Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Сардана Боякова: При определении территории Арктической зоны РФ традиционно основывались на общих стратегических интересах России в регионе | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
20 мая 2024 года, 11:09 (UTC+9:00) t в Якутске: 5 (09:00)

Сардана Боякова: При определении территории Арктической зоны РФ традиционно основывались на общих стратегических интересах России в регионе

2 мая 2014 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ №296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации», в котором определён состав Арктической зоны Российской Федерации. Согласно Указу в неё вошли территории Мурманской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа. Также к Арктической зоне РФ отнесены территории городского округа «Воркута» Республики Коми, территории Аллаиховского улуса (района), Анабарского национального (Долгано-Эвенкийского) улуса (района), Булунского улуса (района), Нижнеколымского района, Усть-Янского улуса (района) Республики Саха (Якутия), Городского округа «Город Норильск», Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Туруханского района Красноярского края, муниципальных образований «Город Архангельск», «Мезенский муниципальный район», «Новая Земля», «Город Новодвинск», «Онежский муниципальный район», «Приморский муниципальный район», «Северодвинск» Архангельской области. Кроме того в Арктическую зону РФ включены земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, указанные в Постановлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. «Об Объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» и других актах СССР.
 
Предлагаем комментарий к Указу Президента РФ от 2 мая 2014 г. №296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» доктора исторических наук, заведующей сектором арктических исследований и проблем малочисленных народов Севера института гуманитарных исследований СО РАН Сарданы Бояковой:
 
«Указом Президента РФ В.В. Путина от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» определены административные границы Российской Арктики, что, наконец, позволит приступить к реализации как «Основ государственной политики Российской Федерации в Артике на период до 2020 г.» (2008), так и госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 г.», утвержденной Постановлением Правительства РФ № 366 от 21 апреля 2014 г. 
 
Однако у многих якутян резонно возник вопрос о критериях отнесения той или иной территории, в том числе районов нашей республики, к Арктической зоне РФ. Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос сразу оговорюсь, что до настоящего времени в мировой науке нет общего понятия о границах Арктики. Практически каждая отрасль науки (астрономия, геодезия, климатология, биология, этнография, социология и т.д.) по-своему определяет южную границу региона, которая может доходить по некоторым критериям до 55°с.ш.
   
Первоначально арктические территории включались в общее понятие «Крайний Север», узаконенное в 1932 г. Впервые отдельно арктическая зона Российской Федерации была выделена в 1989 г. Решением Государственной Комиссии при Совете министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 г. к Арктической зоне РФ были отнесены: Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Чукотский автономные округа, северные районы Мурманской области и Ямало-Ненецкого автономного округа, г. Воркута Республики Коми, г. Норильск Красноярского края, Пенженский и Олюторский районы Корякского автономного округа, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Нижнеколымский, Оленекский, Усть-Янский районы Якутской АССР. В дальнейшем некоторые регионы расширили свою часть территорий, отнесенных к Арктике. Так, Республика Саха (Якутия) включила в свой перечень арктических районов 13 улусов, расположенных за Северным Полярным кругом.
 
Вместе с тем назрела необходимость принятия специального закона, обеспечивающего правовое регулирование экономической, социальной, природоохранной и др. деятельности в арктической зоне. Начиная с середины 1990-х гг. регионы и ряд профильных ведомств подготовили несколько проектов законов об Арктической зоне РФ. С учетом природно-климатического и социально-экономического факторов, нашедших выражение в критериях дискомфортность и экстремальность, в большинстве проектов к зоне Арктики относили территории, расположенные за Полярным кругом (66°33´ с.ш.).
 
Утвержденная указом от 2 мая т.г. территория АЗ РФ существенно отличается от ранее предлагавшихся вариантов и даже от списка 1989 г. При этом часть территорий, непосредственно примыкающая к Северному Ледовитому океану, расширена, а другие районы (северные районы Камчатки, Карелии, Коми, Якутии) по суровости климата и транспортной недоступности, несопоставимые ни с Мурманском, ни с Архангельском, в перечень не вошли.
 
Думается причина этого кроется в изменившихся геополитических реалиях начала XXI в. и новой стратегии России в Арктическом регионе. Как отмечает один из авторов долгосрочной программы развития Российской Арктики, руководитель Центра экономики Севера и Арктики СОПСа д.г.н. А.Н. Пилясов, «предполагаемые изменения климата, сдвиг хозяйственной деятельности в шельфовую зону… приведут к … усилению роли морского фактора в экономическом и социальном развитии Арктической зоны».
 
«Ресурсный» и «приморский» характер арктической экономики определил направления развития региона – создание системы стимулирования освоения полезных ископаемых, прежде всего, на континентальном шельфе, возрождение и расширение плаваний по трассе Северного морского пути, формирование условий для развития рыбохозяйственного комплекса в Арктической зоне Российской Федерации.
 
Территории, вошедшие в перечень районов Арктической зоны РФ, – это в первую очередь регионы, расположенные вдоль побережья Северного Ледовитого океана, обеспечивающие возможности развития портовой инфраструктуры и надежности перевозок по трассе Севморпути с учетом того, что роль транзитных перевозок грузов по этой магистрали будет постоянно возрастать по мере усиления конкурентных позиций в глобальной экономике стран Азиатско-Тихоокеанского региона и повышения интенсивности их торговых связей со странами Европейского Союза. С другой стороны, инновационное развитие Российской Арктики связывается с опережающим развитием Западной Арктики: шельфовым пионерным освоением Печорско-Барнецевоморской провинции и формированием белкомурской индустиальной зоны (Белое море–Республика Коми–Урал).
 
Республика Саха (Якутия), в новой Арктической доктрине России видится, прежде всего, как крупный транспортной центр на Северо-востоке Азии. При этом его развитие связывается не только с модернизацией морских портов Тикси и Зеленый мыс, но и с дальнейшим железнодорожным строительством. В перспективы планируется продолжение железной дороги от Якутска на восток к Берингову проливу и на запад, к нефтегазовым месторождениям Ленского и Мирнинского районов. В ближайшее десятилетие предполагается широкомасштабное геологическое изучение Восточной Арктики, с дальнейшим введением в промышленный оборот новых нефтегазовых и прочих месторождений полезных ископаемых. Таким образом, при определении территории Арктической зоны РФ традиционно основывались на общих стратегических интересах России в регионе. Вошедшие в перечень районы, в том числе, пять улусов Республики Саха (Якутия), должны стать новыми зонами опережающего развития, инновационной модернизации экономики и социальной сферы.  
 
Пресс-служба Ил Тумэна
 
 
 
 
Опубликовано: 19 мая, 2014 - 09:59
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице