Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Интервью Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) А.Н.Жиркова ИД «Восток-России» | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
27 апреля 2024 года, 06:17 (UTC+9:00) t в Якутске: -3 (09:00)

Интервью Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) А.Н.Жиркова ИД «Восток-России»

Необходимо форсировать Арктические проекты
 
– Александр Николаевич, внимание к Арктике возрождается, приняты основные программные документы по развитию Арктической зоны РФ. Можно ли говорить, что положено начало освоению Арктики на современном этапе?
– В целом отношение к Арктике складывается таким образом, что, наконец-то в сторону Арктики государство начинает обращать большее внимание. Этого не было уже давно. Наша республика на протяжении более чем десятка лет ставит вопросы в отношении обеспечения жизнедеятельности в Арктике. Это и районирование Севера Российской Федерации, и социальное обеспечение, и особые меры для обеспечения товарами и услугами населения Арктики. Сейчас вся Арктическая зона страны слабо привязана к общероссийскому экономическому, информационному и транспортному пространству. Здесь неразвитая транспортная инфраструктура, неудовлетворительное состояние энергообеспечения, сокращение объемов производства и упадок традиционных видов хозяйственной деятельности. К чему это привело? Сегодня в Арктической части Республики Саха (Якутия) численность населения сократилась более чем наполовину – на 61% и составляет всего 70,1 тысячи человек, в то время как в 1990 году здесь проживало 182, 8 тысяч человек.
Такое положение – результат крупных экономических и политических ошибок, когда не только Арктика, но в целом севера считались ненужными для страны. Шло планомерное выселение, закрывались целые поселки. Огромные территории стали безлюдными. Но несмотря ни на что, российская Арктика, в отличие от других приарктических государств, является все-таки обжитой, здесь существуют полярные города, поселки, проживают целые этнические общности – коренные малочисленные народы Севера. Сегодня их положение усугубляется отсутствием комплексного подхода к развитию арктических территорий. Комплексный подход, как мы считаем, должен содержать три главных компонента. Это, конечно же, вопросы хозяйственного освоения, это сохранение экологии, и обязательная обширная социальная составляющая.
В те годы в нашей республике удалось удержать Север в основном, благодаря коренному населению. Они не покинули обжитые веками земли своих предков. При поддержке республики сумели сохранить некоторое поголовье оленей, традиционные отрасли. Поддерживалась социальная сфера, работали школы, больницы, дома культуры. Эти меры спасли якутский север от обезлюдения. И сегодня, ставя задачи развития арктических территорий, мы должны, прежде всего, создать комплексное жизнеобеспечение Севера. Мы должны предложить Северу продуманную схему хозяйственного освоения, сбалансированную систему экологического равновесия и убедительную социальную программу.
 
– Поговорим о законодательном аспекте развития арктических территорий страны, что в этом отношении, на ваш взгляд, требуется сделать?
– Принятая на федеральном уровне Стратегия развития Арктической зоны является основой для построения добротного правового регулирования. Однако у нас непростое отношение к Государственной программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Данную государственную программу, к сожалению, нельзя считать полноценной программой развития Арктической зоны. Программа является аналитической, справочной и отражает содержание ранее принятых «отраслевых» государственных программ Российской Федерации на социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации. По факту госпрограмма является лишь сводом мероприятий из других государственных и федеральных целевых программ. К примеру, в развитии Арктической зоны Якутии предусмотрены лишь те мероприятия, которые ранее уже включены в Государственную программу «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Для Якутии предусматривается ряд мероприятий, связанных с установкой оборудования и реконструкции взлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием аэропорта Чокурдах, реконструкция аэропортов Депутатский, Черский, Тикси. Еще ряд мероприятий указаны в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы цветных металлов, о ведении поисковых, оценочных и разведочных работ, которые будут выполняться в основном недропользователями. Отмечается о реализации Программы оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия). В перспективе после 2022 года рассматривается возможность реализации проекта плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) в пос. Черский Нижнеколымского района Якутии. На все это будет выделено 4,4 млрд рублей. Конечно, это хорошо, нам нужно обновление полярных аэропортов, нужна поддержка наших недропользователей в геологическом изучении территории. Однако, учитывая, что примерно такие же объемы мероприятий заложены по другим регионам России, мы приходим к выводу, что этого недостаточно.
Актуальным остается необходимость принятия довольно большого свода законодательства. Сейчас законодательное обеспечение в арктической части Российской Федерации осуществляется в основном в рамках общеправового регулирования, мало учитывающего арктические особенности. Существенным сдерживающим фактором является отсутствие основополагающего федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации». Это приводит к отсутствию четкого определения самого понятия «Арктическая зона». В Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу дается перечень территорий, которые включаются в Арктическую зону, однако в самом документе указывается, что данное определение временное и границы Арктической зоны могут уточняться. И в этом вопросе у нас есть свои замечания, связанные с отнесением к Арктической зоне ряда районов республики. Есть предложения и в проект закона об Арктической зоне.
 
– Какие это замечания, предложения и о чем, на Ваш взгляд, должен говорить закон?
Стране необходимо создать особую систему арктического законодательства. Арктическое законодательство должно стать механизмом реализации стратегии и программ дальнейшего освоения арктических территорий и должно регулировать всю систему хозяйственных отношений, экологических норм и социальных обязательств государства.
О составе Арктической зоны. Это принципиально важный для нас вопрос. Мы отстаиваем вопрос о включении в Арктическую зону 13 муниципальных районов, находящихся полностью или частично севернее линии полярного круга. К сожалению, Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» в состав Арктической зоны включено только пять районов республики. В перечень арктических включены только те территории, которые находятся в сухопутной прибрежной зоне Арктики. А ведь географически Арктика начинается за Полярным кругом. Эти территории – представляют собой естественное продолжение прибрежных тундр, носящих арктический и субарктический характер. Они составляют единый хозяйственно-территориальный комплекс с приморскими тундровыми районами. При этом снабжение всех арктических районов привязано к Северному морскому пути и связанным с ним низовьям арктических рек. Вот почему мы продолжаем говорить о включении 8 районов республики дополнительно в Арктическую зону.
Следующее. Совершенно ясно, что в сегодняшних условиях никакой бизнес, никакой инвестор без надлежащих условий в Арктику не придет. Арктика наиболее затратна для ведения хозяйственной деятельности. Поэтому законодательно должны быть заложены налоговые, тарифные и иные преференции, меры по защите частных инвестиций, государственной поддержке хозяйствующих субъектов. Предусмотрены необходимые для тех или иных отраслей экономики субсидии, принципы и объемы софинансирования инвестиционных проектов. Без подобного рода мер, Арктика является, по существу, территорией с нулевой инвестиционной привлекательностью. Без государства, как главного хозяйствующего субъекта вся тяжесть условий хозяйствования лежит на плечах организаций и предприятий отраслей экономики, которые находятся в крайне невыгодных конкурентных условиях, как на внутреннем, так и на внешних рынках.
В законопроекте «Об Арктической зоне РФ» мы предлагаем выделить экономическую политику и отразить особенности финансовой политики в отношении Арктической зоны Российской Федерации. В качестве дополнительной меры, которая бы отразилась благоприятным образом на социально-экономическое развитие арктических территорий, считаем создание Федерального целевого фонда развития Арктики. Источниками наполнения фонда выступили бы разовые платежи от участия в конкурсах и аукционах на пользование недрами, отчисления части прибыли компаний, осуществляющих свою деятельность на этих территориях и другие. Это позволило бы обеспечить самофинансирование регионов в целях поддержки коренного населения Арктики и создания современной социальной и жилищной инфраструктуры.
Дальше. Российская Федерация, как крупнейшая Арктическая держава, должна выработать Арктическую экологическую доктрину и стратегию защиты окружающей среды на этой территории. Поэтому предложения республики не могут не затрагивать вопросы государственной политики в области охраны окружающей среды, по экологическому мониторингу. К полномочиям арктических субъектов Российской Федерации нужно отнести разработку и утверждение целевых программ в порядке софинансирования с федеральными целевыми программами в области охраны окружающей среды, ликвидации экологического ущерба, сохранения и расширения биологического разнообразия, воспроизводства биологических ресурсов. В полномочия органов местного самоуправления считаем нужным добавить полномочие разрабатывать и принимать муниципальные целевые программы в области охраны окружающей среды.
Сегодня необходимо не только для Арктики, но и для всех северных территорий разработать системную экологическую платформу, которая должна стать основой обеспечения экологической безопасности и развития природоохранной политики. Также считаем необходимым, чтобы в федеральном законодательстве в отношении Арктической зоны появились такие законы как «Об экологическом мониторинге», «О государственном экологическом контроле», «О рекультивации земель», «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», «Об экологическом страховании», «О нормативах качества окружающей среды».
Для экономического развития арктических территорий необходимо развитие транспортной инфраструктуры. Наша республика не только в своей арктической части, но и в целом крайне стеснена в развитии экономики именно из-за слабой транспортной инфраструктуры. Не говоря об арктических районах республики, 80% всей республики до сих пор обеспечено лишь сезонным транспортом. Это является сильным ограничителем развития. Жизненно важно развивать авиационную транспортную инфраструктуру, и главным в условиях Арктики, стал вопрос возрождения Северного морского пути.
 
– В последние годы потенциал Северного морского пути в качестве наиболее короткого евроазиатского маршрута стал объектом повышенного интереса со стороны целого ряда стран.
– Дальнейшее освоение Арктики нельзя представить без судоходства по этому пути. Развитие Северного морского пути является одним из приоритетов арктической стратегии Российской Федерации – обеспечить организацию использования Севморпути для международного судоходства в рамках своей юрисдикции и в соответствии с международными договорами. Развитие Северного морского пути для нашей республики вопрос ключевой. Для обеспечения северного завоза морской транспорт может обеспечить независимость отгрузок и гибкость в географии поставок. Северный морской путь стал бы незаменимым в обозримом будущем, в том числе и для перевозки массовых грузов в республику. Необходимо строительство наливного и сухогрузного флота «река-море», проведение дноуглубительных работ на барах арктических рек, модернизация портов Тикси и Зеленый Мыс.
Севморпуть может приносить миллиардные доходы, приняв на себя часть грузопотоков торговли между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. По оценкам экспертов данный путь позволяет сократить традиционный маршрут на 2500-4000 морских миль, а это 14 дней в пути. Например, из китайского порта Далянь до Роттердама путь занимает 35 дней, вместо обычных 49 дней маршрутом через Индийский океан и Суэцкий канал. Существуют оценки китайской стороны, что в 2020 г. транзит по Северному морскому пути мог бы составить 15% внешнеторгового оборота КНР. Такие масштабы перевозок грузов потребуют большое количество портов и инфраструктуры на всем протяжении пути, что делает востребованными порты России. С другой стороны работающий транспортный маршрут от Архангельска до Чукотки и далее до Владивостока жизненно необходим самой России.
Есть что здесь предложить и Якутии. Например, мы предлагаем использовать в качестве транзита реку Лена. На уровне руководства страны принято решение о соединении Транссибирской, Байкало-Амурской магистралей и Северного морского пути. Здесь требуется повышение пропускной способности Амуро-Якутской магистрали. Тогда в Якутске появится транспортный узел по маршруту Китай – Транссиб – АЯМ – Якутск – Северный морской путь для перевозки грузов из стран АТР до портов Западной Европы. Такой вариант транспортного узла сегодня рассматривается в виде территории опережающего социально-экономического развития.
Житель Арктики сегодня не может пойти в супермаркет и просто купить продукты, чтобы выжить, ему нужно охотиться и ловить рыбу. В некоторые районы завезти продовольственные товары практически невозможно, а цены из-за трудностей доставки космические. Якутия за счет только местного бюджета содержит полярную авиацию, это сотни миллионов в год. Подчеркиваю, развитие арктических территорий должно начинаться с заботы о людях, которые живут на этих землях веками.
 
 – Что республика считает важным в отношении социальной стороны развития Арктической зоны?
– Это фундаментальный вопрос. Все о чем мы говорили выше, должно стать базисом для самого главного – социального обеспечения проживающего здесь населения. Все принимаемые решения также должны регулировать всю совокупность социальной инфраструктуры, качества жизни проживающих здесь людей. Должно произойти принципиальное улучшение социально-демографической ситуации. Демографические вопросы нельзя решить без коренных, переломных изменений в уже обговоренных нами темах, таких как транспорт, энергетика, подъем промышленности и традиционного хозяйствования, а также без должного социального обеспечения. Должно произойти принципиальное улучшение по всем параметрам – медицинская помощь, образование, современное жилье. Необходимо создание особых условий организации социальной сферы в регионе.
Вопрос государственной важности – жизнеобеспечение коренных малочисленных народов Севера и их достойное участие в освоении ресурсов Арктики. У нас в республике на территории Арктической зоны расположены 4 района, наделенных статусом «национальный», в которых компактно проживают коренные малочисленные народы Севера, составляющие особую группу населяющих Российскую Федерацию народов. Традиционный образ их жизни основывается на глубокой взаимосвязи, как материальной, так и духовной, с исконной средой обитания, без которой невозможно сохранение их самобытности. Будущее коренных малочисленных народов во многом зависит от того, насколько полно и объективно будет осуществлен учет этих особенностей в законодательстве Российской Федерации. Необходимо преодолеть самые насущные проблемы северных народов, такие как снижение рождаемости, низкая продолжительность жизни, число социально значимых заболеваний, высокий уровень смертности, неприспособленность системы образования и здравоохранения к потребностям коренных народов, недостаток финансовых средств, отсутствие материально-технической базы, удаленность общин, нехватка квалифицированных кадров и отсутствие в профессиональной заинтересованности молодежи ориентации на занятость в традиционных сферах деятельности и т.д.
Отмечу, что в Республике Саха (Якутия) 2014 год объявлен Годом Арктики. В этом году принята комплексная программа социально-экономического развития арктических и северных районов республики на 2014-2016 гг. и на период до 2020 г. В республике реализуются республиканские законы и другие правовые акты, направленные на укрепление потенциала арктических районов и развитие народов Севера. Утверждена и реализуется Концепция устойчивого развития арктических районов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2020 г., решаются программные и повседневные вопросы по сохранению исконной среды обитания и природопользования, развитию и модернизации традиционной хозяйственной деятельности, повышению качества жизни и сохранению культурного наследия коренных малочисленных народов.
Однако, что бы регионы самостоятельно ни делали, это только подчеркивает необходимость принятия федеральных актов, направленных на комплексное регулирование отношений жизнедеятельности и освоения Арктической зоны Российской Федерации.

Опубликовано: 7 января, 2015 - 11:31
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице