Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Круглый стол «Особенности организации и осуществления местного самоуправления в отдаленных и труднодоступных местностях» | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
19 мая 2024 года, 13:25 (UTC+9:00) t в Якутске: 2 (09:00)

Круглый стол «Особенности организации и осуществления местного самоуправления в отдаленных и труднодоступных местностях»

Выступление председателя постоянного комитета по вопросам местного самоуправления Василия Местникова на выездном «круглом столе» Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления на тему «Особенности организации и осуществления местного самоуправления в отдаленных и труднодоступных местностях»
11 июля 2014 года,
г. Петропавловск-Камчатский                                                 
 
Уважаемые участники «круглого стола»!
 
В части территориальной организации местного самоуправления Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает разграничение территорий субъектов Российской Федерации в первую очередь между городскими и сельскими поселениями. Формирование территорий поселений осуществляется исходя из установленных законом требований. Поселения входят в состав муниципальных районов.
Для обеспечения более оптимальной организации местного самоуправления в отдельных регионах России Федеральный закон № 131-ФЗ предусмотрел такие категории, как территории с низкой, а также высокой плотностью сельского населения. При этом введен критерий для отнесения территорий к той или иной категории. Кроме того, предусмотрена возможность признания территориями определенной плотности как всей территории субъектов Российской Федерации, так и отдельных муниципальных районов.
Согласно указанному перечню территории шести субъектов Российской Федерации признаны территориями с низкой плотностью населения, еще в 21 субъекте Российской Федерации территориями с низкой плотностью населения признаны отдельные районы. При этом данные территории присутствуют в регионах, расположенных в шести из восьми федеральных округов.
В целях достижения указанной цели органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе определять отдельные территории как отдаленные и труднодоступные местности, при этом определение территорий таковыми осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление в Республике Саха (Якутия) реализуется в исторически сложившихся населенных пунктах в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Отдельные особенности в организации местного самоуправления в труднодоступных населенных пунктах не предусмотрены.
Перечень труднодоступных и отдаленных местностей в Республике Саха (Якутия) утвержден Законом Республики Саха (Якутия) от 4 октября 2002 года 47-З № 429-II «О перечне труднодоступных и отдаленных местностей в Республике Саха (Якутия)». В соответствии с этим законом 29 муниципальных районов (85% от общей численности муниципальных районов) республики, в которых 195 поселений (47,6% от общей численности поселений) относятся к труднодоступным и отдаленным поселениям.
Особенности организации местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) обусловлены достаточно сложными климатическими условиями, географическим расположением территории. Для этих территорий характерно наличие большого числа межселенных территорий, что обусловливает специфику организации управления (межселенные территории входят непосредственно в состав территории муниципальных районов и на них распространяется юрисдикция органов управления района). Доступность к этим территориям возможна либо по воздуху, либо Северным морским путем, что означает необходимость организации северного завоза в течение короткого теплого времени года.
Органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных в малочисленных, труднодоступных и отдаленных местностях исполняются полномочия по решению всех вопросов местного значения, предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ. Для муниципальных образований, расположенных на территориях с низкой плотностью сельского населения, труднодоступных и отдаленных местностях, в целом характерны те же проблемы, что и для иных муниципальных образований, особенно малочисленных, однако острота проблем существенно выше, что обусловлено соответствующими климатическими и географическими особенностями. Кроме того, названными особенностями обусловлены и определенные проблемы в реализации полномочий органов местного самоуправления.
Наиболее затратными для муниципальных образований, расположенных на территориях с низкой плотностью сельского населения, труднодоступных и отдаленных местностях является комплекс вопросов, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством. Строительство и содержание жилищного фонда, электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, благоустройство и освещение, осуществление мероприятий по обращению с отходами указываются как вопросы, требующие наибольшего расхода бюджетных средств.
Существенной проблемой также является слабое развитие дорожной сети. При этом, в отличие от того же коммунального хозяйства, расходы на эксплуатацию дорог полностью ложатся на местный бюджет, поскольку прямые платежи граждан за предоставляемые услуги здесь отсутствуют.
На территории Республики Саха (Якутия) практически все муниципальные образования дотационные. Новая система организации местных финансов была закреплена Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, изменениями в Бюджетный и Налоговый кодексы России, которые были произведены соответственно Федеральными законами от 20 августа 2004 года № 120-ФЗ и от 29 июля 2004 года № 95-ФЗ. Серьезной коррекции подверглись как система налоговых источников местных бюджетов, так и механизмы межбюджетных отношений. Основными источниками доходов является земельный налог и налог на имущество физических лиц. В северных регионах, с низкой плотностью населения, с огромными полупустынными территориями, где земля значительно дешевле, а имущество (квартиры) собственники оставляют из-за переезда в более привлекательные регионы, эти налоги малоэффективны.
Возрастает зависимость местных бюджетов от межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней.
Большая проблема, связанная с реализацией полномочий органов местного самоуправления в северных регионах, заключается в отсутствии объективных методик и критериев расчета финансовых потребностей, определяющих необходимый объем средств для исполнения расходных обязательств местных бюджетов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Уважаемые коллеги!
В мае 2014 года опубликован и вступил в силу Федеральный закон № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Прежде всего, предоставлены широкие полномочия субъектам Российской Федерации в части правового регулирования организации местного самоуправления. На усмотрение субъекта, учитывая мнение муниципальных образований, вводится норма, согласно которой в городах могут образовываться внутригородские районы. Сегодня для крупных населенных пунктов, доступна такая возможность. Если глава города, дума, население посчитают, что необходимо создать 2-3 внутригородских района, то такое право теперь дано, но это приемлемо для городов, в которых проживает не менее чем полмиллиона человек.
С созданием внутригородских районов, кроме городской администрации, появляются еще администрации районов со своими представительными органами.
Новый закон вводит много инноваций относительно муниципальных районов. В районе всегда было сложнее, чем в городе, так, в его состав входят поселения и постоянно возникают вопросы относительно их полномочий. Раньше, вне зависимости от численности населения, количество полномочий было одинаковым.
Законом предусматривается и ряд изменений в формировании представительных органов власти. Городские думы формируются на всенародных выборах. А глава избирается либо из состава городской думы, либо на муниципальных выборах. В этом случае субъектом Российской Федерации и Уставом муниципального образования будет определяться, станет ли новоизбранный глава исполнять полномочия председателя представительного органа, либо возглавит местную администрацию.
Избрание всенародным голосованием предоставляет главе больше легитимности, но при этом у него больше ответственности появляется перед его избирателями. Если он будет выбираться из состава районной думы, то сильные партийные фракции думы смогут повлиять не только на то, кто станет главой района, но и на стабильность его положения. Всенародно избранного главу сложнее сместить. Однако, с другой стороны, избрание главы из состава думы менее затратное. Как правило, периоды избрания главы и представительного органа – разные. Один год приходится всенародно избирать главу, расходуя на это деньги и время, в другой – думу.
На данный момент в течение шести месяцев должны быть внесены изменения в законы Республики Саха (Якутия), касающиеся этих нововведений. Таким образом, нам – регионам предоставлена уникальная возможность самим определиться с тем, как будет выглядеть местное самоуправление.
Согласно принятому за основу плану мероприятий по реализации Федерального закона № 163-ФЗ в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в июне 2014 года создана рабочая группа. До 1 августа 2014 года в сельских поселениях организовано широкомасштабное обсуждение положений данного Федерального закона и внесение предложений в представительные органы улусов и городских округов. До 25 августа 2014 года обсуждение будет проходить уже на уровне районов, в результате которых будут внесены консолидированные предложения в законодательный орган в проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)». В течение августа-сентября текущего года будет разработан проект республиканского закона, обсуждение которого в формате парламентских слушаний запланировано на сентябрь текущего года. Проект закона республики планируется принять в октябре этого года.
 
Благодарю за внимание.
Опубликовано: 15 июля, 2014 - 09:23
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице