Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Василий Местников: Наш законопроект предоставляет право самостоятельно определить порядок избрания глав наслегов | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
26 апреля 2024 года, 17:00 (UTC+9:00) t в Якутске: -3 (21:00)

Василий Местников: Наш законопроект предоставляет право самостоятельно определить порядок избрания глав наслегов

Комментарий председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по вопросам местного самоуправления Василия Местникова к проекту закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)»:
 
На прошедшем XII (очередном) пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) в первом чтении принят проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)». К сожалению, в некоторых средствах массовой информации появилась неверная информация, якобы народные депутаты республики лишили жителей населённых пунктов, не являющихся районными центрами, права избирать своих глав. Как автор законодательной инициативы даю пояснение, что право выбора в этих наслегах не только сохранено, но и расширено. Согласно законопроекту, жителям таких населённых пунктов предоставлено право самостоятельно определить порядок избрания глав – в соответствии с уставом муниципального образования глава сельского поселения может избираться на муниципальных выборах прямым голосованием или может избираться представительным органом муниципального образования из состава избранным ими же депутатов.
 
Начну пояснение с истории данного вопроса. Ещё в 2011 году тогдашний полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев предложил назначать сити-менеджеров в крупных городах Дальнего Востока. 11 марта 2014 года в Государственную Думу был внесён проект федерального закона № 469827–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», разработанный депутатами Государственной Думы совместно с членами Совета Федерации. Данный законопроект, в частности, устанавливал назначение сити-менеджеров главами администраций. Наша Якутия имеет отрицательный опыт по внедрению данного механизма. Институт сити-менеджеров пытались внедрить в семи улусах республики, но ни один из них не прижился, так как между избранным главой муниципалитета и управляющим администрацией (сити-менеджером) возникали конфликтные отношения.
 
Поэтому, когда 3 – 4 апреля 2014 года в город Якутск приехал один из разработчиков данного законопроекта – председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук – мы организовали «круглый стол» с представителями органов местного самоуправления республики. В ходе многочасового мероприятия мы убедили его о том, что нельзя обязывать регионы насильно внедрять институт сити-менеджеров. Степан Киричук приехал в Якутию с одним проектом закона, а уехал с другим. Мы отстояли право, чтобы субъекты Российской Федерации сами выбирали способ формирования органов местного самоуправления. Каждый регион сам должен решить, будут ли выбирать глав тайным голосованием или делегировать это право избранным ими же депутатам. Я горжусь, что федеральный закон принят именно в таком виде, благодаря и стараниям якутских депутатов.
 
Итак, мы отстояли право – федеральный закон имеет не обязательный, а рекомендательный характер. Федеральный закон от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за органами государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены новые полномочия по регулированию законами субъектов Российской Федерации вопросов организации местного самоуправления в Российской Федерации. По сути, закон предлагает на выбор субъектов четыре модели развития системы местного самоуправления. Субъекты Федерации уже принимают различные решения: в ряде регионов решили избирать глав муниципалитетов и формировать муниципальные органы в результате выборов, где-то доказывают эффективность работы сити-менеджеров. Есть регионы, которые в своих законах предусматривают сразу два способа формирования органов местного самоуправления в муниципальных районах.
 
Мы, якутские депутаты, приняли решение, руководствуясь принципом – не навредить. Наш проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)» принят в первом чтении. До его принятия был проведена большая работа и на местах, и в Ил Тумэне, проводились обсуждения, встречи, «круглые столы», парламентские слушания с участием представителей муниципальных образований республики.
 
Согласно проекту закона республики, способ формирования представительного органа не меняется – депутаты муниципального района избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Таким образом, глава муниципального района, городского округа, городского поселения, сельского поселения, являющегося административным центром муниципального района республики, избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Данный порядок избрания выбран нами с учётом мнения населения большинства муниципального сообщества республики.
 
Для сельских поселений, не являющихся административным центром муниципального района, институт сити-менеджеров не распространяется. Нашим законопроектом предлагается вариативный подход: им предоставлено право самостоятельно определить порядок избрания – в соответствии с уставом муниципального образования глава сельского поселения может избираться на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава. До принятия нашего закона в первом чтении в поселениях так и было, согласно действующему Закону Республики Саха (Якутия) «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)»: глава наслега являлся председателем Совета депутатов наслега.
 
Нашим законопроектом мы оставили им право выбора. Если поселение решит выбирать глав из числа избранных депутатов – то поселение вносят изменение в устав муниципального образования и выбирает глав из числа депутатов. Если бы мы утвердили только прямые выборы, то мы бы нарушили права некоторых поселений, которые, наоборот, хотят выбирать глав из числа депутатов. К примеру, на парламентских слушаниях некоторые районы высказались за такой механизм выборов глав.
 
Каждая конкретная территория должна сама решить, как строить систему местной власти, какая форма организации местного самоуправления в наибольшей степени отвечает интересам граждан, будут ли они выбирать главу муниципального образования прямым голосованием или делегируют это право избранному ими же представительному органу муниципальной власти.
 
 
Опубликовано: 10 декабря, 2014 - 17:09
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице