Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Александр Жирков принял участие в обсуждении темы обеспечения авиасообщения в северных регионах РФ | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
28 апреля 2024 года, 10:18 (UTC+9:00) t в Якутске: -1 (09:00)

Александр Жирков принял участие в обсуждении темы обеспечения авиасообщения в северных регионах РФ

26 февраля 2016 года спикер якутского парламента Александр Жирков принял участие в работе «круглого стола» на тему «Обеспечение авиасообщения в северных регионах Российской Федерации», организованного в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. От Государственного Собрания (Ил Тумэн) в мероприятии также принял участие председатель постоянного комитета Ил Тумэна по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Виктор Фёдоров.
 
Мероприятие, организованное Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике, провёл сенатор от Якутии Александр Акимов. Участники «круглого стола» – представители федеральных и региональных органов государственной власти, региональных и магистральных авиакомпаний, аэропортов субъектов Федерации, предприятий-производителей авиационной техники, научных и общественных организаций – обсудили проблемы обеспечения доступности авиационного транспорта на северных территориях страны.
 
«Круглый стол» стал логическим продолжением дискуссии на «правительственном часе» о мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации в Арктической зоне, состоявшемся в рамках очередного 387-ого заседания Совета Федерации. Выступая с докладом, заместитель председателя Правительства Российской Федерации, председатель Государственной комиссии  по вопросам развития Арктики Дмитрий Рогозин сделал ряд программных заявлений, в том числе по развитию авиации в Арктике. По словам вице-премьера, в 2016 году начинаются опытно-конструкторские работы по семейству лёгких многоцелевых самолётов. Начало поставок новых самолётов намечено на 2020 год. По вертолётному парку Дмитрий Рогозин сообщил, что холдинг «Вертолёты России» ведёт научно-исследовательские работы по разработке перспективного вертолёта среднего класса, «который придёт на замену Ми-8 и Ми-17». Отвечая на вопросы сенатора от Якутии Александра Акимова, Дмитрий Рогозин подчеркнул, что «к 2019-2020 годам мы реально поправим ситуацию в воздухе над нашей страной».
 
Открывая работу «круглого стола», модератор Александр Акимов отметил, что в настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 28 тысяч населенных пунктов, большая часть из которых расположена в районах Крайнего Севера, которые не имеют круглогодичного доступа к транспортным коммуникациям. «Всего отрезанными о  транспортной инфраструктуры остаются 12 млн. человек, в основном, в районах Крайнего Севера, Арктики, приравненных к ним местностях. Это почти 2/3 территории Российской Федерации. В этой связи задача доступности авиационного транспорта для населения северных регионов является для государства одной из приоритетных и социально значимых проектов», - подчеркнул сенатор. Он напомнил, что Президент России Владимир Путин в своём Послании Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года отметил, что будет продолжена модернизация инфраструктуры и  укрепление системы межрегиональных авиаперевозок, в том числе в северных и арктических территориях.
 
Александр Акимов констатировал, что в сфере авиационного транспорта на Севере накопилось немало сложных проблем: «Низкая плотность населения, уровень его платёжеспособности обуславливает низкую интенсивность пассажиропотока. Это, в свою очередь, определяет высокую стоимость авиаперевозок вследствие больших затрат на содержание аэродромной сети, недостатка воздушных судов малой вместимости, использование старых самолётов и вертолётов. Себестоимость авиаперевозок в большинстве случаев превышает возможности  населения по оплате услуг воздушного транспорта, что определяет убыточность деятельности авиапредприятий на рынке местных  перевозок. Это приводит к закрытию авиалиний и к сокращению аэродромной сети».
 
Заместитель министра транспорта Российской Федерации Валерий Окулов отметил, что большинство аэродромов Крайнего Севера характеризуются малой интенсивностью и по объективным причинам не в состоянии обеспечить коммерческую окупаемость своей деятельности. «В силу этого в начале 2007 года принято решение о создании сети федеральных казённых предприятий. В настоящее время создано семь таких предприятий, которые в общей сложности включают 81 аэродром. Первым и удачным примером стало создание ФКП «Аэропорты Севера» в Якутии», - отметил представитель Минтранса России. По аналогии были созданы федеральные казённые предприятия, объединяющие аэропорты Магаданской области, Чукотки, Камчатки, Красноярья, Приморья и т.п. «В 2015 году со всех этих аэродромов выполнено 24 150 взлёт-посадок, то есть 5,5 взлёт-посадок в среднем из одного аэродрома в неделю», - сказал он.
 
Валерий Окулов предложил развивать программу субсидирования региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации. В 2015 году бюджетные ассигнования, выделенные на субсидирование авиаперевозок в рамках реализации постановления Правительства РФ от 25 декабря 2013 года № 1242 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации» составили 265 млн 490 тыс. 227 рублей. Представитель Минтранса отметил, что в связи с нереальностью привлечения заёмного финансирования внесено изменение, согласно которому, предусматривается «возможность приобретения  авиационной техники не только компаниями, но и их субъектами и инвесторами». В качестве инвесторов могут выступать аэропорты. Среди наглядных положительных примеров Валерий Окулов назвал факт покупки аэропортом «Кольцово» самолётов Л-410. «Не авиакомпания, а аэропорт раскрутил маршрутную сеть в Екатеринбурге, и сегодня по этим маршрутам, начатым с Л-410, летают уже большие реактивные машины», - сообщил он.
 
Заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации Олег Клим отметил, что аэропорты, расположенные в Арктической зоне РФ, – это грунтовые аэропорты, аэропорты с твёрдым покрытием, посадочные площадки. Докладчик сообщил, что вышеуказанный 81 аэропорт, входящий в сеть федеральных казённых предприятий, обслужил в 2015 году 168 тысяч пассажиров. Олег Клим отметил, что небольшие по протяжённости маршруты в арктической зоне потенциально являются убыточными. В этой связи предложил поднять вопрос о создании отдельной программы по развитию авиаперевозок в Арктической зоне страны и системы единого заказчика. «Это заказчик, который будет аккумулировать в себе средства трёх уровней: федерального бюджета, регионального бюджета и частных инвесторов», - предложил он.
 
Директор Департамента авиационной промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Сергей Емельянов вкратце рассказал об авиатехнике, которая выпускается сегодня отечественной промышленностью, в частности, о Суперджет-100. Аудитор Счётной палаты Российской Федерации Валерий Богомолов сообщил, что на финансирование сети федеральных казённых предприятий, обслуживающих арктические и северные территории в среднем ежегодно выделяется в пределах 3 млрд рублей. «Это только на текущие расходы», - подчеркнул он. «Счётная палата РФ неоднократно отмечала факты срыва реализации программ и необеспечения выполнения работ по развитию малой авиации и по подготовке для неё инфраструктуры. Росавиацией в 2015 году по государственной программе социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона в рамках реконструкции 40 дальневосточных аэропортов не профинансировано даже половины от запланированной сводной бюджетной росписью объёма. Профинансировано всего 47%, тогда как в 2014 году соответствующее исполнение составило 81%.  Основной        проблемой является отсутствие комплексного подхода в решении задач транспортной доступности», - подчеркнул он. О сообщении предыдущего докладчика о самолёте Суперджет, отметил, что «Суперждет садится не на каждую подготовленную бетонную полосу». «Надо, чтобы полоса была глаже, чем поверхность стола. Малейшее попадание в двигатели любой вещи может вызвать авиакатастрофу», - сказал представитель Счётной палаты РФ. «В рамках государственного субсидирования региональных авиаперевозок  не обеспечено достаточное развитие в удалённые труднодоступные населённые пункты РФ. Из 129 субсидированных маршрутов в отдалённые труднодоступные населённые пункты совершены полёты только по 23 маршрутам. Правила содержат перечень из 415 населённых пунктов, расположенных в отдалённых труднодоступных районах, перевозки в которые являются приоритетными. Однако в 165 из них воздушные перевозки вообще невозможны, так как там отсутствуют аэродромы и посадочные площадки. 57% - это населённые пункты Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», - сказал Валерий Богомолов.  
 
Выступая в ходе дискуссии, член Совета Федерации от Якутии Вячеслав Штыров предложил наработанные на уровне исполнительной власти решения – о субсидировании авиаперевозок, создании федеральных казённых предприятий, о разработке различных государственных программ – «закреплять в действующем законодательстве». По причине отсутствия такого закона, даже терминология может различаться. Например, все сегодня пользуются термином «малая авиация», хотя он не закреплён в федеральном законодательстве. «Под «малой авиацией» мы понимаем, что это перевозки на местных авиалиниях на самолётах вместимостью, предположим, до 20 пассажиров типа Ан-2 или Л-410. Другие под «малой авиацией» подразумевают перелёты олигархов или соревнования на вертолётах, сафари, охоту и прочее. Необходимо чётко классифицировать аэропорты федеральные, региональные, местного значения», - сказал Вячеслав Анатольевич.
 
Представитель ФГУП «Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина» Евгений Барсук рассказал о реализации проекта по модернизации «ветерана» отечественной малой авиации Ан-2. Это проект ремоторизации – поршневой двигатель заменяют на турбовинтовой. После модернизации самолет маркируется как ТВС-2МС. Процесс этот не дёшев, участники «круглого стола» отметили, что ремоторизация одного Ан-2 стоит в пределах 110 млн рублей.
 
Александр Акимов постарался дать возможность выступить представителям регионов. Со своими предложениями выступили докладчики из Архангельской, Мурманской областей, Республики Бурятия и других регионов. Председатель постоянного комитета парламента Якутии по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Виктор Фёдоров предложил рассмотреть возможность разработки и внесения соответствующих изменений в воздушное законодательство Российской Федерации, направленных на расширение и повышение эффективности использования лёгких воздушных судов для коммерческих перевозок пассажиров, почты и грузов. Подробно с выступлением Виктор Фёдорова можно ознакомиться здесь
 
Участники «круглого стола» отметили, что от функционирования и доступности авиационного сообщения в определяющей степени зависит жизнедеятельность населения, проживающего в арктических и северных регионах. Вместе с тем, услуги воздушного транспорта остаются недоступными для большей части населения. Значительное удорожание горюче-смазочных материалов и рост стоимости ремонта техники, затрат на аэронавигационные и портовые сборы, аэропортовое обслуживание и наземное обслуживание вынуждают транспортные предприятия ежегодно увеличивать тарифы на перевозку пассажиров. Также отмечено, что сложившая экономическая ситуация и ограниченные возможности региональных бюджетов не позволяют регионам в полной мере оказывать поддержку авиапредприятиям, осуществляющим пассажирские перевозки в арктических и северных территориях, и удовлетворять фактический спрос в авиаперевозках на местных маршрутах. Создание эффективной системы авиационного обслуживания северных и в том числе арктических территорий и формирование современных транспортно-логистических узлов на базе региональных аэропортов невозможно без проведения реконструкции и модернизации аэропортов, расположенных в районах Крайнего Севера.
 
Итогом работы «круглого стола» стали принятые рекомендации в адрес Федерального Собрания РФ, Правительства России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
 
Пресс-служба Ил Тумэна
  
Новости по теме

Опубликовано: 27 февраля, 2016 - 14:55
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице