Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Информационно-аналитический обзор законотворческой деятельности | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
26 апреля 2024 года, 15:44 (UTC+9:00) t в Якутске: -4 (09:00)

Информационно-аналитический обзор законотворческой деятельности

В области государственного строительства и конституционных прав граждан в отчетном периоде принято 15 законов Республики Саха (Якутия).

В 2005 году Государственное Собрание (Ил Тумэн) продолжило работу по совершенствованию правовых норм, регулирующих статут государственных органов Республики Саха (Якутия). В частности, внесены изменения в Закон Республики Саха (Якутия) «О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия)»:

- принят Закон Республики Саха (Якутия) от 27 января 2005 года 200-З № 405-III «О внесении дополнения в статью 11 Закона Республики Саха (Якутия) «О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) А.И. Гаврильева). Согласно закону определение пределов и форм проведения депутатского расследования регулируется положением, утверждаемым Государственным Собранием (Ил Тумэн);

- принят Закон Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2005 года 212-З № 425-III «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Л.Н. Владимирова). Согласно внесенным изменениям в новой редакции изложена статья 10 закона, определяющая порядок инициирования депутатского запроса органам исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органам местного самоуправления, должностным лицам организаций и предприятий. В отличие от старой редакции статьи, устанавливающей, что народным депутатам предоставляется право вносить предложение о направлении депутатского запроса, который принимается Государственным Собранием (Ил Тумэн), в новой редакции статьи народный депутат вправе направить депутатский запрос указанным органам по вопросам, входящим в их компетенцию. При этом ответ должен быть дан не позднее 15 дней со дня получения запроса и подписан тем должностным лицом, которому он был направлен.

В связи с тем, что Закон Республики Саха (Якутия) о выборах народных депутатов в отличие от порядка избрания действующего состава депутатского корпуса Государственного Собрания (Ил Тумэн) устанавливает новый порядок выборов, который должен быть применен при выборах нового созыва, и необходимостью проведения повторных выборов народных депутатов в Государственное Собрание (Ил Тумэн) третьего созыва принят Закон Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2005 года 211- З № 427-III «О внесении изменения в статью 99 Закона Республики Саха (Якутия) «О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Д.Н. Горохова). Новая редакция части 2 статьи 99 закона устанавливает, что повторные выборы, выборы народных депутатов вместо выбывших проводятся в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2002 года 36-З № 403-II «О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)».

В целях приведения республиканского закона в соответствие с федеральным законодательством принят Закон Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2005 года 213- З № 431-III «О внесении изменения и дополнения в статью 4 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) А.И Гаврильева, Д.Н. Горохова, В.Ю. Федорова). Изменения внесены в части дополнения действующего закона нормой, устанавливающей, что пленарное заседание Государственного Собрания (Ил Тумэн) правомочно, если на нем присутствуют не менее двух третей от установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия).

 

В связи с вступлением в силу законов Российской Федерации «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» принят Закон Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2005 года 214- З № 433-III «О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Закон регулирует вопросы организации государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) и правовое положение государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия). Закон состоит из преамбулы и 10 глав, включающих в себя 33 статьи. Глава 2 закона устанавливает классификацию должностей гражданской службы. В частности, установлены 4 категории гражданских служащих: руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты. В свою очередь категории подразделяются на группы должностей государственной службы. Установлены классные чины гражданской службы в пределах групп и квалификационные требования к должностям гражданской службы. Требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Закрепляется конкурсный порядок поступления на гражданскую службу, за исключением случаев, указанных в статье 12 закона. Также в закон включены нормы, устанавливающие основные государственные гарантии на гражданской службе, статус кадровой службы, установлен предельный возраст замещения государственной гражданской службы – 65 лет.

В области регулирования деятельности правоохранительных органов и органов судебной системы приняты 3 закона Республики Саха (Якутия):

- Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2005 года 241-З № 489-III «О внесении изменения в Конституционный закон Республики Саха (Якутия) «О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Исключена норма, определяющая состав заработной платы работников аппарата Конституционного суда, так как данная норма противоречит составу денежного содержания государственного служащего Республики Саха (Якутия);

- Закон Республики Саха (Якутия) «Об определении границ нотариальных округов в пределах территории Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Закон определяет границы нотариальных округов на территории республики соответственно административно-территориальным единицам – улусам (районам) и города республиканского значения Якутск. Таким образом, в республике создаются 35 нотариальных округов. Численность нотариусов в каждом округе определяется решением Правительства Республики Саха (Якутия) исходя из критериев, перечисленных в законе;

- Закон Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 2005 года 292-З № 589-III «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О мировых судьях в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) А.И. Гаврильева). Исключается норма, предоставляющая возможность законом Республики Саха (Якутия) устанавливать дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты мировых судей. Приведены в соответствие с изменениями в федеральном законодательстве нормы, устанавливающие компетенцию мировых судей, а также в новой редакции принята статья 9 закона, определяющая порядок замещения отсутствующего мирового судьи. Устанавливается, что в случае отсутствия мирового судьи исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в данном судебном районе создана одна должность мирового судьи, то исполнение обязанностей мирового судьи постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.

 

В 2005 году Государственным Собранием (Ил Тумэн) рассмотрены и приняты ряд законов в области регулирования поддержки коренных малочисленных народов Севера:

- принят Закон Республики Саха (Якутия) от 27 января 2005 года 207-З № 419-III «О статусе национального административно-территориального образования в местностях (территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» (новая редакция) (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия)). Закон устанавливает правовой статус административно-территориальных образований в местностях компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия). Административно-территориальным образованиям компактного проживания малочисленных народов присваивается статус «национальный» в порядке добровольного волеизъявления граждан, выраженного в форме местного референдума или схода. При этом статус «национальный» может быть присвоен в случае, если национальные группы коренных малочисленных народов Севера составляют не менее 30 процентов от числа населения соответствующей территории. Главы III и IV закона определяют права национального улуса (района), наслега и полномочия органов управления национального (улуса) района в области охраны окружающей среды, землепользования, лесного хозяйства, использования недр, водоемов, животного и растительного мира, обеспечения социальных прав, культуры, образования. В систему органов власти национального улуса входят национальное улусное Собрание, администрация национального улуса, должностное лицо администрации национального улуса;

- принят Закон Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2005 года 227-З № 461-III «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Коренными малочисленными народами Севера признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни и насчитывающие в Республике Саха (Якутия) менее 50 тысяч человек. Закон определяет права, обязанности коренных малочисленных народов Севера, систему местного самоуправления. В частности, устанавливается, что местное самоуправление коренных малочисленных народов Севера осуществляется через собрания (сходы) граждан, местные референдумы, съезды, а также через органы местного самоуправления. На территории коренных малочисленных народов Севера могут создаваться национальные административно-территориальные образования, общественные объединения, родовые, родоплеменные общины и иные объединения коренных малочисленных народов Севера. В целях охраны природы, территории от браконьерства, нарушителей общественного порядка могут создаваться добровольные общественные формирования. Также при органах местного самоуправления образуются Советы представителей коренных малочисленных народов Севера. В законе, кроме того, определены основы социально-экономического и социально-культурного развития коренных малочисленных народов Севера, юридические гарантии защиты прав коренных малочисленных народов.

 

В области охраны жизнедеятельности граждан приняты 4 закона Республики Саха (Якутия):

- Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2005 года 242-З № 491-III «О внесении изменения в Закон Республики Саха (Якутия) «Об участковом уполномоченном милиции Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Д.Н. Горохова). Исключены нормы, устанавливающие ряд гарантий правовой и социальной защиты участкового уполномоченного, в связи с изменениями в федеральном законодательстве, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и протестом Прокурора Республики Саха (Якутия) от 28.02.2005 г.;

- Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2005 года 243-З № 493-III «О профилактике правонарушений в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Закон регулирует отношения по профилактике правонарушений в Республике Саха (Якутия). К субъектам профилактики, на которых возлагается обязанность по принятию соответствующих мер, отнесены государственные органы, органы местного самоуправления, органы общественной самодеятельности населения, комиссии по делам несовершеннолетних, органы управления и учреждения социальной защиты населения, органы управления образованием и образовательные учреждения, органы по делам молодежи, органы управления и учреждения культуры, спорта и туризма, органы управления и учреждения здравоохранения, органы службы занятости населения, центры профилактики правонарушений, граждане. Профилактическое воздействие осуществляется в форме правового воспитания и обучения, профилактической беседы. Также профилактическое воздействие может осуществляться в форме воспитательного воздействия, пресечения антиобщественного поведения, устранения условий, способствующих совершению правонарушений, проведение проверки по месту жительства (работы, учебы), социальной адаптации лиц, указанных в законе. В целях финансирования деятельности по профилактике правонарушений закон предлагает возможность создания некоммерческих организаций – фондов содействия профилактике правонарушений. Для координации работы по профилактике правонарушений Правительством Республики Саха (Якутия) должен быть создан рабочий орган;

- Закон Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2005 года «О добровольных народных дружинах по охране общественного порядка в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). В законе добровольные народные дружины определяются как общественные формирования граждан по месту жительства (работы, учебы) на части территории муниципального образования, созданные по решению органов местного самоуправления, руководителя организации, учреждения или граждан для оказания содействия в обеспечении общественного порядка. Общее руководство деятельностью добровольных дружин возлагается на Совет добровольных народных дружин по охране общественного порядка Республики Саха (Якутия) под руководством заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия). В законе определены обязанности, права и ответственность добровольных народных дружинников, гарантии защиты их деятельности, меры поощрения и взыскания. Финансирование дружинников может осуществляться за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), целевых бюджетных фондов, бюджетов муниципальных образований и иных средств;

- Закон Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 2005 года 293-З № 591-III «О добровольной пожарной охране в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия)). Закон определяет правовые, экономические и социальные нормы деятельности добровольной пожарной охраны в Республике Саха (Якутия) как одной из форм участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Вводится муниципальная добровольная пожарная охрана, создаваемая и ликвидируемая по решению главы органа местного самоуправления и объектовая добровольная пожарная охрана, создаваемая и ликвидируемая по решению руководителя предприятия. Охрана может быть создана в виде добровольных пожарных дружин или добровольных пожарных команд, которые в свою очередь подразделяются на разряды. В законе определяются права и обязанности добровольных пожарных, гарантии и льготы, ответственность.

 

На 25 (очередном) пленарном заседании, состоявшемся 13 июля 2005 года, принят Закон Республики Саха (Якутия) «О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) с общественными объединениями» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Закон определяет правовые и организационные основы, принципы и формы взаимодействия органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления и общественных объединений.

Дата последнего изменения: 12 мая 2011, 21:25
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице