Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Бескомпромиссный исследователь | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
26 апреля 2024 года, 20:09 (UTC+9:00) t в Якутске: -3 (21:00)

Бескомпромиссный исследователь

Имя Ираиды Клиориной, женщины с драматичной судьбой, возвышенного, непокорного и бескорыстного человека, навсегда связано с именами выдающихся личностей в истории нашего народа, тех, кого, невзирая на трудности и упорное противодействие, она возвращала из забвения. Вчера ей, писателю, правозащитнику, историку, публицисту, заслуженному работнику культуры РС(Я), Почетному гражданину Усть-Алданского улуса, исполнилось бы 100 лет. 
 

 
Ираида Самоновна родилась 16 марта 1915 года в Якутске в семье Клиориных – политссыльного Самона Марковича и сельской учительницы Антонины Авксентьевны (урожденной Мальковой). В Якутии она жила до двух лет. Впоследствии на малую родину приезжала лишь погостить.
 
Встреча, изменившая жизнь

Свой первый приезд в Якутск, будучи 8-летней девочкой, она подробно описала в своих воспоминаниях, посвященных М.К.Аммосову и его жене и соратнику Р.И.Цугель-Аммосовой. Она упоминает яркий эпизод, когда на пароходе, плывшем в Якутск, она впервые увидела Максима Аммосова и Василия Васильевича Никифорова-Кюлюмнюр. Впоследствии восстановлению их доброго имени она посвятила почти всю свою жизнь.
Детство и юность Ираиды прошли в Харбине, там же окончила школу. В 16 лет приехала в Москву, поступила в Московский историко-философский институт, но по болезни учебу пришлось оставить. По направлению ЦК ВЛКСМ стала сотрудником 6-го Дальневосточного отдела контрразведки НКВД СССР. В 1937-м по необоснованному обвинению в шпионаже в пользу Японии была арестована органами НКВД и приговором Особого совещания НКВД СССР осуждена на 8 лет, отправлена в Мордовский Темниковский женский спецлагерь строгого режима. Тогда ей было 22 года.
 
В лагерях

В общей сложности в лагерях она провела более 10 лет. Часть срока отбывала в лагере строгого режима для членов семьи изменников Родины. Не сломилась, не пропала, наоборот, как утверждала сама, закалилась умом и сердцем. Ее окружением были люди мыслящие, творческие, ученые, инженеры, передовые люди своего времени. Они оказали молодой девушке неоценимую поддержку, помогли выжить. В 29-летнем возрасте в 1944 году Ираида Клиорина в лагере завершила работу над своим первым трудом – киносценарием «Казахская сюита», фабула и сюжет которого были использованы в художественном фильме известного режиссера Ивана Пырьева «Сказание о земле Сибирской». В 1950 году Ираида Самоновна была повторно арестована и осуждена к вечной ссылке в поселке Тура Эвенкийского национального округа. Освобождена после смерти Сталина в 1954 году.
 
Сила «зова крови»

За свою литературную жизнь она написала свыше десяти киносценариев, четыре драмы, 14 книг и брошюр, сотни статей, очерков, заметок. Самые крупные ее работы были посвящены якутской тематике. Тягу и любовь к ней Ираида Самоновна объясняла силой «зова крови». Она «прикипела к истории якутского народа, к судьбам его нацио-нальной интеллигенции». Впоследствии появилась целая плеяда блистательных трудов о Н.Л.Мещерякове, М.К.Аммосове, И.С.Барахове и других.
Известно, что в 1948 году Ираида Клиорина встретилась с председателем Союза писателей Якутии Николаем Золотаревым-Якутским. По его просьбе написала пьесу о народовольце Константине Неустроеве-Урсике «Первые искры». Долгие годы дружила с вдовой Максима Аммосова Цугель-Аммосовой. Постепенно сблизилась с яркими представителями якутской интеллигенции – И.В.Пуховым, Г.П.Башариным, И.М.Рома-новым, Г.Г.Макаровым, В.С.Петровым, И.А.Аргу-новым, И.Е.Федосеевым-Доосо, Е.Е.Алексеевым. Длительное время вела переписку с Г.Р.Кардашевским, А.И.Винокуровым.
Как она пишет, ее «деятельному подключению к борьбе за правильное освещение культурного наследия якутского народа, за восстановление истинной его истории начало положило присутствие на бурном обсуждении III тома истории ЯАССР в Институте истории АН СССР в 1961 году». Она не могла остаться в стороне при полемике вокруг литературного наследия трех дореволюционных писателей, основоположников, классиков якутской литературы Алексея Кулаковского, Анемподиста Софронова, Николая Неустроева, приложила немало усилий, чтобы «оздоровить политическую обстановку в Якутии, прекратить клеветнические нападки на ученых, писателей…»
 
30 лет и шесть книг

Ираида Клиорина была неистовым исследователем, упорным, смелым и бескомпромиссным в своем устремлении восстановить честные имена десятков ярких личностей, погубленных в годы тоталитаризма. Поднимала огромный пласт архивных документов, обращалась в органы Прокуратуры ЯАССР, РСФСР и СССР, в другие ведомства, составляла сотни запросов, справок, заявлений. Исследуя жизнь и деятельность В.В.Никифорова-Кюлюмнюр, она признавалась, что постепенно ее душа и сердце наполнились любовью к этой яркой и сильной личности, что она преклоняется перед ним. Восстановлению его честного имени она посвятила 30 лет жизни, написала шесть книг, сплотила вокруг этого яркого имени ученых-исследователей и общественность республики.
По рассказам людей, которые знали ее лично, Ираида Самоновна для людей, близко ей не знакомых, была человеком закрытым, «правдорубом», не выносила ложь и лицемерие, имела и умела отстаивать свое мнение. Обладала недюжинной энергией и работоспособностью. Маленькая ее двухкомнатная «хрущевка» на Хорошевском шоссе была сплошь заставлена книгами, они были повсюду – в шкафах, на столе и даже на полу, везде лежали исписанные клочки бумаг.
 
Наследие

Умерла Ираида Самоновна 23 декабря 2002 года в Москве, в своей квартире.
Небольшой объем документов из личного архива И.С.Клиориной хранится в Национальном архиве РС(Я). Они поступили туда в 90-е годы, еще при ее жизни. Среди документов имеются неопубликованные рукописи. Известие о ее смерти пришло в Постоянное представительство РС (Я) в Москве с большим опозданием. Когда представительство известило Якутск, в ее квартире жили уже другие люди, заселенные мэрией Москвы. Соседка по квартире передала мне несколько фотографий, подаренных ей в свое время Ираидой Самоновной. Библиотека же и домашний архив оказались утерянными безвозвратно.
В Национальном архиве РС(Я) хранится автобиографическая повесть Ираиды Клиориной. Часть автобиографии, посвященная ее творческой деятельности, периоду ее эвенкийской ссылки, к сожалению, утеряна. Сохранилась только преамбула к мемуарам, в которой она обращается к новому поколению: «…желаю избавиться от инфантильности, самолюбования, самоутверждения, пренебрежения к опыту и мнениям старших! Будьте ответственны и обязательны в своих поступках и обещаниях! Стремитесь к нравственному и духовному гармоничному развитию, к человечности и доброте, защите униженных и оскорбленных. Обнимаю вас всех!».
 
Александр ЖИРКОВ, Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я).
Газета "Якутия", № 28 от 17 марта 2015 г.
 

Опубликовано: 17 марта, 2015 - 15:30
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице