Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Выступление народного депутата Якутии О.А. Винокуровой на XI (очередном) пленарном заседании Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
7 мая 2024 года, 11:15 (UTC+9:00) t в Якутске: 12 (09:00)

Выступление народного депутата Якутии О.А. Винокуровой на XI (очередном) пленарном заседании Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

Уважаемый Вячеслав Анатольевич!

Уважаемый Виталий Николаевич!

Уважаемые народные депутаты, приглашенные!

`

Исторически сложилось так, что сегодня в законодательном органе власти республики депутатская фракция политической партии «Единая Россия» составляет конституционное большинство. Мы полностью осознаем, что от нашего решения зависит судьба республики и его жителей. Это обстоятельство отнюдь не преимущество, а серьезное для нас испытание на зрелость, на способность нашей фракции принять адекватное современным вызовам общества решения.

Каждый из нас понимает роль нашей Конституции в защите республики от дезинтеграционных процессов в период распада советской державы, она смогла консолидировать народы республики, вселила уверенность и определила роль и место республики в федеративном пространстве.

Мы знаем, что впервые Конституция Российской Федерации 1993 года ввела новое понятие «основы конституционного строя», вместо понятия «основы общественного строя». Если прежнее состояло из трех элементов: политической, экономической и социальной систем, то новое имеет значительные отличия.

Важным элементом основ конституционного строя является федерализм, опирающийся на принципы верховенства Конституции РФ и Федеральных законов на всей территории, закрепляющий распространение суверенитета на всю территорию РФ.

В буквальном смысле «суверенитет» означает то свойство власти, в силу которого она является высшей, верховной властью в обществе, в связи с этим сохранение понятия «суверенитет» в основном региональном законе противоречит принципу верховенства Конституции РФ и ФЗ.

При существующих, казалось бы, явных основаниях для приведения норм основного закона республики в соответствие с федеральным, присутствует другой аспект, который нельзя не учитывать.

Исторически сложившееся культурное многообразие народов и базирующееся на нем этническое самосознание никакими административными, политическими принципами очертить и ограничить невозможно. Это сложный социальный феномен, своего рода постоянный внутренний плебисцит, индивидуальный выбор на лояльность и принадлежность к той или иной культуре или к нескольким культурам сразу. Это тонкий и деликатный процесс, который иногда используется в политике представителями региональных элит, причем тем эффективнее, чем острее протекают кризисные явления. Тем не менее, надо отметить, что и этот фактор учитывался при разработке проекта Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) РС (Я)». Мы понимаем, что компромисс между отдельными представителями национальной элиты – одно из условий внутренней консолидации, ведь в современном понимании народ – это единое социо-культурное целое, а не совокупность социальных сословий.

Как представитель партии, взявшей на себя ответственность за судьбу страны, могу с уверенностью сказать, что в современной России нет оснований опасаться за будущее нашей республики. У нас есть опыт демократических перемен, который мы называли планом Путина, а ныне «Стратегией 2020» и он вполне совместим с желанием жителей республики улучшить качество жизни. Все мы помним опасную дезинтеграцию государственных институтов, системный экономический кризис 90-х, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, это было время, когда люди перестали верить в государство. Сегодня совершенно другие перспективы, уже реальность - повышение доверия граждан к государству и это несмотря на мировой экономический кризис, когда не во всех государствах выполняются социальные обязательства, а у нас в России интенсивно реализуются даже долгосрочные перспективные планы. Укрепляется не только единое правовое поле, но и единое экономическое пространство, свидетельством тому стратегические планы республики, являющиеся составной частью Стратегии развития России до 2020 г. А интеграция всех уровней власти, бюджетных ресурсов, разделение полномочий - все это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи, это инвестиции в человека, а значит в будущее.

Завершая свое выступление, процитирую из исторической стенограммы совместного заседания Палат ГС (ИТ) РС (Я) от 16 июля 2001 г., где в ст.1 была внесена поправка к понятию «государственный суверенитет», в частности, из выступления Ларионова Егора Михайловича – народного депутата 2 созыва, (зам. председателя постоянной комиссии Палаты Республики по законодательству, вопросам местных представительных органов, органов управления и кадровой политике, председателя Контрольного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн):

«По статьям 1 и 5 (я еще раз подтверждаю, это чисто юридический вопрос) решение Конституционного Суда РФ мы должны выполнить… В преамбуле мы оставили слова благодарности о нашем политическом документе, о Декларации о государственном суверенитете…преамбула-это желание нашей республики защищать интересы нашего многонационального народа».

Таким образом, Конституционная инициатива Президента РС (Я) и Председателя ГС (ИТ) РС (Я) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) РС (Я)» носит эволюционный характер и конкретизирует базовые принципы суверенитета республики и ее следует поддержать. Спасибо.

Дата последнего изменения: 12 декабря 2018, 15:01
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице