7 августа 2022 года, 04:06 (UTC+9:00) t в Якутске: 16 (03:00)

Ольга Макиенко: Выборы возвращаются

Итак, настало время политических перемен. На федеральном уровне были приняты соответствующие законы, теперь черед за республиканским законодателем. О том, какие преобразования в политической жизни ждут якутян – председатель постоянного комитета Государственного Собрания по государственному строительству и законодательству Ольга Макиенко.
 
О полномочиях Госсобрания
 
– Изменяются полномочия парламента: во-первых, упраздняется пункт, в котором шла речь о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта по представлению президента страны. Во-вторых, появляется пункт, в котором указано, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает порядок проведения выборов (помимо выборов в Ил Тумэн) высшего должностного лица субъекта и порядок его отзыва, что должно быть оформлено постановлением Государственного Собрания. Соответственно, утрачивает силу пункт закона о роспуске законодательного органа, который в установленный законом срок не принял решение о наделении полномочиями высшего должностного лица представленной Президентом Российской Федерации кандидатуры.
 
Таким образом, все процедуры, связанные с назначением высшего должностного лица, упраздняются, зато у Государственного Собрания появятся полномочия по установлению процедуры по отзыву высшего должностного лица.
 
О выборах высшего должностного лица Республики Саха (Якутия)
 
– Как указано в законе, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
 
Иными словами, мы возвращаемся к прямым выборам главы республики. В законе строго оговорено, что именно политическая партия выдвигает кандидата на должность высшего должностного лица субъекта. Кандидатом на пост главы региона может стать гражданин, достигший возраста 30 лет и не имеющий гражданства иностранного государства. Глава субъекта выбирается сроком на пять лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд.
 
Интересно, что политическая партия вправе выдвинуть кандидата не только от своей партии, но и члена другой политической партии или вообще беспартийного. В то же время закон гласит, что выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения может предусматриваться законом субъекта.
 
Сохраняется «президентский фильтр». Президент Российской Федерации по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта и с кандидатом-самовыдвиженцем. Порядок проведения таких консультаций определяется президентом.
 
Помимо «президентского фильтра» в законе предусмотрен так называемый «муниципальный фильтр», когда кандидаты (и выдвигаемые по линии партии, и самовыдвиженцы) должны собрать 10 процентов подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Подписи депутатов и глав муниципальных образований проставляются на листе поддержки кандидата с указанием даты и времени ее проставления. Подлинность подписи должна быть нотариально засвидетельствована. Точное количество депутатов муниципальных образований, необходимых для выдвижения кандидата в главы региона, определяется законом субъекта. При этом депутат вправе подержать только одного кандидата и отозвать свой голос он уже не сможет. Списки депутатов, поддержавших того или иного кандидата, будут опубликованы в республиканских СМИ и на сайте Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия).
 
«Муниципальный фильтр» на этом не заканчивается, так как в числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть также 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации. Число этих лиц также определяется законом субъекта. Есть еще один муниципальный ценз для кандидата: он должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации.
 
Детально эти моменты будут прописаны в законе, который в ближайшее время разработан Государственным Собранием на основе модульного закона Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
 
Также следует отметить, что помимо имеющихся в законе фильтров, самовыдвиженцу необходимо собрать подписи в поддержку своей кандидатуры, количество которых определяется региональным законом в соответствии с федеральным «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
 
Нюансы выборов
 
– Есть в федеральном законе ряд моментов, который, на мой взгляд, имеют переходный характер. Так, высшее должностное лицо, наделенное полномочиями и проработавшее в этом статусе не менее одного года, в случае добровольной отставки может быть избранным главой субъекта, только если его кандидатуру поддержит Президент Российской Федерации. В целом же, если глава региона был избран и ушел с поста по собственному желанию или же в связи с выраженным ему недоверием законодательным органом госвласти, он не имеет права выдвигать свою кандидатуру на выборы.
 
Также, если президент страны отрешил от должности высшее должностное лицо, то бывший глава субъекта федерации вправе пойти на выборы спустя два года.
 
Отзыв главы
 
– В законе прописаны такие процедуры как отзыв и отрешение от должности высшего должностного лица региона.
 
В последнем случае отрешает главу от должности Президент Российской Федерации. Этот момент был и ранее в законе, однако теперь отрешение происходит не только в связи с утратой доверия за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом, но и в связи с выявлением в отношении высшего должностного лица фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов. Также Президент Российской Федерации вправе отрешить от должности главу региона, если последний не исполнит решения Конституционного суда Росси, принятого в отношении нормативного правового акт высшего должностного лица субъекта.
 
Отзыв высшего должностного лица происходит по инициативе избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации. В субъектах должен быть разработан соответствующий закон, где должны быть прописана процедура отзыва.
 
Для отзыва высшего должностного лица предусматриваются следующие основания: факты нарушения федерального или регионального законодательства, установленные судом и неоднократное грубое нарушение главой своих обязанностей, что также должно быть зафиксировано в судебном порядке.
 
Обратиться в суд могут политические партии, общественные объединения, группа граждан, проживающих на территории субъекта.
 
– Ольга Валерьевна, спасибо за исчерпывающую информацию относительно вновь вступивших в силу федеральных законов. Теперь хотелось бы подробнее узнать о том, какие действия предпринимаются сегодня Государственным Собранием по изменению республиканского законодательства?
 
– Во-первых, хотелось бы уточнить, что перечисленные изменения в федеральном законодательстве прописаны в двух уже принятых Государственной Думой и подписанных президентом страны законах: это федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
 
Именно поэтому политическая реформа касается не только института высшего должностного лица субъекта, но и законодательной власти – Ил Тумэна, и избирательного законодательства.
 
На сегодняшний день создана рабочая группа по подготовке предложений по совершенствованию законодательства Республики Саха (Якутия), куда вошли представители администрации президента и правительства, федерации профсоюзов, политических партий, федеральных органов, Центральной избирательной комиссии, Верховного суда республики, научной общественности и народные депутаты. Уже проведено несколько совещаний, разработан план совершенствования республиканского законодательства в связи с принятыми федеральными законами и уже концу мая мы должны свою работу завершить и внести проекты законов в парламент.
 
Далее мы планируем провести публичные слушания. Дело в том, что на последнем пленарном заседании парламента был принят закон и внесены соответствующие изменения в регламент Государственного Собрания, согласно которым конституционные законы, в том числе и изменения в Конституцию республики, должны пройти публичные слушания. Они (слушания) могут проводиться в разной форме: путем проведения расширенного заседания комитета, правительственных часов, телепрограмм с участием районов и в том числе в режиме онлайн-конференции. Онлайн-конференция, на мой взгляд, оптимальный способ обсуждения планируемых изменений в Конституцию республики, поскольку в обсуждении смогут принять участие все жители республики, независимо от места проживания. На ближайшем пленарном заседании проекты прорабатываемых сегодня конституционных законов будут рассмотрены.
 
Хочу в связи с этим пояснить, что все изменения, в том числе и в Конституцию республики, согласно федеральным законам, должны быть внесены до 1 июля 2012 года. Так что режим у нас рабочий.
 
– Насколько будет изменена Конституция?
 
– Проект закона на сегодняшний день разработан и находится в стадии обсуждения. Напомню, что в Конституции республики ряд статей был приостановлен, в том числе и касающихся выборов президента республики. Таким образом, в новой редакции Конституции будут восстановлены многие уже имеющиеся в тексте Основного закона статьи. На мой взгляд, решение о приостановлении ряда статей было оправданным. Жизнь показывает, что конституции субъектов имеют основополагающий, стабильный характер. Именно благодаря региональным конституциям, уставам в переходные периоды в стране сохранялась стабильность.
 
– Как в целом вы оцениваете процесс децентрализации власти в стране, в том числе путем предоставления регионам права избирать своего главу?
 
– Я уже отмечала и повторю еще раз: любой политический процесс, особенно тот, что предполагает изменения таких основополагающих документов, как конституция, должен быть разумным и поступательным. Необходимо находить компромисс во взаимоотношениях с федеральным центром, с одной стороны не выпадая из современного федеративного процесса, а с другой – отстаивая свои исторически сложившиеся и экономические обусловленные особенности. Безусловно, выборы главы региона – это очень ответственный момент для всего населения республики и когда он наступит, мы должны обладать всей необходимой информацией и быть готовыми к тому, чтобы взять на себя ответственность за свой выбор.
 
Анна Томина, газета «Якутия»

Опубликовано: 18 мая, 2012 - 09:14
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице