Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

В Ил Тумэне состоялась встреча, посвященная 70-летию АлСиба | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
5 мая 2024 года, 10:49 (UTC+9:00) t в Якутске: 7 (09:00)

В Ил Тумэне состоялась встреча, посвященная 70-летию АлСиба

В Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в рамках мероприятий, посвященных 70-летию открытия перегоночной трассы Аляска – Сибирь (АлСиб), состоялась встреча с ветеранами авиации США.
 
Во встрече, которую председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по делам семьи, детства, молодежи, физической культуре и спорту Сергей Сюльский, приняли участие министр по молодежной политике и спорту Александр Подголов, народный депутат Якутии Александр Уаров, профессор Дальневосточного университета путей сообщения Константин Рудой, председатель регионального отделения ДОСААФ России Сергей Черных, молодые парламентарии, студенты Якутского авиационного технического училища гражданской авиации, лидеры и активисты молодежных общественных объединений.
 
В составе делегации ветеранов американской авиации – директор королевского авиационного корпуса, пилот-инструктор и авиамеханик Дуэйн Кинг, пастор, пилот Майк Роуб, пилот-инструктор и авиамеханик Том Ригер.
 
Перед встречей для гостей провели экскурсию по зданию Государственного Собрания (Ил Тумэн). В ходе встречи выступили Сергей Сюльский и Александр Подголов. Они, в частности, отметили ратный и трудовой подвиг якутян в Великой Отечественной войне, вклад Якутии в разгром фашизма.
 
Народный депутат республики Сергей Сюльский отметил также значение и роль перегоночной трассы Аляска – Сибирь в победе над фашизмом. «Якутия в те годы стала главным административным центром, через который были перегнаны на фронт более восьми тысяч самолетов, истребителей-бомбардировщиков, транспортных самолетов», - отметил он.
 
Председатель регионального отделения ДОСААФ России Сергей Черных сообщил, что всего за три года существования трассы погибли 113 советских и 87 американских пилотов.
 
«В настоящее время в Якутии ведутся исследовательские работы, организуются экспедиции, цель которых – найти обломки самолетов, останки пилотов, документы. В 2012 году запланировано провести 4-5 экспедиций, искать обломки самолетов будут под водой, в горах», - отметил Сергей Черных.
 
Впечатлениями и наблюдениями от пребывания в Якутии поделились ветераны авиации США Дуэйн Кинг, Майк Роуб. Они отметили много общего между природой Аляски и Дальнего Востока. Особенно их впечатлило чувство искренней гордости якутян, молодежи подвигом старшего поколения, знание ими истории страны, в том числе, истории Великой Отечественной войны, открытость и теплота общения.
 
Дуэйн Кинг, который имеет 50 лет авиационного стажа, рассказал, что он летал по американскому маршруту АлСиба. Накануне американские авиаторы побывали в Хангаласском районе Якутии, где якутскими исследователями были обнаружены обломки самолета. На месте крушения американскими авиаторами был установлен памятный знак.
 
«Нас всех объединяет прошлое и любовь к авиации. В Якутии, как и на Аляске, есть отдаленные населенные пункты, до которых не всегда можно добраться по дорогам, тогда авиация играет важную роль», - сказал пилот Майк Роуб.
 
Участники встречи говорили также о значении и развитии малой авиации в Якутии, о возможных совместных проектах. В завершение встречи гости ответили на вопросы народных депутатов, лидеров республиканской молодежи, представителей общественности и СМИ.
 
Справка:
В истории Великой Отечественной войны важное место занимает перегоночная воздушная трасса Аляска – Сибирь. Когда началась война, авиапромышленность Советского Союза только приступила к массовому производству новой техники и ВВС СССР имели на вооружении еще очень мало современных боевых самолетов. К тому же значительная часть наших истребителей и бомбардировщиков была уничтожена противником на прифронтовых аэродромах уже в первые дни войны. Поэтому для нашей страны имело большое значение заключенное осенью 1941 года соглашение, по которому США и Великобритания обязались поставлять в СССР, начиная с октября того же года, вооружение, технику, материалы и продовольствие.
 
Один из путей доставки «ленд-лизовских» американских самолетов в нашу страну шел из Фэрбенкса (Аляска, США) через Якутию в Красноярск. 9 октября 1941 года Государственный комитет обороны СССР принял постановление о строительстве воздушной трассы Красноярск – Уэлькаль (ВТКУ), обязав Аэрофлот и местные хозяйственные организации Восточной Сибири в кратчайший срок обеспечить строительство авиалинии. Руководство республики держало под особым контролем ход строительства и реконструкцию аэродромов, а также другие мероприятия, связанные с авиацией. В распоряжение Управления ВТКУ, проводившего изыскания, строительство новых и реконструкцию существовавших аэродромов на трассе Красноярск – Якутск – Уэлькаль, была откомандирована группа специалистов Якутской авиагруппы.
 
В связи со строительством ВТКУ на территории Якутии были открыты новые сухопутные аэропорты в Оймяконе, Хандыге и Зырянке. Якутский аэропорт, в довоенное время по существу пригодный для обслуживания, приема и выпуска самолетов легких типов, был коренным образом расширен. Для эксплуатации тяжелых транспортных и боевых самолетов возвели много объектов технологического и бытового назначения. Морским путем, а затем по Лене в аэропорты воздушной трассы доставлялись из США техника для строительства аэродромов, бензо- и маслозаправщиков, станочное оборудование. Всего на трассе за годы войны в трудных природных условиях было построено и оборудовано 26 аэродромов и 274 деревянных здания и сооружения.
 
К осени 1942 года на огромном пространстве между Уэлькалем на Чукотке и Красноярском в небывало сжатые сроки, всего за 10 месяцев, в основном были закончены строительство и реконструкция 16 аэродромов. По воздушной трассе Красноярск – Уэлькаль началась перегонка в нашу страну из США боевых и транспортных самолетов.
 
Административным центром перегоночной трассы был выбран Якутск, расположенный примерно посредине трассы. Учитывалось и то, что в Якутске имелась возможность организовать ремонт самолетов, здесь же находился самый мощный на северо-востоке страны радиоцентр. В Якутске разместились штабы перегоночной дивизии и Красноярской воздушной трассы, базировался 4-й перегоночный авиаполк, а также 8-й транспортный авиаполк, сформированный в июне 1943 года. Кроме перегонки транспортных самолетов и обслуживания нужд трассы Аляска – Сибирь, полк подключался и к выполнению народнохозяйственных работ.
 
За три года функционирования трассы его экипажем было выполнено 15 полетов на ледовую разведку, 29 – для обслуживания золотодобывающих и рыбопромысловых организаций, 15 – для доставки имущества и продовольствия метеостанциям, 80 – для обслуживания Дальстроя. Основным направлением деятельности воздушной трассы Аляска – Сибирь была перегонка американских самолетов. За 1942-1945 годы по этой трассе на фронты Великой Отечественной войны было доставлено 8 тысяч американских истребителей, бомбардировщиков и транспортных самолетов, сыгравших определенную роль в успешных военных действиях Советской Армии.
 
Пресс-служба Ил Тумэна
Опубликовано: 3 мая, 2012 - 17:10
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице