20 мая 2014 года Государственная Дума планирует принять закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части уточнения порядка поощрения обучающихся за успехи.
Вопрос стимулирования обучающихся к повышению качества освоения образовательных программ, получению в период освоения образовательной программы дополнительных знаний и компетенций является одним из ключевых для повышения качества образования в современной модели образовательной деятельности. Важнейшим инструментом стимулирования образовательной деятельности, повышения мотивации к учению, являются различные формы поощрения обучающихся.
Применение мер поощрения является важной составляющей воспитания обучающихся. Воспитание, в соответствии с российским образовательным законодательством, является неотъемлемой частью образования.
В российской и далее в советской системе образования существовало множество форм поощрения обучающихся за высокие достижения в учебе, самыми значимыми из которых были награждения выпускников общеобразовательных учреждений золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении», а так же награждения почетными грамотами за успехи в изучении отдельных предметов.
С переходом на государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ и прием в высшие учебные заведения по результатам ЕГЭ правовое значение наличия медалей как льготы при поступлении в вузы утратило свою актуальность. С этого времени золотые и серебряные медали стали иметь исключительно поощрительное значение, которое, тем не менее, остается для обучающихся и их родителей весьма значимым. Представители педагогического сообщества также считают, что возможность получения медали либо почетной грамоты по окончании общеобразовательного учреждения является мощным фактором стимулирования обучающихся к максимально полному и глубокому освоению программы среднего общего образования.
Предлагается закрепить за федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере образования определение условий предоставления поощрений в части поощрения золотой медалью «За особые успехи в учении» и похвальной грамотой «За особые успехи», за образовательными организациями: поощрение обучающихся за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности; хранение в архивах информации о поощрениях обучающихся; определение дополнительных, к представленным в законопроекте, видов поощрения обучающихся.
Выпускники, теоретически, смогут получить медали уже в этом году, однако с запозданием. При этом медаль не будет давать льгот при сдаче экзаменов в вузы, поскольку такой подход может быть почвой для коррупции в сфере образования.
Награждать лучших выпускников медалями в России перестали по закону «Об образовании», поправки к которому вступили в силу 1 сентября 2013 года.
Ранее медали изготавливались из медно-цинковых сплавов методом холодной штамповки, покрывались золотом марки Зл 999,9 или серебром марки Ср 999,0. Толщина золочения медали – 5 микрон, толщина серебрения – 6 микрон. Золотая медаль содержала 0,31 г золота, серебряная – 0,21 г серебра.
Пресс-служба парламента
Спасибо!