2 августа 2022 года, 06:34 (UTC+9:00) t в Якутске: 19 (09:00)

Выступление вице-спикера Госсобрания (Ил Тумэн) Ольги Балабкиной на «круглом столе» Комитета Государственной Думы по охране здоровья

Уважаемые участники «круглого стола»!
Уважаемые коллеги!
 
Сегодня мы собрались на «круглом столе» Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по охране здоровья на тему «Особенности организации медицинской помощи в условиях низкой плотности населения и ограниченной транспортной доступности на примере Республики Саха (Якутия)».
 
Как вам известно, сегодня на рассмотрении Государственной Думы находятся две совместные законодательные инициативы Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
 
Во-первых, это законодательная инициатива Государственного Собрания (Ил Тумэн) «О внесении изменений в статьи 33 и 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», к которой в качестве субъектов законодательной инициативы присоединились члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. И, во-вторых, законодательная инициатива депутатов Государственной Думы Российской Федерации «О внесении изменения в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в части установления условий по принятию решений о реорганизации и ликвидации медицинских организаций), к которой в декабре 2014 года присоединилось Государственное Собрание (Ил Тумэн). Обе инициативы направлены на увеличение доступности оказания медицинской помощи гражданам труднодоступных и сельских населённых пунктов.
 
Напомню, в чём заключаются наши предложения.
 
Первое.
 
До 1 января 2012 года в Российской Федерации гражданам оказывалась специализированная медицинская помощь в стационарных условиях – больницах, диспансерах и других лечебно-профилактических учреждениях, а также скорая медицинская помощь и медицинская помощь на дому. В соответствии с этим законом в нашей республике были развернуты 216 учреждений первичной медико-санитарной помощи.
 
Теперь согласно пункту 6 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» первичная медико-санитарная помощь оказывается только в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
 
Таким образом, в труднодоступных населенных пунктах федеральным законом не предусматривается содержание круглосуточного стационара. Тем не менее, в настоящее время для обеспечения доступности стационарной медицинской помощи населению Республики Саха (Якутия), проживающему в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах продолжают функционировать 152 участковые больницы. Эти больницы обслуживают 488 населенных пунктов, где проживают более 300 тысяч человек, что составляет 35% населения республики. И эти 152 участковые больницы республика вынуждена содержать за свой счет. Мы считаем, что в силу климатических, географических и инфраструктурных ограничений эти больницы в республике закрывать нельзя, так как зачастую невозможно своевременно и оперативно доставлять из труднодоступных населенных пунктов в районный стационар больного, которому требуется круглосуточная медицинская помощь. В противном случае будут нарушены конституционные права одной трети населения республики. А это селяне, работники оленеводческих и коневодческих стад, а также вахтовики.
 
Примерно такая же ситуация складывается в регионах Дальнего Востока. Мы считаем, что первичная медико-санитарная помощь должна оказываться не только в северных регионах, но и на всех труднодоступных территориях Российской Федерации. Поэтому нами предлагается часть 6 статьи 33 федерального закона дополнить предложением, предусматривающим, что в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях первичная медико-санитарная помощь может быть оказана в стационарных условиях.
 
Какова цена вопроса для республики? Согласно федеральному законодательству медицинская помощь оказывается по порядкам и стандартам оказания медицинской помощи. В связи с отсутствием порядка оказания первичной стационарной помощи потребность в финансовых средствах рассчитывается исходя из численности застрахованного населения с учетом установленного для Республики Саха (Якутия) индекса бюджетных расходов и на 2014 год составляла 4 524,3 млн. рублей.
 
Второе.
 
Всем известно, что одной из основных особенностей нашего макрорегиона является сравнительно низкая плотность населения. Для регионов Дальнего Востока этот вопрос более чем актуален. В нашей республике средняя плотность населения составляет 0,3 чел. на кв. км, что почти в 30 раз меньше, чем средняя плотность населения в Российской Федерации – 8,4 чел. на кв. км. А, скажем, на Чукотке плотность всего 0,07 чел. на кв. км, что в 120 раз меньше среднероссийского показателя.
 
Согласно статье 6 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Российская Федерация передает часть своих полномочий в сфере обязательного медицинского страхования органам государственной власти субъектов. Финансовое обеспечение расходных обязательств, возникающих при их исполнении, осуществляется за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, рассчитанных по нормативу на одного человека.
 
В законе нет понятия «плотность населения» и она не учитывается при определении размера субвенций. Однако, обширность территории, малочисленность населенных пунктов, их труднодоступность, сложная транспортная схема создают особые условия и тем самым обуславливают превышение норматива объемов медицинской помощи в год на 1 жителя.
Таким образом, нами предлагается при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи наряду с климатическими и географическими особенностями региона, а также транспортной доступностью медицинских организаций учитывать плотность и особенности расселения населения в регионе.
 
Реализация этого предложения позволит установить дифференцированные нормативы объемов медицинской помощи и нормативы финансовых затрат на осуществление объема медицинской помощи в больницах с малой численностью прикреплённого населения.
 
И третье.
 
Законопроект депутатов Государственной Думы, к которому присоединилось Государственное Собрание (Ил Тумэн), направлен на установление определенных условий, без которых не может быть принято решение о реорганизации и ликвидации медицинских организаций. Это предложение стало ответом на сокращение численности медицинских организаций и, соответственно, персонала, как в городских, так и в сельских поселениях по всей Российской Федерации. В случае поддержки данной инициативы, принятие соответствующим органом решения о закрытии государственной или муниципальной медицинской организации будет невозможно без получения положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения, а в селах будет требоваться ещё и получение согласия жителей.
 
Уважаемые коллеги!
 
Хочу отметить, что наша законодательная инициатива получила одобрение и поддержку 22 субъектов Российской Федерации. Кроме того, было поручение Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации Пр-242 от 5 февраля 2014 года о разработке дифференцированных нормативов объёмов оказания медицинской помощи по субъектам Российской Федерации с учётом половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, уровня и структуры социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также климатогеографические особенности регионов.
 
11 декабря 2014 года в Правительстве Российской Федерации состоялось совещание под председательством заместителя министра здравоохранения Российской Федерации Татьяны Владимировны Яковлевой с участием представителей от Республики Саха (Якутия). По итогам совещания даны поручения снова проработать вопрос о возможности совершенствования методики распределения субвенций, предоставляемых из бюджета ФОМС бюджетам территориальных ФОМС. Кроме того, поручено внести изменения в порядки оказания медицинской помощи по профилям, чтобы учитывать особенности территорий с низкой плотностью населения и транспортной доступностью.
 
Однако, в одном из последних документов, а именно в письме временно исполняющего обязанности министра здравоохранения Российской Федерации Игоря Каграманяна (от 4 марта 2015 года), отмечается, что оказание помощи в круглосуточных стационарах приведет к перегрузке медицинских организаций. Также, говорится в письме, это ущемит права граждан, нуждающихся в стационарной медицинской помощи в связи с тем, что места в стационарах могут быть заняты лицами, не нуждающимися в стационарном лечении.
 
Но в данном случае мы видим совершенно другое ущемление прав граждан, прав, которые закреплены статьей 41 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право граждан России на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.
 
Уважаемые коллеги!
 
Призываю депутатов Государственной Думы, Министерство здравоохранения Российской Федерации ещё раз рассмотреть вопрос о законодательном закреплении возможности реализации регионами права по организации оказания первичной медицинской помощи в стационарных условиях в труднодоступных и отдалённых малонаселённых пунктах. Население ждет решения этого вопроса. Мы понимаем, что наша законодательная инициатива требует доработки, но концептуально её надо в первом чтении всё же принять. А потом уже вместе, в порядке второго чтения, внести коррективы. Мы считаем, что это необходимо сделать, так как именно законом должны быть установлены нормы, позволяющие при распределении финансовых средств между регионами на практике учитывать их особенности, я имею в виду, удалённость по отношению к центру России, транспортную доступность, климатические условия и иные объективные факторы.
 
Надеюсь, что вы нас поддержите.
 
Спасибо за внимание.
 
 
Опубликовано: 13 марта, 2015 - 17:53
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице