22 мая 2022 года, 19:50 (UTC+9:00) t в Якутске: 8 (21:00)

Оксана Винокурова: Ил Тумэн обеспечивает и укрепляет законодательство в области языковой политики

Национально-языковые проблемы являются ядром комплекса социальных, экономических, культурных и даже политических проблем, поскольку язык является неотъемлемой составляющей феномена любого этноса.
 
Доказано, что развитие социальных функций языка в условиях равноправия языков зависит от количества его носителей, от компактности или некомпактности расселения людей той или иной национальности и других этнолингвистических факторов.
 
Языковая ситуация в Республике Саха (Якутия) характеризуется поликомпонентностью и активным контактным типом двуязычия. Параметры, определяющие условия функционирования языков в РС (Я), характеризуются наличием разнонационального населения, компактностью расселения по республике якутов и меньшей компактностью расселения по Якутии представителей малочисленных народов Севера. Русские, в основном, проживают в городах и промышленных районах – Мирнинском, Ленском, Нерюнгринском, Алданском, Олекминском, Ленском. В остальной части административно-территориальных образований республики, в основном, проживают представители титульной нации – якуты. А в северных районах преимущественно компактно проживают представители малочисленных народов севера.
 
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) как законодательный орган государственной власти в достаточной степени обеспечивает и укрепляет региональное законодательство в области языковой политики, создав эффективную законодательную базу.
 
Общие вопросы языковой политики регулируются Конституциями Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), законами Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» и Республики Саха (Якутия) «О языках в Республике Саха (Якутия)», законами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) «Об образовании» и нормативными документами Правительства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
 
К примеру, в статье 46 Конституции Республики Саха (Якутия) зафиксировано, что «Государственными языками Республики Саха (Якутия) являются язык Саха и русский язык. Языки народов Севера республики являются официальными в местах их компактного проживания».
 
В октябре 1992 года был принят Закон Республики Саха (Якутия) «О языках в Республике Саха (Якутия)». Закон установил сбалансированное соотношение функционирования двух государственных языков – якутского и русского и официальных – языков народов Севера. С точки зрения соблюдения основ языковой политики функционирование языков коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) законодательно закреплено в соответствии с международными нормами, согласно их правовому статусу официальных языков, как языков «государственного управления, законодательства, судопроизводства». Закон Республики Саха (Якутия) «О языках в Республике Саха (Якутия)» призван стать основой для языковой политики, но, к сожалению, в последнее время в этот закон не вносятся изменения. А между тем, современные реалии требуют законодательного закрепления новых подходов в регулировании языковой политики, особенно языков коренных малочисленных народов севера.
 
Также в республике был принят закон «О перечне коренных малочисленных народов Севера и местностей (территорий) их компактного проживания в Республике Саха (Якутия)», который признал коренными малочисленными народами Севера долган, эвенов, эвенков, чукчей и юкагиров. Статья 3 данного закона признает местами их компактного проживания 80 поселений, а ч. 2 статьи 4 устанавливает, что «средства на экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера по федеральной и республиканской программам направляются в адресном порядке исключительно в местности (территории) компактного проживания этих народов». Выполняется ли Закон в части защиты прав языков коренных малочисленных народов Севера? Как Вы знаете, в Республике Саха (Якутия) с 2012 года действует программно-целевое финансирование, что закреплено в Законе Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2012 год». Целевые Программы разработаны до 2016 года с базовым и интенсивным прогнозом исполнения. Каждая программа имеет свои индикаторы. Одним из индикаторов в языковой политике является знание языков коренных малочисленных народов Севера, расширение социальных функций родных языков коренных малочисленных народов Севера  Республики Саха  (Якутия). Например, в местах компактного проживания КМНС в качестве официального языка должен применяться язык коренных малочисленных народов Севера. Но, к сожалению, в реалии  эта норма не выполняется, не налажены механизмы реализации данного закона, в том числе и при создании так называемого «электронного Правительства».
 
В Республике Саха (Якутия) действует еще один закон – Закон Республики Саха  (Якутия) «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)», определивший статус кочевых школ, виды их государственной поддержки. К примеру, ч.3 ст.9 этого закона обязывает Министерство образования Республики Саха (Якутия) разрабатывать и издавать учебники, методические пособия, однако, закон не конкретизирует обязательное изучение родного языка.
 
В ноябре 2010 году в Якутске состоялось выездное заседание Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов «Об использовании современных информационных и образовательных технологий для сохранения и развития языков, культуры и духовности народов Севера (на примере Республики Саха (Якутия)», на котором было утверждено Решение. В данном Решении органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока было рекомендовано «разработать региональные целевые программы по защите прав коренных малочисленных народов, в рамках которых предусмотреть решение проблем развития их культуры, языка, литературы и традиционного образа жизни». А также «рассмотреть вопросы внедрения опыта работы органов государственной власти по использованию современных информационных и образовательных технологий для сохранения и развития языков, культуры и духовности народов Севера».
 
Таким образом, существующая законодательная база не в полной мере реализуется в жизнь, особенно в части изучения, использования и развития языков коренных малочисленных народов Севера. В местах компактного проживания КМНС у детей и молодежи не наблюдается устойчивой и глубокой мотивации к изучению родного языка. Для сравнения, приведу такой пример,  в некоторых профессиональных учебных заведениях студенты охотно изучают китайский язык, мотивация отличная. В чем причины этого явления? Надеюсь, данное мероприятие позволит найти ответы на те или иные вопросы обсуждаемой нами проблемы.
 
Оксана Винокурова, постоянный секретарь Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

 
Выступление на переговорной площадке "Нормативно-правовое обеспечение языковой политики в РС (Я)" в рамках республиканской НПК "Языковая политика в РС (Я): опыт и перспективы", посвящённой 10-летию Совета по языковой политике при Президенте РС (Я)
17-18 октября 2012 года

Опубликовано: 26 октября, 2012 - 08:41
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице