Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Гульсум Бейсембаева: Сохранить основу местного самоуправления Якутии | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
1 мая 2024 года, 00:25 (UTC+9:00) t в Якутске: -4 (03:00)

Гульсум Бейсембаева: Сохранить основу местного самоуправления Якутии

Постоянно изменяющееся законодательство РФ в области местного самоуправления является, если можно так выразиться, законодательным трендом последнего времени. Об этом говорят все и на всех уровнях. Говорят, потому что касается это всех. Так как любое изменение на федеральном уровне влечет за собой изменение законодательства уровня регионального и муниципального. Возьмём к примеру Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». За период  его действия с 2003г. по 2016 г. в него внесены более 130 изменений и дополнений.
 
Что касается последних изменений законодательства нашей республики, то, начиная с марта 2013 года, V созывом народных депутатов Якутии принято 3 новых закона в сфере местного самоуправления и внесены множественные поправки в 17 действующих базовых законов в этой сфере. Анализ принятых законов говорит о том, что большая часть из них была принята с целью приведения республиканского законодательства в соответствие  действующим федеральными и региональным законам. При этом, многие поправки имели именно технический характер, когда необходимость внесения обуславливалась изменением определений и терминов в федеральном и региональном законодательстве. Это можно назвать  рутинной, каждодневной работой Госсобрания, которая не позволяет допустить разночтений при реализации действующих законодательных норм.
Наряду с вышеупомянутыми поправками Государственным Собранием были приняты изменения, имеющие и концептуальный характер. Прежде всего, здесь речь идет о нормах, которыми был изменен закон «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)». Именно на этом законе мне бы хотелось остановиться подробно.
 
Действующим V созывом депутатов Ил Тумэн в этот закон поправки вносились  6 раз.
 
В 2012 году начала свое действие программа совершенствования государственного управления, в рамках которой внедряется институт оценки регулирующего воздействия. Соответствующие законы приняты на государственном уровне, внесены и дополнения в 131-ФЗ.  С 1 января 2014 года этот институт внедрен на уровне государственной власти в Республике Саха (Якутия), а начиная с 2015 года, он должен был распространиться поэтапно и на муниципалитеты.
 
Так, 01.10.2014 Закон дополнен статьей 4.1. «Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов».
 
Тогда предполагалось, что новые требования станут актуальными для столицы Республике с 2015 года. На уровне муниципальных районов и прочих городских округов  -  с 2016 года. В остальных муниципальных образованиях  - с 2017 года.
 
Однако,  ввиду новых поправок в 131-ФЗ в декабре 2016 года введена новая редакция статьи 4.1. «Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов».
 
При этом определены конкретные муниципальные районы, на которые распространяется данная норма – это Алданский, Ленский, Мирнинский и Нерюнгринский. Городской округ «Город Якутск» также остался в поле действия данной нормы.
 
А вот норма, согласно которой  внедрение этого института распространялось на уровень поселений, утратила силу.
 
А теперь о главном. В мае 2014 года  131-ФЗ дал субъектам право определять способ формирования органов местного самоуправления. Данный законопроект очень широко и бурно обсуждался муниципальным сообществом. В том числе и мне пришлось наряду с нашими уважаемыми экспертами Е.С. Шугриной и Р.В. Бабуном, принимать участие в известных слушаниях в Комитете МСУ Государственной Думы Российской Федерации. Наш якутский законопроект тоже активно обсуждался Советом муниципальных образований, Ассоциацией представительных органов, региональным отделением ВСМС, на парламентских слушаниях в Ил Тумэн и после долгих дебатов, если мы помним, принятый закон все-таки внедрил вариативные нормы, которые определяли способы формирования районных представительных органов и избрания глав муниципальных образований.  Способ формирования органов МСУ на тот момент должны были согласно закону выбрать сами муниципалитеты, прописав его в своих уставах. Так районные советы могли формироваться путем прямых выборов депутатов либо формироваться из глав поселений, входящих в состав района. Что касается глав поселений, то они тоже могли либо избираться на прямых выборах, либо избираться из состава депутатов. Справедливости ради и к чести наших муниципальных образований стоит отметить, что на протяжении всего времени действия закона, позволяющего внедрить альтернативный способ формирования органов МСУ, ни одно муниципальное образование в Якутии не ушло от прямых выборов. Так что, можно сказать, что опираясь на уже сложившиеся традиции в республике, принятый  в декабре 2014 года закон закрепил сложившуюся в республике систему формирования органов МСУ, а именно: утратила силу норма, позволяющая формировать представительной орган района из глав поселений, избрание глав поселений, за исключением сельских поселений, не являющимися административными центрами районов, стало возможным только на прямых выборах.  
 
Если посмотреть на ситуацию в целом по России, при общей тенденции отмены прямых выборов, Якутия приняла «немодный» закон.  Но она осталась верна одному из главных принципов организации местного самоуправления – выборности его органов путем прямого волеизъявления граждан. И я полностью согласна с Р.В Бабуном, который справедливо отмечает: - «Невозможно объяснить, почему гражданам России доверено прямое избрание президента страны, избрание высшего должностного лица субъекта Федерации, но не может быть доверено избрание главы своего муниципального образования» («О современном состоянии местного самоуправления в России»).
 
Не могу не отметить, что в феврале  текущего года в Госсобрание Ил Тумэн был внесен законопроект, отменяющий прямые выборы глав поселений, являющимися административными центрами районов. Но этот проект так и остался проектом, что еще раз подтверждает правильность принятых решений и общую направленность на сохранение общепризнанных канонов местного самоуправления.
 
Еще одна модная тенденция – объединение администраций муниципального района и муниципального райцентра.  Эта норма есть и сегодня в законе, согласно которой, муниципалитеты сами должны определить, нужно это им или нет.           14 марта 2016 года внесена уточняющая норма, касающаяся случая объединения таких администраций. В частности, если такое решение принято, то Глава поселения должен избираться из состава депутатов.
 
В заключение, можно сказать, что сегодня в России, наверное, и десяти субъектов не будет, где полностью сохранены прямые выборы. И рассматривая ситуацию с местным самоуправлением в Якутии,  можно говорить о сохранении основополагающих принципов МСУ, прописанных в Европейской Хартии местного самоуправления. Можно говорить и том, что аргумент о равнодушии граждан (нежелании ходить на выборы и, в принципе, участвовать  в МСУ) в Якутии не актуален – у нас один из самых высоких процентов явки на выборы.  У нас нет  модели «слабый мэр».  Власть на местах избирается самим населением. В.В. Путин в своем послании говорил о необходимом повышении статуса депутата и роли представительных органов в целом. Почему-то многие регионы  решили эту задачу за счет понижения статуса глав. Мы же пошли более сложным путем. И проведение съезда депутатов представительных органов местного самоуправления нашей республики является тому подтверждением. Ведь одной из главных задач съезда ставится развитие института депутатского представительства, а стало быть и местного самоуправления в целом.  
 
Гульсум Бейсембаева,
народный депутат республики
 
 
Опубликовано: 20 апреля, 2017 - 17:05
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице