Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Виталий Басыгысов: Система субсидирования неэффективна | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
5 мая 2024 года, 15:12 (UTC+9:00) t в Якутске: 7 (09:00)

Виталий Басыгысов: Система субсидирования неэффективна

Недавно Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Виталий Басыгысов в Благовещенске, в столице Амурской области, принял участие в работе Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации, а с недавних пор и министра по развитию Дальнего Востока Виктора Ишаева.
 
Готовимся к ВТО
 
– Виталий Николаевич, насколько известно, на Совете обсуждались проблемы развития сельского хозяйства, конкретнее вокруг чего состоялся разговор?
 
– Известно, что обеспечение собственным продовольствием населения для любой страны является одним из ключевых вопросов ее национальной безопасности. Прошедший Совет при полномочном представителе Президента Российской Федерации, посвященный этой теме, особенно актуален в связи с предстоящим вхождением России в ВТО. Тема сродни этому – состояние и перспективы развития сельхозпроизводства. Вопрос для нас весьма острый. Как мы знаем, в прошлом году депутатами Ил Тумэна был принят закон о передаче муниципальным образованиям полномочий по поддержке сельхозпроизводства. И с этого года все муниципалитеты наделены такими полномочиями.
 
Хочу сразу отметить, в этой области есть чему поучиться у наших соседей. У нас как дело поставлено? Изначально мы стали работать по направлению социальной поддержки села. Для этого и придумана была схема субсидирования. Но в силу объективных факторов получилось так, что на сегодня почти 90 процентов поголовья скота принадлежит частным собственникам, которым мы не можем диктовать, сколько поголовья надо держать и т.д. В свою очередь, каждый частник исходит из своего, прежде всего, материального интереса. Большинство работает только на простое воспроизводство, а не на укрупнение и развитие хозяйства. Ну и рассчитывают на уже привычную поддержку со стороны государства.
 
Если сравнить с Амурской областью, мы на поддержку села тратим более 10 млрд. рублей, включая федеральные деньги, а они где-то чуть больше 2 млрд. На рубль произведенной валовой продукции мы тратим 54 коп, они – 7. При этом мы, имея более чем в два раза, чем у них, поголовье скота, молоко производим всего на 19 тыс. тонн больше. Они с одной коровы надаивают до 5 тысяч литров молока, мы – менее 2 тыс. Как говорят экономисты, если надой не превышает тысячи литров, ни о какой рентабельности речи не может быть. Если говорить в целом, у нас количество хозяйств почти в два раза больше, но выручка от реализации продукции чуть ли не в 4 раза меньше, чем у амурчан.
 
Субсидии – не панацея
 
– Получается, вся эта система субсидирования, когда государство платит за литр молока, за килограмм мяса и т.д., не совсем эффективна. Она не ведет к развитию. Если совсем утрировать, эту часть полномочий можно отнести к министерству труда и социальной защиты. Развитие есть там, где инвестиции. В Амурской области пошли именно по этому пути.
 
Например, сейчас они создают соевый кластер. Крупные предприятия занимаются, начиная посевами, заканчивая переработкой, выпуском своей продукции, далее реализацией, как за границей, так и по России. Работа у них поставлена по принципу, что называется, «с поля – на стол потребителю».
 
– С нашей республики тоже ведь там работают, именно по сое?
 
– Да, «Саха-Агро» на серьезном уровне занимается. Имеет 10 тысяч гектаров сельхозпашен. В этом году предприятие удостоилось медали Столыпина. Но там имеются предприятия намного крупнее. К тому же климат у них не сравним с нашим, земель у них много, просторы другие.
 
– И в таких условиях, куда можем инвестировать?
 
– На сегодня мы начали инвестировать в мясомолочное производство, в растениеводство. Нужно направить средства на развитие более успешных хозяйств, в те же ООО «Нам», СХПК «Чурапча», Усть-Алданский «Легей». Совершенно правильный подход у мэра Якутска Айсена Николаева по реанимированию агропояса. Это уже солидно. Не ждать, когда кого-то озарит идея, и он разразится инвестициями. К тому же появятся рабочие места, город будет снабжаться экологически чистой продукцией. Сейчас настало время крупных агрофирм, реально работающих. А чтобы создавать такие, нужны средства, значит надо активизировать работу по привлечению инвестиций, а для этого нужны четко проработанные программы, со всеми расчетами.
 
Всем поровну
 
Сейчас одним из индикаторов эффективности деятельности субъектов является так называемая «активность работы по привлечению средств». В Амурской области она самая высокая по ДФО, порядка 9 млрд. руб. Из них 2,5 млрд руб. собственные средства предприятий и средства, привлеченные со стороны. Остальные средства из федерального и регионального бюджета. Хотя мы занимаем второе место, но наши объемы существенно ниже. Например, из федерального бюджета в 2011 г. поступило всего 889 млн. руб. против 3 млрд. амурчан. По этому поводу Виктор Иванович Ишаев высказал мнение, что по большому счету средства должны выделяться равномерно всем субъектам на конкретные мероприятия, а не только тем, у кого лоббисты сильнее. Хотя понятно, что федеральный центр выделяет деньги под конкретные программы, все же, я думаю, в высказывании Ишаева есть рациональное зерно.
 
– И какие выводы сделаны?
 
– В итоговом решении Совета имеются конкретные рекомендации. В частности, Минсельхозу России предложено рассмотреть возможность дополнительного финансирования региональных программ технической и технологической модернизации сельского хозяйства, вопрос компенсации части затрат за счет федеральных средств на строительство в сельской местности, включая на завершение строительства животноводческих ферм и комплексов. Кроме того, с учетом присоединения России к ВТО предлагается предусмотреть дополнительные меры стимулирования сельхозтоваропроизводителей по приобретению техники. Отмечено, что для адаптации к условиям ВТО необходимо проведение семинаров для сельхозтоваропроизводителей. Также принято решение о внесении предложений в Правительство РФ по разработке и реализации механизма снижения стоимости транспортировки в регионы Дальнего Востока фуражного зерна, семян, минеральных удобрений и ГСМ, по увеличению лимитов льготного топлива для сельхозпроизводителей.
 
Снова о Севере, об оленеводстве
 
– Для нас очень актуально прозвучало предложение об оказании необходимого содействия по принятию закона «О государственной поддержке северного оленеводства», об увеличении размера государственной поддержки на развитие северного оленеводства и табунного коневодства.
 
Еще один важный момент касается предложений по внесению изменений в существующие нормативно-правовые акты, позволяющие использование оленьих пастбищ на землях несельскохозяйственного значения, и вопросы, связанные с защитой прав на пользование природными ресурсами на безвозмездной и долговременной основе коренными народами, компенсационных выплат ущерба причиненного от строительства промышленных объектов, транспортных коммуникаций. Это тот блок вопросов, над которыми уже который год бьемся.
 
Субъектам поручено уделить особое внимание развитию традиционного хозяйствования малочисленных народов Севера. Для чего осуществить меры, направленные на комплексное освоение ресурсной базы, восстановление и развитие северного домашнего оленеводства и табунного коневодства, рост поголовья и использование свободных пастбищ. И конечно, на занятость коренного населения.
 
– Вопрос постоянно поднимается, что-то не получается?
 
– На мой взгляд, для решения этой задачи в арктических улусах надо создавать казенные предприятия под патронатом государства. Предприятия, в которых будут работать, допустим, 500 эвенков или 600 чукчей большого урона государству не принесут.
 
Ну и главное, перед субъектами поставлена конкретная задача до 1 апреля 2013 г. разработать долгосрочные региональные целевые программы развития сельского хозяйства в соответствии с основными направлениями проекта Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».
 
Нужна ли такая приватизация?
 
– Сейчас идут серьезные дискуссии вокруг приватизации госкомпаний, в частности, «АЛРОСА»?
 
– Я склоняюсь к мнению большинства экспертов о том, что во все времена в период глобальных кризисов экономику спасали государственные компании. Аргументы сторонников приватизации заключаются в том, что государство неэффективный собственник, не может привлечь инвестиции. Но все госкомпании, о которых идет речь: Роснефть, РЖД, Аэрофлот, АЛРОСА и другие намного успешнее частных компаний, чемпионы по налоговым платежам. Например, в Норвегии нефтяные, газовые, энергетические компании, лес на 100 процентов принадлежат государству. В США во время великой депрессии Рузвельт национализировал все частные компании, банки, экспроприировал их золотой запас, свыше установленной квоты. Но об этом почему-то умалчивается.
 
Если требуется финансовое оздоровление, повышение эффективности управления, то, почему бы не приватизировать менее успешные, не сырьевые компании.
 
С другой стороны, в последнее время, как мне показалось, ситуация меняется. И вице-премьер правительства Игорь Шувалов недавно заявил о том, что пока приватизация госкомпаний в течение двух-трех лет не будет производиться.
 
– Вместе с тем были разговоры о создании новой госкорпорации?
 
– Что касается создания госкорпорации, может, даже не одной, по развитию Дальнего Востока – считаю, что мера необходимая. Думаю, она как государственная структура, будет развивать также и социальную инфраструктуру региона. Сейчас в структуре правительства появилось новое министерство по развитию Дальнего Востока. Пока мы не знаем, как будут разделены его полномочия, сфера ответственности с другим министерством – министерством регионального развития, как должны быть выстроены взаимодействия между ними, госкорпорацией и регионами Дальнего Востока.
 
На сегодня существует информация о том, что пока министерство не начнет работать в полную силу, временно будет приостановлена реализация ряда госпроектов. Тем не менее, в республике проекты, к которым привлечены частные компании, наверняка будут продолжены. Сейчас даже идет разговор о том, чтобы объединить проекты освоения Чаяндинского месторождения в Ленском районе с Ковыктинским в Иркутской области, которыми, как известно, занимается корпорация «Газпром».
 
Вселяет надежду и то, что государство с западного вектора развития развернулась к северо-востоку. Во время недавней поездки в Китай президент страны Владимир Владимирович Путин подписал с главой КНР соглашение о создании совместного Фонда прямых инвестиций, которые пойдут на развитие дальневосточного региона. Таким образом, ожидаются серьезные перемены.
 
Надежда Неустроева, газета «Ваше право»

Опубликовано: 10 июля, 2012 - 11:36
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице