Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Владимир Прокопьев: «Необходимо внести в наш Земельный кодекс определенные изменения с учетом принятого федерального закона» | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
5 мая 2024 года, 02:58 (UTC+9:00) t в Якутске: 0 (03:00)

Владимир Прокопьев: «Необходимо внести в наш Земельный кодекс определенные изменения с учетом принятого федерального закона»

24 октября 2014 года в малом зале Государственного Собрания (Ил Тумэн) состоялось заседание экспертной группы по земельным отношениям при постоянном комитете по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии (Прокопьев В.М.). Эксперты обменялись мнениями по поводу внесения изменений в соответствующее федеральное земельное законодательство в части дополнения новыми пунктами и понятиями, традиционно присущими в земельных отношениях Якутии и связанное с этим внесение изменений в Земельный кодекс республики.
 
В обсуждении данных вопросов приняли участие члены экспертной группы по земельным отношениям при постоянном комитете по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Государственного Собрания республики: руководитель департамента по земельным отношениям министерства имущественных и земельных отношений республики Ньургустана Пахомова, начальник управления муниципального контроля администрации городского округа «г. Якутск» Галина Порублева, заслуженный землеустроитель РФ, ИП «Аргунов А.И.» Александр Аргунов, заслуженный землеустроитель республики Юлустан Петров, специалист-эксперт по земельным отношениям Виктор Софронов, заслуженный землеустроитель республики Кирилл Худогизов и народный депутат Госсобрания (Ил Тумэн) Дмитрий Семенов.
 
В начале заседания председатель комитета Владимир Прокопьев отметил, что это первое заседание экспертной группы и озвучил цель данного заседания: «Летом этого года были внесены очень серьезные изменения и дополнения в земельное законодательство РФ, можно сказать, достаточно революционные. И нам необходимо посоветоваться для того, чтобы внести в наш Земельный кодекс республики определенные изменения с учетом принятого федерального закона. В целом даны широкие полномочия субъектам РФ в части определения тех или иных моментов. Возвращена часть полномочий по земельным отношениям муниципальным образованиям на уровне поселений. Новый закон обобщил опыт выстраивания рыночных правоотношений в землепользовании. В нем много детально прописанных процедур прямого действия, с конкретными и достаточно краткими сроками их выполнения. Жаль, что такие кардинальные изменения были приняты, на наш взгляд, очень поспешно. Но, имея уже принятый Закон, мы с Вами должны думать, как их эффективно использовать, и что еще нужно изменить для улучшения земельной политики в нашей республике.
 
До вступления в силу изменений, внесенных в Земельный кодекс, необходимо принять ряд нормативных правовых актов, в т.ч. привести в соответствие республиканское законодательство. Нам дано не так уж и много времени (до 1 марта 2015 года). При этом особую роль будут играть органы местного самоуправления, которым, в свою очередь, необходимо подготовиться к реализации полномочий.
 
Какие же изменения ждут республиканское законодательство в связи с произошедшими изменениями? В связи с тем, что большие территории, которые сейчас находятся в государственной и муниципальной собственности, можно будет получить и под садово-дачные нужды, и под строительство отдельного дома, и под массовую застройку, нам необходимо в Земельном кодексе Республики Саха (Якутия) прописать ряд положений, регулирующих данные отношения.
 
В частности, необходимо: пересмотреть случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно; определить отдельные категории граждан, имеющих право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков; определить муниципальные образования, на территории которых допускается предоставление на праве безвозмездного пользования земельных участков гражданам для ведения личного подсобного хозяйства или для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности с возможностью последующей передачи таких земельных участков в собственность бесплатно; определить муниципальные образования, в которых допускается предоставление на праве безвозмездного пользования земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях, и специальностей, работа по которым позволяет этим гражданам реализовать такое право; определить критерии соответствия объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов, инвестиционных проектов для предоставления под их размещение земельных участков без торгов на праве аренды юридическим лицам; определить порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам; определить основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка.         
 
Остановлюсь на текущей работе по совершенствованию земельного законодательства. С 2010 года действует Земельный кодекс Республики Саха (Якутия), позволивший систематизировать совокупность земельного законодательства. Вместе с тем, действующее федеральное законодательство, особенно в части правового регулирования порядка предоставления земельных участков, в том числе, в целях строительства и использования земель сельскохозяйственного назначения, до сих пор противоречиво и имеет множество пробелов. Поэтому требуется дальнейшее совершенствование федерального и республиканского законодательства в области земельных отношений.
 
В связи с этим, в качестве совместных законодательных инициатив Государственного Собрания (Ил Тумэн) республики и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации разработаны проекты федеральных законов «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу приобретения прав на земельные участки лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации», на которые получены положительные заключения».
 
Владимир Прокопьев подчеркнул, что необходимо обсудить все эти вопросы и попросил экспертов внести дельные предложения по поставленным вопросам и представленным законопроектам.
 
Далее стороны обменялись мнениями по следующим федеральным законам: «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования; «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ; совместные законодательные инициативы Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по внесению в Государственную Думу: - проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу приобретения прав на земельные участки лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами»; проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 28 и 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации»; проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Земельный кодекс Республики Саха (Якутия)» (предложение члена экспертной группы Корякина В.Г.).
 
Первым выступил Кирилл Худогизов, который подчеркнул необходимость ведения скрупулезной работы по подготовке высококвалифицированных землеустроителей. «В Земельном кодексе речь идет о том, что во всех поселениях документация должна вестись в электронном варианте и потому везде должен быть Интернет», -- заявил он.
 
Народный депутат республики Дмитрий Семенов задал уточняющий вопрос по поводу определения понятий   «земельный участок сайылычного хозяйства», «летняя усадьба». Александр Аргунов считает, что половина земель России не поставлена на кадастровый учет, что в нашей республике такая же картина, в районах не ведется документоведение территориального планирования, кануло в лету такое понятие как «земли селькохозяйственного пользования», что все это таит в себе «бомбу замедленного действия». Участники заседания отметили, что надо внести уточнение в земельное законодательство в части дополнения их понятиями «земельный участок сайылычного хозяйства под летнюю усадьбу», земли под «үүтээн» в охотничьих угодьях, конебазы и.т.д.
 
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2012 года № 3- 17/12, по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) было признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 6 ст. 2, п. 2 ч.1 ст. 15, п. 2 ч. 1 ст. 16, ч. 2 ст. 16, Земельного кодекса PC (Я) от 15.12.2010 г. № 674-IV в части слов «под летнюю усадьбу». Довод прокуратуры республики – в Земельном кодексе PC (Я) в пунктах 5 и 6 ст. 2, земельный участок сайылычного хозяйства под летнюю усадьбу представляет собой полевой земельный участок, предоставляемый за пределами границ населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства, что противоречит пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», согласно которому полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
 
Вместе с тем, в указанном Федеральном законе от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» отсутствует запрет на возведение сооружений на полевом земельном участке, предоставляемом за пределами границ населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства.
 
Пунктом 23 части 2 статьи 2 Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» приводится понятие: «сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов».
 
В связи с этим, законопроектом предлагается внести изменение в Земельный кодекс Республики Саха (Якутия), в части дополнения понятием «летняя усадьба» в следующей редакции, не противоречащей федеральному законодательству: «Земельный участок сайылычного хозяйства под летнюю усадьбу - земельный участок, используемый под летние сооружения временного пребывания людей и иные необходимые хозяйственные сооружения, предназначенные для производства и переработки сельскохозяйственной продукции в летнее время, с соблюдением строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов».
 
Владимир Прокопьев предложил Александру Аргунову разработать предложение по части внесения в классификатор понятия «земельный участок сайылычного хозяйства под летнюю усадьбу», поскольку федеральным законодателям весьма сложно доказать, что такое «сайылычное хозяйство». А Кирил Худогизов предложил убедить прокуратуру Якутии в том, что в экстремальных климатических условиях Севера невозможно освоить удаленные земельные участки и вести хозяйство без возведение капитальных сооружений на полевом земельном участке, предоставляемом за пределами границ населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства.
 
Виктор Софронов предложил включить в состав экспертной группы эксперта с Минстроя и кадастровой палаты, чьи компетентные мнения очень необходимы при подготовке законодательных инициатив по земельным отношениям. Он согласился с мнением Кирилла Худогизова об актуальности подготовки квалифицированных кадров по землеустройству. 
 
Начальник управления муниципального контроля администрации городского округа «Город Якутск» Галина Порублева предложила обновить программы преподавания, побольше включить в них практические занятия, и высказала свое мнение по проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 28 и 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации».
 
Подготовленный Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) законопроект в качестве совместной законодательной инициативы рассмотрен в Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию для внесения в Государственную Думу. Законопроект устанавливает случаи предоставления земельных участков гражданам в аренду для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства без предварительного согласования мест размещения объектов и проведения торгов (конкурсов, аукционов) в поселениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с численностью населения не более 1000 человек. Законопроект также предусматривает, что порядок предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков без предварительного согласования мест размещения объектов и без проведения торгов (конкурсов, аукционов) в указанных случаях устанавливается законами субъектов Российской Федерации.
 
Необходимость внесения соответствующих изменений в земельное законодательство обосновывается тем, что в настоящее время процедура проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков либо по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства требует проведения уполномоченными органами различных мероприятий, требующих финансовых вложений, исполнение по которым превышает более трех месяцев. При этом отдаленность городских и сельских поселений от административных центров районов, а также сезонная транспортная недоступность не позволяют обеспечить участие всех желающих на торгах (конкурсах, аукционах) по продаже земельных участков либо по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства. Указывается также, что принятие указанных положений значительно упростит процедуру оформления прав на земельные участки гражданами в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и обеспечит поступление арендных платежей в бюджеты муниципальных образований.
 
Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию предложено доработать проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 28 и 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации», предлагаемый Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) для последующего внесения в порядке совместной с Советом Федерации законодательной инициативы, с учетом положений проекта федерального закона «О внесении изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
 
Заслуженный землеустроитель республики Юлустан Петров предложил учесть то, что при присоединении сайылычных усадеб с личными подсобными хозяйствами произойдет нарушение предельной нормы предоставления земельных участков. А руководитель департамента по земельным отношениям министерства имущественных и земельных отношений республики Ньургустана Пахомова изложила свое видение почти по всем вопросам повестки. Кроме того, было отмечено, что  Федеральный закон №171-ФЗ негативно скажется на отношениях возникающих в сфере предоставления земельных участков для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, поэтому предложенная законодательная инициатива является достаточно актуальной, и надо приложить все усилия для положительного решения данной проблемы, а именно добиться наделения лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общим правом безвозмездного пользования земельными участками для ведения традиционных образа жизни и хозяйствования.
 
В итоге заседания принято решение всем членам экспертной группы направить постоянному комитету свои предложения по внесению изменений в земельное законодательство и на следующем заседании экспертной группы обсудить их.  
 
Пресс-служба Ил Тумэна
 
 
Опубликовано: 24 октября, 2014 - 18:33
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице