Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Сила Якутии | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
27 апреля 2024 года, 11:09 (UTC+9:00) t в Якутске: -3 (09:00)

Сила Якутии

Интервью Егора Борисова Информационному агентству России ТАСС
 
В Якутии сегодня идут процессы, которые закладывают фундамент развития республики на многие десятилетия вперед. О наиболее заметных событиях уходящего года в регионе, нераскрытом ресурсном потенциале и перспективах освоения арктических территорий корреспонденту ТАСС рассказал глава Республики Саха (Якутия) Егор Борисов.
 
 – В уходящем году произошло знаковое для страны и для Якутии в частности событие – было подписано соглашение о строительстве газопровода "Сила Сибири", по которому в Китай будет поставляться преимущественно якутский газ. Какую роль это сыграет в развитии республики?
– Для Якутии этот проект, безусловно, имеет большое значение, поскольку основные объемы газа в Китай пойдут с Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения в нашей республике. Кроме того, строительство самого объекта создаст тысячи новых рабочих мест для населения. К строительным работам планируется привлечь более 11 тысяч человек, а в его эксплуатации будет задействовано 3,5 тысячи человек. Производства, которые будут созданы для добычи газа, эксплуатации газопровода, позволят увеличить налоговые поступления в бюджет Якутии. И наконец, реализация проекта – это новые специальности для наших молодых людей, это высокая культура производства, которой отличается "Газпром" и которая необходима для освоения Дальнего Востока, в том числе и Якутии. В процессе работы над проектом также будут газифицированы крупнейшие промышленные районы республики – Ленский, Олекминский, Алданский, Нерюнгринский. Таким образом, "Сила Сибири" станет серьезным стимулом для развития нашего региона на десятилетия вперед.
 
– Якутия давно сотрудничает с китайскими провинциями, на днях состоялась презентация инвестиционного потенциала региона в Посольстве КНР в Москве. Чем может привлечь Якутия китайских инвесторов?
– Вы знаете, представители китайского бизнеса показали нам карту зарубежных инвестиций КНР, и оказалось, что на фоне других государств Россия выглядит белым пятном. Значит, есть к чему стремиться.
Мы последовательно развиваем наши отношения с китайской стороной. Первое соглашение на региональном уровне было подписано в 1993 году в городе Шэньян между Якутией и китайской провинцией Ляонин. Следующим этапом в развитии межрегионального взаимодействия стало соглашение с провинцией Хэйлунцзян, заключенное в марте 2004 года. Эти договоренности дали возможность нашему бизнесу, государственным учреждениям открыть для себя КНР.
Сегодня товарооборот Республики Саха (Якутия) с китайскими регионами составляет около 600 миллионов долларов. Из них 96 процентов составляет наш экспорт в Китай – это бриллианты, алмазы, уголь и многое другое.
Учитывая высокий уровень взаимоотношений, установившийся между РФ и КНР, в рамках той политики, которую ведет руководство страны, мы сегодня активизируем работу по взаимодействию с китайским бизнесом.
Несмотря на то, что Якутия известна, прежде всего, своими богатыми ресурсами, бизнесмены из КНР проявляют интерес ко многим другим отраслям. Помимо разработки полезных ископаемых, особенно углеводородов, их также привлекает строительство жилья, в частности, в Якутске, участие в медицинских проектах, банковский бизнес – в частности, это наш региональный банк, в котором они хотят участвовать своим капиталом. Мы сейчас начинаем реализацию проекта в сфере информационных технологий, который предусматривает создание IT-парка, и это тоже объект внимания китайского бизнеса. При этом представители делового сообщества Китая признаются, что мало знали Якутию, и в этом смысле прошедшая презентация нашего потенциала – важный шаг вперед в процессе привлечения инвестиций.
 
– Освоение Арктики провозглашено одним из приоритетных направлений развития страны. Какой вклад может внести Якутия в решение этой задачи, с какими проблемами приходится сталкиваться в процессе освоения арктических территорий?
– К сожалению, в начале 90-х годов реформаторы в правительстве РФ решили, что Север – это нерыночная территория. Тогда было закрыто множество северных поселков, из которых люди уезжали. Однако в последние годы, после того как руководство страны определило, что Арктику надо поддерживать, ситуация начинает меняться в лучшую сторону.
2014-й был объявлен в Якутии Годом Арктики. Только в этом году мы вложили около 3 миллиардов рублей для того, чтобы поддержать жителей наших арктических территорий. Это, в частности, возведение социальных объектов, строительство жилья. У нас в арктических районах проживает сейчас более 60-ти тысяч человек, и мы стараемся создать для них более комфортные условия. За последние десятилетия многое было упущено в этом смысле, и наша задача – все это наверстать.
Одна из фундаментальных задач, которую нужно решать в процессе развития Севера, – это возрождение Северного морского пути. Третья часть его протяженности приходится на якутские территории. И мы сейчас активно работаем над этим вопросом – в том числе над проектами создания необходимой инфраструктуры, материальной базы.
Освоение арктических территорий невозможно без соответствующих научных исследований, поэтому развитие науки является для нас одним из приоритетов. В частности, в поселке Тикси недавно открыта научно-исследовательская станция "Остров Самойловский", где изучают вечную мерзлоту, береговые явления Северного Ледовитого океана, проводят исследования климата.
 
– Вы не раз говорили о том, что в недрах Якутии скрываются гигантские неисследованные резервы полезных ископаемых. Насколько я знаю, не так давно принято решение о том, что в регион будет направлена вторая комплексная научная экспедиция для изучения ресурсного потенциала региона. Какое значение будет иметь ее деятельность для развития республики?
– Якутия – это огромная территория, по сути, пятая часть России, и она во многом остается неизученной. Первая комплексная экспедиция Академии наук СССР работала у нас почти сто лет назад – с 1925 по 1930 год.  За это время были проведены важные исследования, особенно в вопросе изучения полезных ископаемых – до этого мы не знали, что наша территория настолько богата ценными ресурсами. Результаты работы той экспедиции заложили фундамент для развития Якутии в 20-м веке, на их основе строится работа и сельского хозяйства, и промышленности. Сегодня объемы подтвержденных запасов полезных ископаемых у нас исчисляются суммой более чем в 3 триллиона долларов. Тем не менее, до настоящего времени исследовано только 10 процентов Якутии. И я уверен, что результаты работы новой экспедиции станут серьезной основой для социально-экономического развития нашей республики на многие годы.
При этом речь идет не только о геологических изысканиях. Якутия – это территория вечной мерзлоты, и изменения климата, которые происходят на планете, требуют серьезных исследований. Нам важно знать, как себя поведут себя наши водоемы, почвы в результате глобального потепления, как это скажется на экологии.
 
– А есть какие-то предварительные оценки того, насколько велики могут быть запасы полезных ископаемых на неизученных землях?
– Я вам приведу такой пример. Во время Великой Отечественной войны по лендлизу сюда перегоняли самолеты. Их нужно было заправлять, а возить через всю страну к нам топливо было невозможно. И тогда прямо по маршруту находили месторождения углеводородов, хотя они были не подтверждены, ставили маленькие нефтеперегонные заводы, делали топливо и заправляли самолеты. То есть у нас в любом месте можно найти ценные ресурсы.
 
– В Якутии уже разведаны значительные запасы полезных ископаемых, но их освоению мешает отсутствие необходимой инфраструктуры, в том числе транспортной. Как решается эта проблема?
– Отсутствие транспортной инфраструктуры – это главная наша проблема, которая препятствует полноценному развитию экономики. Важным шагом в этом вопросе стало строительство железнодорожной ветки от БАМа до правого берега реки Лены в районе Якутска, общей протяженностью 800 километров. Об этом мечтали многие поколения – первые планы строительства железной дороги в Якутск появились еще в 1912 году. И вот сегодня эти планы осуществились. Кроме того, сейчас идет реконструкция федеральных автомобильных дорог "Колыма", "Вилюй". Строим и региональные автотрассы. Конечно, финансовых ресурсов не хватает, но мы вынуждены идти на это, потому что иначе у нас не будет развития.
Большая проблема – авиационный транспорт. К сожалению, отечественная авиапромышленность не производит сейчас самолеты, которые нужны для Севера. Мы вынуждены закупать нужный нам авиатранспорт за рубежом, а сегодня, в связи с девальвацией рубля, это становится слишком затратным делом, особенно в вопросе обеспечения импортными запчастями.
 
– А как же отечественные "Суперджеты"?
– Да, Якутия поддерживает производство Sukhoi Superjet 100, мы покупали эти самолеты и намерены приобретать их еще. Но они среднемагистральные. А мы остро нуждаемся во внутрирегиональных машинах – таких как Ан-2 и Ан-24, которые уже не производят. Нет и дальнемагистральных самолетов, Ту-154 тоже не производится. А в Якутии без авиатранспорта никак.
Еще одна крайне важная проблема, на решение которой мы сосредоточили свои усилия – развитие энергетической инфраструктуры. Наши северные территории – это в основном локальная, дизельная энергетика, которая очень затратна. Стоимость одного киловатт-часа достигает 80 рублей – в то время как в среднем по России это 2-3 рубля. Вместе с тем, у нас есть три энергорайона – центральный, южный и западный, где энергетический потенциал в избытке.  Для того чтобы соединить их с Севером, нужно построить тысячи и тысячи километров линий энергопередачи, что в принципе невозможно. Поэтому мы ищем другие, нетрадиционные источники энергии. В частности, пытаемся развивать ветряные и солнечные электростанции, первые проекты уже реализуются, и определенный эффект есть.
 
– Программы импортозамещения, с учетом девальвации рубля, становятся особенно актуальны для страны. Какой вклад может внести здесь Якутия?
– Якутия – крупный аграрный субъект, у нас во многом уникальное сельское хозяйство, учитывая экстремальные климатические условия нашей территории. Мы на 90 процентов удовлетворяем свои потребности в картофеле, на 60 процентов – в овощах, на 65 процентов – в молоке и на 35 процентов – в мясе. Мы активно развиваем сейчас все эти направления, при этом особое внимание будем уделять наращиванию мясного производства. Закупаем новые породы скота, намерены поддерживать поголовье лошадей – с расчетом на увеличение производства жеребятины. И конечно, намерены поддерживать нашу традиционную отрасль – оленеводство.
Если говорить о товарах народного потребления, то здесь мы заметно отстали. Однако сегодняшняя ситуация открывает новые возможности для развития местных производств. Мы будем поддерживать предпринимательство, создавать новые рабочие места – используем все механизмы, чтобы товары, которые можно производить на месте, выпускались на территории Якутии.
2015-й год в республике объявлен Годом предпринимательства, и мы наметили целый ряд мер, которые позволят оживить наш деловой климат. Прежде всего, продолжим работу по снижению давления на бизнес со стороны надзорных органов, свои предложения на федеральном уровне мы уже внесли. Кроме того, продолжим политику налогового стимулирования, предоставления льгот, будем оказывать бюджетную поддержку, особенно начинающим предпринимателям. Во многих районах республики созданы и успешно работают бизнес-инкубаторы, мы будем и дальше поддерживать такую практику.  Безусловно, деловое сообщество региона особенно волнует сегодня проблема доступа к кредитным ресурсам, и правительство Якутии создает гарантийный фонд, который обеспечит доступность финансовых средств для бизнеса.
 
– Одна из проблем региона – это большое количество ветхого жилья. Как идет процесс обновления жилого фонда в республике?
– Когда мы начали реализацию этой программы, в Якутии 15 процентов жилья было аварийным, при том, что по всей России эта цифра составляет около 3 процентов, по Дальнему Востоку – 5 процентов. Мы вкладываем в строительство нового жилья большие средства, причем находим для этого не только бюджетные ресурсы. В частности, реализовали 7 процентов акций компании "АЛРОСА", и вырученные деньги направляем на софинансирование переселения людей из аварийного жилья. Наша задача – улучшить жилищные условия 12-ти тысяч семей, и мы пока выполняем предусмотренный график.
 
– В 2016 году в Якутске вновь пройдут международные спортивные игры "Дети Азии". Как регион к ним готовится?
– "Дети Азии" пройдут в шестой раз, у нас уже начинаются подготовительные работы. К каждым таким играм мы возводили новые спортивные объекты, поэтому основная база по тем видам спорта, которые будут представлены в мероприятии – а их более тридцати – у нас уже имеется. При подготовке к столь масштабному событию мы очень тесно работаем с Олимпийским советом Азии, Международный олимпийский комитет поддерживает эти игры, крупные азиатские страны уже подтвердили свою готовность принять в них участие.
Надо сказать, что в Якутии спорт любят, мы – один из самых обеспеченных спортивными объектами регионов страны, и особенно это касается сельских районов. Президент Российской Федерации поставил задачу поддержать национальные виды спорта, и хочу отметить, что из четырех национальных видов спорта народов России, включенных в качестве общефедеральных в перечень, утвержденный Минспорта, три вида – якутские.
В их числе – наша национальная борьба хапсагай, якутские национальные прыжки и перетягивание палки (мас-рестлинг). Мы сегодня занимаемся их популяризацией не только на общероссийском уровне, но и за пределами страны.

Беседовал Олег Елков.
http://www.egorborisov.ru

Опубликовано: 29 декабря, 2014 - 17:32
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице