены в составе местного бюджета поселений. Но, статья 52 Федерального закона 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не исключает наличия отдельных смет доходов и расходов в населённых пунктах, не являющихся поселением. В Бюджетном Кодексе РФ данное положение излагается в пункте 3 статьи 9, в котором тоже говорится, что поселения обладают такими полномочиями», - заметил докладчик и добавил, что в Усть-Алданском улусе ни одно поселение не имеет отдельной сметы доходов и расходов. Депутат считает, что наличие в федеральном законодательстве множества нечётких и размытых терминологий и формулировок как «могут быть», «имеют право», «создают условия» не  позволяет определить объём полномочий органов местного самоуправления в соответствующих сферах.
 
Кроме того, в связи с изменениями в республиканский Закон «О выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности с 2014 года осуществляется с учётом применения единых нормативов расходов на оплату коммунальных услуг и изменений по минимальным финансовым затратам. В итоге, сельские поселения, имеющие в своём составе по два-три населённых пункта, в частности, Легойский и Дюпсинский наслега, имеют большие расхождения в содержании объектов социальной инфраструктуры в части коммунальных услуг. Иван Колодезников сообщил, что министерство финансов республики предлагает оптимизировать объёмы и количество учреждений, а в случае оптимизации подпадают содержание таких объектов федеральных структур, как почты и пожарные части.
 
«Несмотря на все сложности финансирования, администрации района и поселений уделяют огромное внимание развитию «малых сёл»: строятся школы, детские сады, культурные и спортивные комплексы, библиотеки, животноводческие комплексы. Отрадно, что Ил Тумэн в лице постоянного комитета по вопросам местного самоуправления взялся над вопросом об организации ТОС в республике. Принятие действенных мер по правовому и законодательному регулированию деятельности ТОС послужит стимулированию органов местного самоуправления на местах по самоорганизации населения, созданию условий принципа «шаговой» доступности населения к органам МСУ  и предоставления муниципальных услуг для жителей сельских поселений», - сказал Иван Колодезников.
 
В обсуждении вопроса приняли участие заместитель руководителя Департамента по вопросам местного самоуправления Администрации Президента и Правительства республики Василий Сапсай, председатель постоянного комитета Ил Тумэна по селу и аграрной политике Дмитрий Саввин. О правовом регулировании деятельности территориальных общественных самоуправлений выступила начальник отдела законодательства субъекта Российской Федерации, ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований Управления Министерства юстиции РФ по Республике Саха (Якутия) Александра Антипина, о правовой основе ТОСов – заместитель председателя Госкомитета юстиции республики Валентина Румянцева, об особенностях регистрации ТОСов как юридических лиц – начальник отдела по делам коммерческих организаций Управления Минюста по Якутии Татьяна Оршонова. Об опыте работы территориального общественного самоуправления в Вологодской области рассказал исполнительный  директор Совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия) – ассоциации межмуниципального сотрудничества Дмитрий Горохов, а своим опытом по созданию ТОС в Легойском наслеге Усть-Алданского улуса поделилась глава наслега Наталья Егорова. Также выступили народные депутаты республики от Усть-Алданского улуса Пётр Аммосов и Михаил Габышев.
 
Докладчики ответили на все поступившие вопросы. После обсуждения участники мероприятия приняли решение рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Якутии разработать и принять предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере территориального общественного самоуправления; оказывать правовую и методическую помощь организациям ТОС муниципального образования, оказывать всестороннее содействие в решении вопросов организации их деятельности.
 
Также предложено применять практику заключения договоров с органами территориального общественного самоуправления на осуществление ими хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, с использованием средств местного бюджета; вести правовое просвещение и информирование населения муниципальных образований по вопросам местного самоуправления, о возможностях участия граждан в управлении делами муниципальных образований, о гражданских инициативах, опыте самоорганизации жителей иных муниципальных образований через средства массовой информации.
 
Пресс-служба Ил Тумэна
 
Опубликовано: 17 марта, 2014 - 18:27
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице