Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

В парламенте республики обсудили проект федерального закона о территориях опережающего развития | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
30 апреля 2024 года, 20:35 (UTC+9:00) t в Якутске: -1 (21:00)

В парламенте республики обсудили проект федерального закона о территориях опережающего развития

В Государственном Собрании (Ил Тумэн) сегодня, 21 апреля 2014 года, состоялся «круглый стол» на тему «О проектах федеральных законов «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока» и «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и иные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки Дальнего Востока».
 
В мероприятии, модератором которого стал председатель постоянного комитета Ил Тумэна по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Виктор Фёдоров, приняли участие первый заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Анатолий Добрянцев, вице-спикер Виктор Губарев, народные депутаты республики Александр Уаров, Юрий Николаев, Александр Романов, Владимир Прокопьев, Дмитрий Саввин, Антонина Григорьева, Юрий Баишев, Елена Голомарева, Алёна Атласова, Егор Жирков, Гаврил Парахин, Юрий Садовников, Александр Сусоев, Владимир Членов, вице-премьер Генадий Вадюхин, ряд руководящих и ответственных работников Правительства республики, министерств и ведомств, представители средств массовой информации.
 
Проект федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока» направлен на создание правовых основ государственной поддержки развития регионов Дальнего Востока» путём создания территорий опережающего социально-экономического развития и установления особых правовых режимов осуществления предпринимательской и иной деятельности на таких территориях, а также путем создания и деятельности специально создаваемых институтов развития Дальнего Востока. В целях реализации положений данного проекта федерального закона разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и иные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки Дальнего Востока», который направлен на формирование максимально благоприятных условий для развития экономического и научного потенциала Дальневосточного федерального округа, привлечения инвестиций в его экономику, посредством создания особых условий для ведения предпринимательской деятельности на  территориях опережающего социально-экономического развития, а также на создание финансовой базы для ускоренного социально-экономического развития регионов Дальнего Востока.
 
«Законопроект «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока» не содержит необходимых мер комплексного развития субъектов Дальнего Востока, является локальным, отдельным механизмом в системе мер, направленных на развитие территорий. Комплексным является проект федерального закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона», разработанный рабочей группой Совета Федерации РФ. Их нужно рассматривать вместе – один основной закон, предусматривающий развитие всех сфер жизнедеятельности, и другой – локальный законопроект, являющийся частью общего механизма», - заявил заместитель Председателя Правительства Якутии Генадий Вадюхин, выступая с информацией о проектах федеральных законов.
 
Далее докладчик остановился на некоторых статьях проекта закона, которые не отвечают главной задаче, высказанной Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным на заседании Президиума Государственного Совета 29 ноября 2012 года – «созданию в Забайкалье и на Дальнем Востоке привлекательных комфортных условий для жизни людей, чтобы люди стремились обосновываться здесь, почувствовали реальные преимущества для себя и своих семей». В частности, докладчик остановился на главе 20 федерального законопроекта, которая позволяет резидентам привлекать и использовать иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР) без квот и особых разрешений. «Мы создаём условия для привлечения дешёвой рабочей силы. Работодатели пойдут по самому лёгкому пути – сокращению издержек. Они не будут заинтересованы в том, чтобы привлекать местных специалистов», - сказал Генадий Вадюхин и отметил о необходимости продумывания специального механизма, который бы позволил закрепиться местным кадрам: «Иначе мы не выполним главную задачу по привлечению и закреплению специалистов».
 
Также он подчеркнул, что в законе во всех органах управления должно быть прописаны органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, так как вопросы социально-экономического развития того или иного региона относятся к совместным полномочиям. Между тем, статья 6 законопроекта устанавливает, что органами управления ТОСЭР являются уполномоченный федеральный орган и управляющая компания.
 
Кроме того, докладчик отметил, что не определён жизненный цикл действия ТОСЭР. «Резидент может функционировать 15 лет (10 лет с возможностью продления до 5 лет). Может возникнуть такая ситуация, что срок закончится, а ТОР не ликвидируется, то есть внутри территории субъекта РФ будет существовать другая территория, которая будет управляться не органами государственной власти или органами местного самоуправления, а управляющей компанией, при этом, не создавая особые условия для создания бизнеса», - объяснил Генадий Вадюхин. Существование территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), согласно проекту закона, прекращается по решению Правительства Российской Федерации, если это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства; а также в течение пяти лет с даты принятия решения о создании ТОСЭР на такой территории отсутствуют резиденты. Кроме того, не прописан вопрос имущества в случае ликвидации ТОСЭР.
 
Председатель постоянного комитета Виктор Фёдоров сообщил, что в настоящее время разработан проект новой государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», в котором не учтены мероприятия социальной направленности. Разработчики указанного проекта госпрограммы отмечают, что для достижения поставленных целей, задач и результатов необходимы дополнительные меры правового регулирования, при этом конкретизируется, что меры законодательного регулирования предстоит кодифицировать в одном законодательном акте – Федеральном законе «О социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона» с одновременным внесением изменений и дополнений в другие законодательные акты. Проект такого законодательного акта – федерального закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона» разработан Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Виктор Фёдоров подчеркнул, что его целесообразно внести на рассмотрение Государственной Думы одновременно с проектом федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока», который не содержит необходимых мер комплексного развития регионов Дальнего Востока, в том числе, социального обеспечения населения, проживающего на территории макрорегиона. Парламентарий также назвал ряд замечаний к отдельным положениям проекта федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока»: размытость понятия «Управляющая компания», подробно не прописаны критерии, по которым создаются ТОСЭР, не описано право граждан на бесплатную медицинскую помощь и т.д.  
 
Глава Контрольного комитета Александр Уаров рассказал, что во время проведения Бизнес-Форума обсуждались отличия территорий опережающего развития от особых экономических зон. Также парламентарий отметил, что создание территории опережающего развития создаёт «государство в государстве», так как в ТОРе будет свой особый климат, а по Конституции Российской Федерации государственная политика должна быть единой по всей территории страны. «В ТОСЭР основной упор, в основном, делается на производстве высокоэффективной и высокотехнологичной продукции, которую можно было бы вывозить на экспорт. Однако статистика показывает, что экспорт высокотехнологичной продукции занимает в Китае 20% от общего мирового объёма, в США – 13%, в Японии – 9%, в Германии – 8%, в России – всего 0,2%», - сообщил парламентарий.
 
Виктор Губарев сравнил два федеральных законопроекта, которые обсуждаются в последнее время, при этом заметил, что проект закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона» обсуждался дольше и на разных площадках, «он комплексно учитывает чаяния людей на макроуровне», в связи с чем, предложил создать рабочую группу и включить обсуждаемый сегодня законопроект «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока» в комплексный проект закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона» в качестве его составной части. Вице-спикера поддержал народный депутат республики Владимир Членов: «В проекте федерального закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона» прописано всё, в том числе и ТОРы», - подчеркнул он.
 
«В проекте закона «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока» мы не видим регионов», - высказал основное замечание глава бюджетного комитета Ил Тумэна Юрий Николаев и спросил, какие ТОРы могу быть созданы в Якутии. Генадий Вадюхин ответил, что у него сложилось мнение, что определением ТОСЭР Минвостокразвития занимается самостоятельно. Тем не менее, определено 28 мест ТОСЭР по Дальнему Востоку, в Якутии их, возможно, будет три: по алмазно-бриллиантовому комплексу, агропромышленному комплексу и в Южной Якутии (на базе горно-металлургического комбината или по производству удобрений).
 
Народный депутат республики Егор Жирков предложил поддержать проект федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока». Он поддерживает также проект федерального закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона», но понимает, что «денег для реализации суперзакона нет». Директор ООО «Технологии базальтовых материалов» Егор Жирков говорит, что в федеральный перечень ТОР могут войти площадки по производству базальтового волокна и композитов в Якутске, Хангаласском и Алданском районах – «ТОР «Базальт». «Три недели назад я оценивал свою готовность на 15%, а сейчас соответствую на 35%-40%». В связи с этим, Егор Жирков предложил прописать позиции, чтобы территории опережающего развития создавались в субъектах РФ пропорционально количеству субъектов – если ТОР будет всего 28, то 2-3 обязательно должны быть в Якутии. Также внёс предложение поддержать его проект «ТОР «Базальт».
 
Александр Сусоев рассказал, что проект закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона» обсуждался и был поддержан на заседании Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» и задал вопрос, обсуждался ли проект Правительством  республики с органами исполнительной власти других субъектов РФ.
 
Народный депутат республики Владимир Прокопьев предложил прописать участие субъектов Российской Федерации в институтах развития Дальнего Востока и создания управляющих компаний. «Это должно быть одной из принципиальных позиций, которую необходимо отработать с другими субъектами Дальневосточного федерального округа. Только в случае вхождения в эту компанию мы можем участвовать в управлении всем этим процессом, в том числе, и по институтам развития. Также мы должны настаивать на закреплении механизмов согласования по созданию территорий опережающего развития субъектов, его нужно прописать очень чётко», - предложил он. Кроме того, Владимир Прокопьев предложил детально продумать  изменения в бюджетное и налоговое законодательство в части определения налога на добавленную стоимость и на добычу полезных ископаемых в качестве  дополнительных источников доходов субъектов РФ. Так, в качестве примера сказал, что республика добывает порядка 10 тонн нефти, а 95% налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья идёт в федеральный бюджет, республике остаётся только 5%.
 
Первый вице-спикер парламента Анатолий Добрянцев также отметил, что законопроект о ТОСЭР не учитывает особенностей республики и коренного населения Якутии. Владимир Членов выступил с предложением, чтобы Минвостокразвития назвал перечень территорий опережающего социально-экономического развития.
 
После обсуждения участники «круглого стола» приняли проект рекомендаций. Так, министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока рекомендовано, в частности, в наименовании закона слова «иных мерах государственной поддержки» исключить, так как наименование законопроекта не соответствует его содержанию, поскольку иные меры государственной поддержки регионов Дальнего Востока в законопроекте не предусмотрены. Также предложено уточнить понятие «управляющая компания», определить механизм взаимодействия головной управляющей компании с дочерними компаниями; конкретизировать процедуру согласования с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления муниципальных образований вопроса о создании на их территориях территорий опережающего социально-экономического развития; дополнить состав наблюдательного совета ТОСЭР представителями законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления; уточнить принципы и критерии создания территорий опережающего социально-экономического развития. Всего по законопроекту «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока» рекомендовано к рассмотрению 22 предложения.
 
К проекту федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и иные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки Дальнего Востока» рекомендовано четыре предложения: оформить в виде самостоятельных проектов федеральных законов внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации; исключить из перечня источников формирования средств Фонда развития Дальнего Востока отчисления по налогу на добавленную стоимость; предусмотреть процедуру согласования с субъектами РФ перечня видов экономической деятельности, при осуществлении которых резидентам ТОСЭР будут предоставляться меры государственной поддержки. Кроме того, рекомендовано предусмотреть норму в части компенсации за счет средств федерального бюджета выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, так как освобождение от обязанностей налогоплательщиков и «нулевая» ставка на «ввозной» налог на добавленную стоимость, применение повышающего коэффициента к основной норме амортизации, предоставление права регионам Дальнего Востока устанавливать пониженные налоговые ставки и полное освобождение от налога на имущество организаций может привести к потере доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
 
Пресс-служба Ил Тумэна
 
 
 
 
 
 
Опубликовано: 21 апреля, 2014 - 22:51
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице