2 августа 2022 года, 07:38 (UTC+9:00) t в Якутске: 19 (09:00)

Информационно-аналитический бюллетень № 15 по итогам шестнадцатого (очередного) пленарного заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) (14-15 апреля 2010 года)

1. Информационно-аналитический обзор законотворческой деятельности

 

На шестнадцатом (очередном) пленарном заседании, состоявшемся 14-15 апреля 2010 года, рассмотрено 69 вопросов повестки дня, из которых:

30 проектов законов Республики Саха (Якутия), из них 16 приняты в окончательном чтении, 14 законопроектов принято в первом чтении.

12 постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн), из них: 9 организационных вопросов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), в том числе 2 кадровых вопроса об избрании на должность мировых судей Республики Саха (Якутия). Внесены изменения в Регламент Государственного Собрания (Ил Тумэн). Заслушан отчет Контрольного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) за 2008-2009 годы.

Принято постановление о поправках к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

27 вопросов федерального значения, из них поддержано 14 проектов федеральных законов, 13 обращений субъектов Российской Федерации в федеральные органы государственной власти. 

1.1. Государственное управление и конституционные основы законодательства Республики Саха (Якутия) 

Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия) в области избирательного законодательства» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) О.В. Макиенко, В.И. Иванова). Принятие данного закона обусловлено необходимостью приведения в соответствие с Федеральным законом от 27 декабря 2009 года № 357-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» положений законов Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2007 года 476-З № 967-III «О выборах депутатов представительного органа муниципального района (городского округа)», от 11 июля 2007 года 477-З № 969-III «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)». Законопроектом вносятся изменения в Законы Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2007 года 476-З № 967-III «О выборах представительного органа муниципального района (городского округа)», от 11 июля 2007 года 477-З № 969-III «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» в части изменения порядка формирования избирательных комиссий муниципальных образований. В режиме второго чтения принято решение наименование закона изложить в следующей редакции: «О внесении изменений в статьи 19 и 20 Закона Республики Саха (Якутия) «О выборах депутатов представительного органа муниципального района (городского округа)» и статьи 17 и 18 Закона Республики Саха (Якутия) «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)». 

В целях реализации части 6 статьи 14 Федерального закона от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» принят Закон Республики Саха (Якутия) «О порядке утверждения перечней информации о деятельности государственных органов Республики Саха (Якутия), размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) В.Н.Басыгысова). Закон определяет порядок утверждения перечней информации о деятельности государственных органов Республики Саха (Якутия), размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. 

В связи с необходимостью приведения норм Закона Республики Саха (Якутия) «О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)» в соответствие с федеральным законодательством, в первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики «О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Проектом предлагается изложить статью 9 закона в новой редакции, в соответствии с которой наименования классных чинов на гражданской службе Республики Саха (Якутия) для младшей, старшей и ведущей групп должностей гражданской службы, приводятся в соответствие с их наименованиями, изложенными в статье 11 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 17 декабря 2009 года № 322-ФЗ.

Кроме того, согласно требованиям Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» законопроектом установлен порядок присвоения и сохранения классных чинов гражданской службы. 

В первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). 1 июля 2010 года вступает в законную силу Федеральный закон от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», который направлен на обеспечение открытости судебной власти, реализацию прав граждан и организаций на получение информации о деятельности судов.

Структура законопроекта содержит следующие положения:

1. Общие положения (сфера действия Закона, правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности мировых судей в Республике Саха (Якутия), место Закона в системе действующего законодательства, а также основные способы обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей).

2. На основании части 2 статьи 7 вышеназванного Федерального закона включена статья, устанавливающая формы предоставления информации о деятельности мировых судей и языки, на которых она предоставляется.

3. В законопроект, помимо норм, принятие которых прямо отнесено Федеральным законом (ч.5 ст. 10, ст. 17) к компетенции субъекта Российской Федерации (требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами, а также порядок ознакомления с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах), на основании части 1 статьи 3 Федерального закона включены положения о порядке обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей, порядке создания и сопровождения официальных сайтов мировых судей, а также о перечне информации, размещаемой на официальных сайтах мировыми судьями и органом, обеспечивающим деятельность мировых судей, что связано с особенностями организационно-штатной структуры и материально-технического обеспечения мировых судей.

4. Полномочия по разработке и принятию организационно-распорядительных документов, регламентирующих вопросы внутренней деятельности аппарата мирового судьи, полномочия по материально-техническому обеспечению деятельности, а также вопросы кадрового обеспечения аппаратов мировых судей законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) отнесены к компетенции органа, обеспечивающего деятельность мировых судей, информация по таким вопросам подлежит размещению на официальном сайте органа, обеспечивающего деятельность мировых судей.

С принятием закона потребуется внесение изменений в следующие законы Республики Саха (Якутия): «О Мировых судьях Республики Саха (Якутия)» (в части регламента деятельности мировых судей и обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей), «Об архивном деле в Республике Саха (Якутия)». В случае принятия закон вступает в силу с 1 июля 2010 года. 

1.2. Административная ответственность, обеспечение общественной безопасности и правопорядка 

В области административного законодательства принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О противодействии коррупции в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Данный закон разработан в связи с необходимостью приведения в соответствие с изменениями федерального законодательства. В частности, в документе учитываются положения Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Дано понятие коррупциогенного фактора, учтены положения об осуществлении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов при проведении правовой экспертизы и мониторинге их применения, о проведении независимой антикоррупционной экспертизы. Проект закона направлен на упорядочение системы органов государственной власти, осуществляющих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия). Также вводится первичная антикоррупционная экспертиза проектов законов Республики Саха (Якутия), которая проводится субъектами права законодательной инициативы в ходе из разработки – при формулировке концепции, структуры и конкретных правовых норм. Информация о результатах первичной антикоррупционной экспертизы включается в пояснительную записку к вносимому проекту. 

В первом чтении приняты следующие проекты законов Республики Саха (Якутия):

– «О внесении изменений в статью 15.2 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) О.В. Макиенко). Вносится дополнение в части составления протоколов об административных правонарушениях сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних, так как подразделения по делам несовершеннолетних непосредственно работают с несовершеннолетними и их родителями.

– «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по созданию административных комиссий» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Законопроект разработан во исполнение Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 11 февраля 2010 года № 1815 «О мерах по реализации Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях» в целях реализации Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях в части создания административных комиссий.

В соответствии с указанным проектом закона предусматривается наделение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по созданию административных комиссий. В случае принятия законопроекта потребуются дополнительные расходы из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 38 689 тыс. рублей в год.

– «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об органах и учреждениях административной юрисдикции в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Проектом закона предлагается в систему органов административной юрисдикции включить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, как уполномоченных органов рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесенных к их компетенции Кодексом Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях.

Также статью 2 Закона предлагается дополнить новым пунктом, закрепляющим полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) по созданию межведомственных органов по координации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, административных комиссий и иных органов и учреждений административной юрисдикции в Республике Саха (Якутия).

В связи с наделением органов местного самоуправления полномочиями по созданию административных комиссий законопроектом предлагается исключить отдельные положения Закона Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2009 года 727-3 № 339-IV «Об органах и учреждениях административной юрисдикции в Республике Саха (Якутия)», касающиеся полномочий Правительства Республики Саха (Якутия) в части создания административных комиссий и утверждения их составов. Кроме того, проектом предусматривается исключение положений Закона Республики Саха (Якутия) устанавливающих количество членов административных комиссий, замещающих должности на постоянной основе, поскольку проектом закона Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по созданию административных комиссий» предусматривается определение количества указанных лиц исходя из численности населения муниципального образования. 

В целях приведения республиканского законодательства в соответствие с требованиями федерального законодательства в первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О защите населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) О.В.Макиенко, Д.Н.Горохова).

Проектом закона учитываются положения Федерального закона от 21 декабря 19 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в том числе:

– дано понятие специализированные технические средства оповещения информирования населения в местах массового пребывания людей;

– дополняется законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношению, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

– дополняются полномочия Правительства Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

– дополняются обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

– применение сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– из обязанностей граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций медицинской помощи исключается. 

1.3. Бюджетное и налоговое законодательство 

В первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Президента Республики Саха (Якутия) В.А.Штырова в части уточнения сроков и порядка рассмотрения проекта государственного бюджета).

Проектом установлены более поздние даты внесения проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в пределах срока, определенного Бюджетным кодексом Российской Федерации для субъектов Российской Федерации. Предлагается дополнить перечень документов и материалов, вносимых одновременно с проектом бюджета – Реестром расходных обязательств главных распорядителей средств государственного бюджета, Перечнем публичных обязательств, Отчетом о реализации целевых программ, Предложениями по заработной плате и стипендиями.

Предложена новая редакция статьи о целевых программах, устанавливающая предельный срок их утверждения, предусмотрено представление отчета об их исполнении в законодательный орган.

Установлена возможность отмены планового периода трехлетнего бюджета в случае снижения доходов более чем на 10 процентов.

Внесены изменения в статьи Закона по межбюджетным трансфертам в связи с изменениями Бюджетного кодекса. Поправки эти носят редакционный характер и не влияют на межбюджетные отношения.

Внесены поправки в главу «Доходы бюджета», обусловленные изменением налогового и бюджетного законодательства на федеральном уровне.

В налоговых доходах государственного бюджета вводится норматив зачисления в доходы бюджета государственной пошлины за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и исключается норматив по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) в связи с централизацией этих доходов в федеральном бюджете.

В неналоговых доходах государственного бюджета предлагается исключить норматив зачисления декларационного платежа и дополнить норматив зачисления регулярных платежей за пользование недрами.

По налоговым доходам муниципальных бюджетов вводится норматив зачисления в доходную часть бюджетов государственной пошлины за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления и увеличены нормативы отчислений – в части упразднения с 1 января 2011 года отчислений в бюджеты Фонда социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования от налогов, уплачиваемых по специальным налоговым режимам (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельной деятельности, единый сельскохозяйственный налог).

В соответствии с Бюджетным кодексом предлагается установить ограниченные временем нормы в части возможности превышения размера дефицита, предельного объема долга и возможности предоставлять бюджетные кредиты местным бюджетам на срок до 5 лет на цели строительства дорог местного значения. 

1.4. Местное самоуправление 

В целях приведения республиканского закона в соответствие с федеральным законодательством принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О перечне имущества, находящегося в муниципальной собственности, подлежащего безвозмездной передаче между муниципальными районами, городскими, сельскими поселениями, городскими округами в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). 

В связи с изменениями в пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия) в первом чтении принят проект Закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в статью 20 Закона Республики Саха (Якутия) «О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Так, в части 2 статьи 20 предлагается слова «доплата к трудовой пенсии» заменить словами «пенсия за выслугу лет». Часть 3 изложена в следующей редакции: «Максимальный размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего не может превышать максимального размера пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего по соответствующей должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)». 

В первом чтении принят проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 года 637-3 № 167-Г «О признании утратившими силу Закона Республики Саха (Якутия) «О семейном детском доме в Республике Саха (Якутия)» и статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия) в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья», в связи с преобразованием семейных детских домов в приемные семьи необходимо было внести изменения в текст закона. Так, из текста закона «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исключены слова «семейные детские дома».

В связи с наделением в декабре 2009 года органов местного самоуправления полномочиями по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действующая редакция статьи 1 Закона Республики Саха (Якутии) от 30 мая 2006 года 348-З № 711-III «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», устанавливает шесть отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. В связи с этим предлагается отредактировать ссылку на статью 1 в статье 2. 

1.5. Вопросы собственности и экономического развития республики 

Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об управлении и распоряжении акциями и государственной собственностью Республики Саха (Якутия) в акционерной компании «АЛРОСА» (закрытом акционерном обществе)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Согласно принятому закону, название базового закона будет изложено в новой редакции: «Об управлении и распоряжении акциями акционерной компании «АЛРОСА» (закрытого акционерного общества), являющимися государственной собственностью Республики Саха (Якутия)».

В настоящее время право собственности Республики Саха (Якутия) на имущественный комплекс бывшего ПНО «Якуталмаз» прекращено, договор об аренде утратил силу, и правоотношения между Республикой Саха (Якутия) и АК «АЛРОСА» (ЗАО) полностью находятся в рамках корпоративного права. В этой связи в принятом Законе полномочия Республики Саха (Якутия) и 8 муниципальных образований регулируются как акционеров АК АЛРОСА (ЗАО). 

1.6. Сельское хозяйство, природопользование и земельные отношения 

В целях приведения в соответствие природного законодательства республики федеральным законам приняты 3 закона Республики Саха (Якутия):

Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Согласно изменениям переносится срок окончания приобретения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственниками расположенных на них объектов недвижимости в собственность по льготным ценам с «до 1 января 2010 года» на «до 1 января 2012 года», а также срок приобретения указанных земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) с «до 1 января 2013 года» на «до 1 января 2015 года».

Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О регулировании пользования и распоряжения особым природным ресурсом – ископаемыми остатками мамонтовой фауны» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) А.А.Софронеева, В.Ф.Петрова, Н.А.Чаусского). По заявлению прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункты 2, 4, 8 части 1 статьи 4, пункты 1, 2 части 1 и пункты 1, 2 части 2 статьи 5, статьи 7, 11, части 3 статьи 15, статьи 16, 19, 20 и части 2 статьи 30 (в части) Закона Республики Саха (Якутия) «О регулировании пользования и распоряжения особым природным ресурсом – ископаемыми остатками мамонтовой фауны» Верховный суд Республики Саха (Якутия) признал вышеуказанные нормы недействующими. Представленным законом противоречия федеральному законодательству устраняются в полном объеме.

Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) Д.Ф.Наумова, А.А.Софронеева, А.С.Уарова, С.С.Олесова, Д.Н.Горохова). Настоящий закон разработан в целях установления определенного порядка при продлении договора аренды земель сельскохозяйственного назначения по истечению срока договора аренды при надлежащем исполнении арендатором своих договорных обязанностей.

В действующем земельном законодательстве не предусмотрен порядок продления договора аренды сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ) земель сельскохозяйственного назначения по истечении срока аренды земельных участков при надлежащем исполнении арендаторами своих обязанностей.

В соответствии со статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка.

В соответствии с порядком предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, установленным Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» передача в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации.

В случае если подано два и более заявлений о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

Таким образом, действующий порядок продления договора аренды сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения через торги, ущемляет права арендаторов, т.е. сельхозтоваропроизводителей, надлежащим образом использующих земельные участки по целевому назначению, лишает мотивацию вкладывать материальные и финансовые ресурсы для повышения плодородия сельхозугодий и на природоохранные мероприятия.

Внесенные изменения гарантируют сельхозтоваропроизводителям-арендаторам преимущественное право на заключение нового договора аренды земельных участков на новый срок, и повысит их интерес и мотивацию проведения мероприятий для повышения плодородия сельскохозяйственных угодий. 

В первом чтении принят законопроект Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О мелиорации земель в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Д.Ф.Наумова). Рассмотрение данного законопроекта обусловлено необходимостью приведения закона Республики Саха (Якутия) «О мелиорации земель в Республике Саха (Якутия)» в соответствие с новой редакцией Федерального закона «О мелиорации земель». В новой редакции изложены статьи 20 и 21, часть вторая статьи 23 и статья 31. Изменения внесены в части третьей статьи 4, абзаце третьем статьи 16, части первой и второй статьи 32, части третьей статьи 25, исключен абзац шестой статьи 15, абзац пятый статьи 18 и статью 19. 

1.7. Социальная политика 

В области защиты прав несовершеннолетних граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) А.Г.Подголова, Р.М.Платонова). Согласно изменениям, пункт 2 статьи 1 изложен в следующей редакции: «Для работодателей, создающих за счет собственных средств рабочие места для несовершеннолетних граждан, указанных в статье 2 настоящего Закона, органами государственной власти Республики Саха (Якутия) предусматриваются меры финансового поощрения». Тем самым, полностью устраняется противоречие с федеральным законодательством.

Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменения в Закон Республики Саха (Якутия) «Об оплате труда работников органов государственной власти Республики Саха (Якутия), замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Правительством Республики Саха (Якутия) одобрен порядок перехода на новые системы оплаты труда для работников органов государственной власти, предусматривающий, что отраслевые системы устанавливаются приказами органов исполнительной власти республики. В связи с этим статья 5 Закона изложена в новой редакции, устанавливающая, что оплата труда работников, выполняющих работы по общеотраслевым профессиям рабочих в органах государственной власти Республики Саха (Якутия), устанавливается нормативными правовыми актами органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики в сфере оплаты труда.

В целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации по устранению причин и условий, способствующих нарушению жилищных прав детей-сирот принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О порядке предоставления жилья детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) А.Г.Подголова, В.Ю.Федорова). Разработанный закон вносит коррективы в вопрос о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и устраняет условия, способствующие нарушению жилищных прав этих детей. Так, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в момент наступления права на жилую площадь обеспечиваются органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) жилыми помещениями из государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления жилыми помещениями из муниципального жилищного фонда в случае наделения отдельными государственными полномочиями по договорам социального найма. 

В первом чтении рассмотрен проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О размере и порядке выплаты денежных средств на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению выплаты денежных средств» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Министерством образования Республики Саха (Якутия) ведётся комплексная и целенаправленная работа по развитию семейных форм устройства детей. На сегодняшний день из 6 472 детей, оставшихся без попечения родителей, только 905 находятся в интернатных учреждениях (13,9 %), остальные дети охвачены разными формами семейного устройства.

Законопроект разработан с целью приведения в соответствие с федеральным законодательством вопросов оплаты труда приёмным родителям, социальной поддержки семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также направлен на стимулирование развития института приёмной семьи. На выплату заработной платы приемным родителям предлагается предусмотреть 528 827 тыс. рублей в 2010 году из Государственного бюджета Республики Саха (Якутия). 

1.8. Наука, культура, образование, здравоохранение 

Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об образовании» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) Е.Х.Голомаревой, О.А.Винокуровой). Данный законопроект разработан в целях приведения республиканского закона в соответствие с федеральным законодательством и исполнения определения Верховного суда Российской Федерации и решения Верховного суда Республики Саха (Якутия) о признании некоторых статей противоречащими федеральному законодательству и недействующими.

Внесенные изменения касаются вопросов реализации государственной политики в сфере образования в Республике Саха (Якутия), принципов правового регулирования отношений в сфере образования, реализации принципов учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей, в частности национально-региональных компонентов образовательных программ. Кроме того, изложены в новой редакции статьи, касающиеся реализации федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных уровней (образовательных цензов), государственной (итоговой) аттестации, лицензии на право ведения образовательной деятельности и ряд иных редакционных правок.

Таким образом, в законе исключены положения, не соответствующие федеральному законодательству, внесены изменения и дополнения, исполняющие в полном объеме решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 14 июля 2008 года № 3-45/08 и определение Верховного суда Российской Федерации от 27 мая 2009 года № 74-ГО9-9. 

Внесены изменения в Закон Республики Саха (Якутия) «Об архивном деле в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия) в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством. Нормами Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» обязанность производителей документов (редакций газет и журналов) передавать на постоянное хранение в соответствующий архив обязательный экземпляр документов для включения в состав своего фонда не установлена. Таким образом, из республиканского закона «Об архивном деле в Республике Саха (Якутия)» исключен пункт 5 статьи 18, устанавливающий данную обязанность.

В рамках разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов принят Закон Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по организации оказания специализированной противотуберкулезной медицинской помощи» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Отдельными государственными полномочиями по организации оказания специализированной противотуберкулезной медицинской помощи в противотуберкулезных диспансерах, других специализированных медицинских противотуберкулезных учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти) будут наделены все 34 муниципальных района Республики Саха (Якутия), кроме городских округов «Якутск» и «Жатай». С принятием закона произойдет увеличение расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на сумму 60 000 тыс. рублей, что предусмотрено в Законе Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2009 года 762-З № 419-IV «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2010 год». 

В области государственной политики в интересах подрастающего поколения принят Закон Республики Саха (Якутия) «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) А.Г.Подголова, О.В.Макиенко). Представленный закон разработан во исполнение статьи 3 и статьи 14.1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

В законе даны определения понятиям «общественные места», «лица, осуществляющие мероприятия с участием несовершеннолетних», «родители (лица, их заменяющие)», а также определено понятие «ночное время», которое установлено с 23 до 6 часов по местному времени летом, в остальное время года – с 22 до 6 часов по местному времени. Принятый закон будет устанавливать меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних и предупреждению причинения им вреда на территории Республики Саха (Якутия). 

В области охраны здоровья населения в первом чтении приняты 2 проекта закона Республики Саха (Якутия):

– «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об основных направлениях профилактики наркомании и токсикомании на территории Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Проектом закона устанавливаются дополнительные меры по недопущению потребления наркотических средств, психотропных и токсических веществ без назначения врача. Законом установлено, что руководители юридических лиц и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица организуют проведение предварительных, периодических медицинских осмотров работников, проводят мероприятия по выявлению лиц, потребляющих наркотические, психотропные, иные средства и вещества и их аналоги, отстраняют от выполнения любых видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения, принимают меры по недопущению незаконного потребления наркотических средств, психотропных и токсических веществ в помещении или на территории предприятия.

– «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О профилактике злоупотребления алкогольной продукцией в Республике Саха (Якутия)» и Закон Республики Саха (Якутия) «О защите здоровья детей и молодежи от опасности употребления алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) Е.Ю.Алексеевой, В.Н.Басыгысова, О.А.Винокуровой, А.Н.Ким-Кимэна, А.Г.Подголова, А.С.Уарова). Законопроект разработан в целях реализации Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 2128-р и предусматривает расширение полномочий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) в области государственной политики по профилактике злоупотребления алкогольной продукции. 

1.9. Коренные малочисленные народы Севера 

В области защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера принят Закон Республики Саха (Якутия) «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) В.Н.Губарева, А.В.Крылова, Ю.А.Дойникова, Д.Н.Горохова, А.В.Кривошапкина, С.А.Ларионова, Е.Х.Голомаревой, С.С.Иванова). Закон регулирует отношения в области этнологической экспертизы, в целях предотвращения и предупреждения негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на исконную среду обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов, социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).

Впервые в международной практике народные депутаты Республики Саха (Якутия) В.Н.Губарев, А.Н.Дудников, А.Г.Подголов, Е.Ю. Жукова, С.В. Гоголева, В.Ю. Федоров разработали проект закона «О кочевой семье». Данный законопроект рассмотрен в режиме первого чтения и направлен на сохранение идентичности и уникальности малочисленных народов и семей, проживающих компактно в Республике Саха (Якутия). Первым автором законопроекта является народный депутат А.Н. Дудников. Законопроект устанавливает правовые, экономические, социальные и экологические основы сохранения и поддержки функционирования своеобразного социального института коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) – кочевой семьи и направлен на улучшение социально-демографической ситуации в их среде и воспроизводство этнокультурной идентичности представителей коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), ведущих традиционный образ жизни.

В случае принятия законопроекта потребуются дополнительные финансовые расходы из Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 36 млн. рублей на 2010 год, в том числе:

– на авиационные расходы на вывоз детей на каникулы и обратно – 5 млн. рублей;

– на поддержку молодежи, выезжающей в оленеводство – 10 млн. рублей;

– на мероприятия по диспансеризации, проведение медико-профилактических работ по охране здоровья кочевого населения – 10 млн. рублей;

– на проведение мероприятия культурного и социального плана по укреплению института кочевой семьи – 5 млн. рублей;

– на создание этнокультурных центров по воспроизводству материальной и духовной культуры – 3 млн. рублей;

– на оказание содействия по участию членов кочевых семей в республиканских, местных мероприятиях связанных с развитием языковой и духовной культуры – 3 млн. рублей. 

2. Постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) 

Принято Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о досрочном прекращении полномочий народного депутата Республики Саха (Якутия) Дмитриева Романа Михайловича, избранного в составе республиканского списка кандидатов, выдвинутого Якутским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия», в связи с его смертью.

Мировыми судьями сроком на пять лет избраны:

– по судебному участку № 16 Ленского района Узнаева Айталина Макаровна;

– по судебному участку № 34 Хангаласского района Калачев Евгений Анатольевич.

Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) народный депутат Третьяков Павел Антонович избран полномочным представителем от застрахованных лиц, заключивших с негосударственным пенсионным фондом «Алмазная осень» договоры об обязательном пенсионном страховании и участников, являющихся вкладчиками в свою пользу, в состав Попечительского совета негосударственного пенсионного фонда «Алмазная осень». 

Заслушан отчет Контрольного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) за 2008-2009 годы и принято Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). 

Принято постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)» в целях приведения указанного положения в соответствие с федеральным законодательством. В частности, определение понятия «коррупциогенный фактор» приводится в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Слова «коррупционный фактор» заменяются словами «коррупциогенный фактор» в соответствии с федеральным законодательством. 

Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) утверждено Положение о почетном звании «Заслуженный спасатель Республики Саха (Якутия)». Данное звание присваивается высокопрофессиональным работникам спасательных служб за заслуги в предотвращении и ликвидации последствий аварий, катастроф, и стихийных бедствий на территории Республики Саха (Якутия), разработке и освоении новой спасательной техники, воспитании и обучении кадров, работающим в спасательных службах 10 и более лет в календарном исчислении.

Принято Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) «О поправках к проекту федерального закона № 308243-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

В Регламент Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) внесены следующие изменения:

– установлено, что стенограмма пленарного заседания Государственного Собрания размещается на официальном сайте Государственного Собрания в сети Интернет, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами Республики Саха (Якутия), а также настоящим Регламентом;

– в целях приведения положений Регламента в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено полномочие Председателя парламента по осуществлению контроля за деятельностью аппарата по исполнению сметы Государственного Собрания в пределах средств, предусмотренных законом Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год;

– по законодательной инициативе народных депутатов Д.Н.Горохова и О.В.Макиенко в Регламенте уточнен последний рабочий день весенней сессии парламента – 30 июня. Также изменения коснулись статьи 22, устанавливающие перерыв через каждые 1 час 30 минут работы пленарного заседания.

Принято Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) об отклонении проекта постановления «О внесении изменений в статью 23 Регламента Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) В.Н.Губарева, А.И.Гаврильева, С.В.Гоголевой, А.В.Кривошапкина, С.А.Никонова, Г.М.Артемьева, В.С.Куличкина). Предлагалось пункт 1 статьи 23 Регламента дополнить абзацем 2 следующего содержания: "По предложению фракции или депутатской группы перед началом работы пленарного заседания Государственного Собрания председательствующий предоставляет слово руководителю или по его поручению члену фракции или депутатской группы для выступления до 5 минут с обращением, информацией или заявлением по социально-значимым событиям в Республике Саха (Якутия) и Российской Федерации".

 

3. Статистика законодательной деятельности 

Принято законов РС (Я) Принято проектов законов РС (Я) в I, II чтении Возвращено на доработку За весь период работы ГС четвертого созыва принято законов РС (Я)
базовых Внесение изменений и дополнений О признании утратившими силу базовых Внесение изменений и дополнений базовых Внесение изменений и дополнений базовых Внесение изменений и дополнений О признании утратившими силу
4 12 0 3 11 0 0 65 197 7
 
Дата последнего изменения: 01 марта 2012, 13:42
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице