Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

В Якутске состоялся выездной «круглый стол» Комитета Государственной Думы по охране здоровья | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
19 мая 2024 года, 04:47 (UTC+9:00) t в Якутске: 2 (09:00)

В Якутске состоялся выездной «круглый стол» Комитета Государственной Думы по охране здоровья

11 марта 2015 года в Зале Республики Дома Правительства № 1 состоялся выездной «круглый стол» Комитета Государственной Думы по охране здоровья на тему «Особенности организации медицинской помощи в условиях низкой плотности населения и ограниченной транспортной доступности на примере Республики Саха (Якутия)».
 
Участники мероприятия – депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители законодательных и исполнительных органов государственной власти Дальневосточного федерального округа, депутатский корпус республики, представители министерств и ведомств республики, медицинская общественность – рассмотрели предложения по совершенствованию нормативных правовых актов Российской Федерации в связи со сложившейся ситуацией по организации медицинской помощи в «нестандартных» территориях в условиях низкой плотности населения и ограничения транспортной доступности.
 
Открывая работу «круглого стола» заместитель  председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья Сергей Дорофеев отметил, что «на всех отдалённых и труднодоступных территориях живут наши с вами сограждане, которые должны быть обеспечены доступной и качественной медицинской помощью».
 
Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Александр Жирков отметил, что на территории Якутии площадью более трёх миллионов квадратных километров проживает менее миллиона человек. Спикер подчеркнул, что новый закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» практически устранил возможность оказания первичной медицинской помощи в стационарных условиях. Кроме того, закон не признает за субъектами права оказания такой помощи даже с привлечением собственных финансовых ресурсов. «Решение проблемы невозможно без внесения изменений в действующее законодательство, разрешающее субъекту так, как он считает необходимым в конкретной ситуации. Поэтому сегодня мы практически ищем пути выхода из сложившейся ситуации, когда больше трети населения нашей республики оказалось вне системы оказания полноценной медицинской помощи», - отметил председатель Ил Тумэна и выразил надежду, что участникам «круглого стола» удастся выработать согласованное решение.
 
С докладом об особенностях организации медицинской помощи в условиях Крайнего Севера на примере Республики Саха (Якутия) выступил министр здравоохранения республики Александр Горохов. Министр представил общую характеристику региона с анализом плотности населения, территориально-транспортной доступности и климатических условий. Так, по данным докладчика, 91,8% территории Якутии находится в зоне сезонного транспортного обслуживания; из 629 населённых пунктов 50% относятся к малонаселённым, 44% - к труднодоступным. Региональным законом 183 населённых пункта и 163 производственных участка отнесены к труднодоступным и отдалённым местам. Министр рассказал, что в Якутии построена трёхуровневая система оказания медицинской помощи, куда входят 76 медицинских организаций. 151 участковая больница, судьбу которых обсуждали на «круглом столе», входит в первый уровень первичной медицинской помощи. Данные участковые больницы с объёмом в 1085 круглосуточных коек расположены в 143 в труднодоступных и малочисленных населённых пунктах. Стационарную медицинскую помощь в них получают 193 770 человек (20% населения республики).
 
Участников «круглого стола» заинтересовали данные об объёмах бюджетных затрат на санитарную авиацию. Так, по данным министра, средняя стоимость одного вылета санитарного рейса стоит 600 тысяч рублей, в год выполняется 1 450 вылетов в год. В 2014 году направлено 957 млн. рублей на выполнение санрейсов.  Докладчик подробно остановился на проблемах организации медицинской помощи, отметил, что в настоящее время «Федеральный закон не предусматривает возможности оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи в условиях круглосуточного стационара с 1 января 2012 года». «В связи с принятыми изменениями на территориях с низкой плотностью населения стационарная медицинская помощь стала недоступной», - подчеркнул Александр Горохов. Среди путей решения региональный министр назвал внесение изменений в статьи 33 и 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также реализацию модели «Арктическая медицина».
 
Подробно о двух совместных законодательных инициативах Государственного Собрания (Ил Тумэн) Якутии, направленных на увеличение доступности оказания медицинской помощи гражданам труднодоступных и сельских населённых пунктов, рассказала заместитель председателя парламента республики Ольга Балабкина. Первый проект федерального закона – «О внесении изменений в статьи 33 и 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», к которой в качестве субъектов законодательной инициативы присоединились члены Совета Федерации. Второй законопроект – «О внесении изменения в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в части установления условий по принятию решений о реорганизации и ликвидации медицинских организаций), к которой в декабре 2014 года присоединился Ил Тумэн. «Нами предлагается при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи наряду с климатическими и географическими особенностями региона, а также транспортной доступностью медицинских организаций учитывать плотность и особенности расселения населения в регионе», - пояснила вице-спикер Ил Тумэна. Про второй проект закона направлен на установление определённых условий, без которых не может быть принято решение о реорганизации и ликвидации медицинских организаций без получения положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения, а в сёлах будет требоваться ещё и получение согласия жителей.
 
Также вице-спикер Ил Тумэна рассказала о письме временно исполняющего обязанности министра здравоохранения Российской Федерации Игоря Каграманяна, подписанного им 4 марта 2015 года. «В письме отмечается, что оказание помощи в круглосуточных стационарах приведёт к перегрузке медицинских организаций. Также говорится, что это ущемит права граждан, нуждающихся в стационарной медицинской помощи в связи с тем, что места в стационарах могут быть заняты лицами, не нуждающимися в стационарном лечении. Здесь остаётся только развести руки», - отметила она и призвала участников мероприятий «ещё раз рассмотреть вопрос о законодательном закреплении возможности реализации регионами права по организации оказания первичной медицинской помощи в стационарных условиях в труднодоступных и отдалённых малонаселённых пунктах». «Население ждёт решения этого вопроса», - подчеркнула Ольга Балабкина.
 
Член Комитета Совета Федерации по социальной политике Владимир Круглый рассказал, что жизненно важная инициатива Ил Тумэна была рассмотрена на «круглом столе» в Совете Федерации 13 ноября 2014 года с участием оппонирующей стороны: Минздрава РФ, Фонда медицинского страхования, Правительства РФ. «Тем не менее, в результате дискуссии члены Комитета Совета Федерации по социальной политике поддержали законодательную инициативу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Якутии. Эту позицию по поддержке законодательной инициативы якутских парламентариев просил передать руководитель нашего Комитета Валерий Рязанский», - сказал он. Сенатор подчеркнул, что подобные проблемы характерны для многих регионов России.
 
Депутат Госдумы Федот Тумусов выступил с докладом о необходимости организации отдалённых труднодоступных сёлах Якутии не просто первичной медико-санитарной помощи, а современной профилактической медицины. «Нужно уйти от современной пассивной модели медицины, основанной на трёх «П» – ПРИБОЛЕЛ, ПРИШЁЛ, ПРОЛЕЧИЛСЯ – и  организовать инновационную и активную модель медицинской помощи, основанной на трёх «В» – ВЫЕХАЛ, ВЫЯВИЛ, ВЫЛЕЧИЛ», - сказал он. По замыслу Федота Тумусова мобильная бригада в течение года периодически по графику будет посещать один и тот же населённый пункт, сперва для проведения диагностики и лечения, затем для контроля эффективности лечения. Однако Государственное Собрание (Ил Тумэн) ставит  вопрос сохранения круглосуточных стационаров, в которые за медицинской помощью житель труднодоступных малонаселённых пунктов может обратиться в любое время. Мобильная медицина в наслеге постоянно присутствовать не будет.
 
Об особенностях реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования на территории Магаданской области выступил директор Территориального фонда ОМС Магаданской области Александр Верный. О реализации аналогичной Территориальной программы в Якутии рассказал директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования республики Василий Назаров. С информацией о проблемах здравоохранения в арктических и северных районах на примере Усть-Янского улуса выступил глава Усть-Янского района Георгий Фёдоров. Особенностями организации медицинской помощи в арктическом улусе на примере Булунской центральной районной больницы поделилась главный врач данного учреждения Алла Андреева.  
 
В обсуждении докладов приняли участие депутат Государственной Думы Разиет Натхо, председатель Контрольного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) Якутии Александр Уаров, заместитель председателя Правительства республики Алексей Дьячковский, депутат парламента Якутии IV созыва Альбина Поисеева, председатель правления некоммерческого партнёрства «Объединение частных медицинских центров и клиник Республики Саха (Якутия)» Татьяна Егорова и другие.
 
После обсуждения за основу приняты рекомендации участников «круглого стола» в адрес Правительства Российской Федерации, Государственной Думе. Так, Правительству РФ рекомендовано рассмотреть возможность внесения изменений в постановление Правительства России от 5 мая 2012 года № 462 «О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования» в части снятия ограничения (верхнего предела, равного «3») по индексу бюджетных расходов для северных территорий.
 
Кроме того, рекомендовано рассмотреть возможность внесения дополнений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» и в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи» (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2012 года № 24361) в части разработки правил организации деятельности сельской участковой больницы, порядка и стандарта оказания услуг для постоянно действующих выездных бригад.
 
Кроме того, участники мероприятия рекомендуют рассмотреть вопрос о внесении изменений в нормативные правовые акты в части предоставления в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях врачам (терапевтам, семейным врачам), оказывающим первичную медико-санитарную помощь, прошедшим повышение квалификации по специальности «профпатология», права проводить предварительные медицинские осмотры перед устройством на работу, периодические медицинские осмотры и медицинское освидетельствование на право управления транспортным средством и владения оружием, если пациент не состоит на учёте у врача-психиатра и психиатра-нарколога; а также рассмотреть вопрос о внесении изменения в статью 149 главы 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализации услуг по перевозке авиационным транспортом в целях оказания экстренной медицинской помощи.
 
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рекомендовано подготовить проект федерального закона № 357089-6 «О внесении изменений в статьи 33 и 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», внесённый Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и членами Совета Федерации Александром Акимовым, Александром Ермаковым, Сергеем Катанандовым, Степаном Киричуком, Владимиром Литюшкиным, Игорем Фоминым, Игорем Чернышенко и Вячеславом Штыровым, к рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
 
«Мы на вашей стороне. Мы хорошо понимаем необходимость решения этой проблемы. Проблему необходимо решить. Нельзя оставлять территорию малонаселённых пунктов без медицинской помощи. Там живут наши граждане, это наша земля. Мы должны сделать всё, чтобы население было уверено, что медицинская помощь им будет оказана», - сказал, завершая заседание «круглого стола», заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья Сергей Дорофеев.
 
Пресс-служба Ил Тумэна
 
 
Опубликовано: 11 марта, 2015 - 16:55
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице