Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Юрий Бацев: Разработку проекта ФЗ «О Конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации» рассматриваю как положительный факт | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
20 мая 2024 года, 11:08 (UTC+9:00) t в Якутске: 5 (09:00)

Юрий Бацев: Разработку проекта ФЗ «О Конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации» рассматриваю как положительный факт

8 мая 2014 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации поступила законодательная инициатива Парламента Республики Северная Осетия – Алания – проект федерального закона «О Конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации».
 
Судебный орган конституционного контроля, осуществляющий правосудие в форме конституционного судопроизводства, – Конституционный суд Республики Саха (Якутия) – учреждён в Конституции Якутской-Саха ССР 17 октября 1991 года. 7 февраля 1992 года принят Закон Республики Саха (Якутия) «О Конституционном суде Республики Саха (Якутия)». Процесс формирования Конституционного суда Якутии завершился 17 октября 1992 года избранием пятого судьи Конституционного суда Республики Саха (Якутия).
 
Если в Якутии Конституционный суд сформирован ещё в 1992 году, то в большинстве субъектов Российской Федерации подобные суды не созданы. Парламентарии Республики Северная Осетия говорят, что «накопленный опыт функционирования конституционных (уставных) судов позволяет сделать вывод о том, что они являются эффективным механизмом защиты конституций и уставов субъектов Российской Федерации, утверждения верховенства права и укрепления конституционной законности».
 
Инициаторы законопроекта предлагают регламентировать вопросы организации конституционных судов субъектов Российской Федерации, их полномочия, требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи и к судье конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, гарантии независимости судей конституционных судов, а также общие вопросы организации аппаратов Конституционных судов субъектов Российской Федерации. К полномочиям Конституционного (уставного) суда предлагают отнести рассмотрение вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта конституции (уставу) субъекта Российской Федерации; толкование конституции (устава) субъекта Российской Федерации.
 
В пояснительной записке к проекту федерального закона говорится, что отсутствие специального федерального закона, регламентирующего общие принципы организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ, порождает правовую неопределённость в разрешении соответствующих вопросов, вынуждает прибегать к применению федерального законодательства, регулирующего схожие институты судебной власти.
 
Комментарий заместителя Председателя Конституционного суда Республики Саха (Якутия) Юрия Бацева: Разработку проекта федерального закона «О Конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации» рассматриваю как положительный факт. В случае принятия Госдумой законопреокта в первом чтении через Госсобрание (Ил Тумэн) Конституционным судом республики в него будут внесены предложения и поправки, в  частности, о включении в проект закона императивной нормы о создании во всех субъектах Российской Федерации Конституционных (Уставных) судов, а также расширении их полномочий.
 
Согласно Конституции Российской Федерации, государственная власть строится на принципе разделения властей: на законодательную, исполнительную и судебную. В настоящее время Конституционные и Уставные суды функционируют в 17 регионах России. Так, Конституционные суды созданы в 14 Республиках (Адыгее, Башкортостане, Бурятии, Дагестане, Кабардино-Балкарской Республике, Ингушетии, Карелии, Коми, Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Республике Северная Осетия – Алания, Татарстане, Тыве и Чеченской Республике), Уставные суды функционируют в Санкт-Петербурге, Свердловской и Калининградской областях. В стадии упразднения находится Уставной суд Челябинской области.
 
Конституционные (Уставные) суды стоят на страже конституционного строя и правовой системы субъектов Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечивают верховенство Конституций субъектов РФ в правовой системе регионов. Подобные суды разрешают дела о соответствии Конституций нормативным правовым актам, разрешают споры о компетенции, проверяют по жалобам граждан и по запросам конституционность актов правоприменительной практики органов исполнительной власти, дают официальное толкование Конституций регионов .
 
Осуществление в субъектах Российской Федерации конституционного (уставного) правосудия создаёт дополнительный уровень защиты основных прав и свобод человека и гражданина, реализует механизм сдержек и противовесов в системе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Современная российская государственность знает немало примеров, когда Конституционный суд Российской Федерации, Конституционные (Уставные) суды субъектов Российской Федерации становились последней инстанцией в спорах между различными уровнями власти, что, в конечном итоге, позволяло конструктивно разрешать подобные ситуации.
 
Пресс-служба Ил Тумэна
 
 
 
Опубликовано: 19 мая, 2014 - 17:54
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице