Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

В Ил Тумэне обсудили меры по обеспечению прав коренных малочисленных народов Севера республики на образование территорий традиционного природопользования | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
2 мая 2024 года, 15:14 (UTC+9:00) t в Якутске: 4 (09:00)

В Ил Тумэне обсудили меры по обеспечению прав коренных малочисленных народов Севера республики на образование территорий традиционного природопользования

19 марта 2013 года в Государственном Собрании (Ил Тумэн) состоялись Парламентские слушания на тему «О мерах по обеспечению прав коренных малочисленных народов Севера на образование территорий традиционного природопользования в Республике Саха (Якутия)». Модератором мероприятия выступил председатель постоянного комитета Ил Тумэна по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера Виктор Губарев.
 
В мероприятии приняли участие народные депутаты Республики Саха (Якутия) Андрей Кривошапкин, Дмитрий Горохов, Елена Голомарёва, руководители и ответственные работники министерств и ведомств, представители ассоциаций, общин коренных малочисленных народов Севера.
 
Заместитель председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Андрей Кривошапкин подчеркнул, что в сфере обеспечения прав коренных малочисленных народов Севера республики в части образования территорий традиционного природопользования создана нормативно-правовая база и на федеральном, и на региональном уровнях, но эти законы «в полной мере не работают, возникает много вопросов», чем и вызвано проведение парламентских слушаний.
 
Председатель постоянного комитета Ил Тумэна по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера Виктор Губарев также подчеркнул актуальность проведения слушаний: «В Якутии свою деятельность ведут 217 оленеводческих бригад, 500 охотугодий, и нужна их правовая защита».
 
С основным докладом на тему «О мерах по обеспечению прав коренных малочисленных народов Севера на образование территорий традиционного природопользования в Республике Саха (Якутия)» выступила первый заместитель руководителя Департамента по делам народов Республики Саха (Якутия) Лена Иванова. Она отметила, что окружающая среда для коренных малочисленных народов является не просто ресурсом традиционного жизнеобеспечения, а средой их обитания, их жизни в исторически сложившемся ареале. Концепцией Международной организации труда «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» мировоззрение коренных народов должно обязательно учитываться при разработке и принятии решений социально-экономического развития территории их проживания.
 
На сегодняшний день в России создана достаточная правовая база для образования территорий традиционного природопользования: Федеральный закон №49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», Закон республики «О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», Постановление правительства Якутии №267 от 22 июня 2006 года «Об утверждении Положения о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)».
 
Федеральным законом продекларировано право коренных народов на традиционный образ жизни и на традиционное природопользование ресурсами земель их исконного проживания, однако, как отметила Лена Иванова, за годы его действия в России не создано ни одной территории традиционного пользования (ТТП) федерального значения. ТТП регионального значения «Попигай» создано в Таймырском (Долгано-ненецком) автономном округе Красноярского края.
 
С 1995 года действует №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которому действуют следующие особо охраняемые природные территории: государственные природные заповедники, национальные, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. В этом перечне нет такой категории «территория традиционного природопользования». Лена Степановна обратила внимание присутствующих на правовую коллизию: «С одной стороны, ТТП – это особо охраняемые природные территории, а с другой стороны, их нет в перечне категорий особо охраняемых природных территорий». А в республиканском законодательстве этот пробел устранен, так как согласно закону «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)» территории традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Якутии выделены как особая категория.
 
Также многие положения действующего федерального закона о территориях традиционного природопользования не являются нормами прямого действия. Для их реализации статьей 11 закона предусмотрены разработка и утверждение положений, регламентирующих правовой режим образования и использования ТТП. «На сегодняшний день российским правительством такое положение не разработано и не утверждено, что вызывает нормативно-правовой вакуум практической реализации закона», - подчеркнула Лена Иванова.
 
В Республике Саха (Якутия)  приняты и действуют около 20 законов, направленных на защиту прав коренных народов Севера. Лена Степановна подчеркнула, что в соответствии с законом «О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» в республике нужно создавать не просто территории традиционного природопользования, а территории традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности.
 
Далее докладчик остановилась на поэтапном пути образования территорий традиционного природопользования: подготовке и подаче обращения о создании ТТП, рассмотрение и согласование обращения, подготовка и принятие решения об образовании ТТП, создание территории традиционного природопользования в соответствии с принятым решением. При этом создание ТТП не означает владение этой территорией, не гарантирует права коренных народов на бессрочное владение, так как территории традиционного природопользования – вид особо охраняемых территорий, относящихся к общенациональной собственности.
 
В Якутии, по словам докладчика, с 2006 года большую работу по созданию ТТП местного значения провел глава Беллетского наслега Алданского района Дмитрий Марфусалов, а также глава Тяньского национального наслега Олекминского района Арсентий Николаев. В Оленекском улусе принято решение районного собрания депутатов о создании территории традиционного природопользования в улусе.
 
По информации заместителя министра охраны природы республики Якова Сивцева, особо охраняемые природные территории Якутии занимают площадь 908 тыс. км. или 29,4% от всей ее территории: «Это 3 особо охраняемые природные территории федерального значения, 125 республиканского (в т.ч. 74 ресурсных резервата, 6 природных парков, 1 природный заказник, 26 уникальных озёр, 17 памятников природы и 1 охраняемый ландшафт) и 83 местного значения (39 ресурсных резерватов, 16 зон покоя и другие). Принятое в других регионах РФ заповедование территорий оказалось неприемлемым в Якутии при наличии в республике более 200 кочевых родовых общин коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни. «Поэтому мы пошли путем разработки новых форм особо охраняемых природных территорий, учитывающих необходимость сохранения среды обитания этих народов, их социального статуса и менталитета», - отметил Яков Сивцев. Так, в законе республики от 1 марта 2011 года «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия) (новая редакция)» предусмотрено образование территорий традиционного природопользования, традиционной хозяйственной деятельности и традиционного образа жизни. Также 29 декабря 2012 года вышло Постановление правительства республики №613 «Об утверждении Порядка образования особо охраняемых природных территорий Республики Саха (Якутия) республиканского и местного значения», которым упорядочивается последовательность действий, перечень мероприятий при организации ООПТ. При этом, инициаторами их образования могут быть как органы исполнительной власти и местного самоуправления, так и общественные организации и граждане. Также докладчик назвал некоторые проблемы, возникающие при создании особо охраняемых природных территорий: отсутствие в республике кадастра территорий проживания коренных малочисленных народов Севера, недостаточная отработанность механизмов образования территорий традиционного природопользования, проведение эколого-биологического обоснования образования ТТП.
 
Заместитель министра сельского хозяйства и продовольственной политики республики Иван Павлов также остановился на проблемах. Так, по причине промышленного освоения земель оленеводам приходится менять маршруты пастбищ, что отрицательно сказывается на количестве оленей. Оленеводы на законных основаниях на своих землях не могут построить ни баз, ни коралей для своих оленей. Очень много проблем возникает и в ношении огнестрельного оружия.
 
Далее присутствующие задавали вопросы докладчикам. Представитель родовой общины «Са5ах» из Эвено-Бытантайского улуса задала вопрос, который волнует многих оленеводов – регистрация земель общины. Как объяснил заместитель министра имущественных и земельных отношений республики Виктор Афанасьев, нужно поставить земли на кадастровый учёт, а общины должны пройти перерегистрацию. В данное время, многие из них зарегистрированы как СХПК. В недавнем прошлом обеспечение прав коренных малочисленных народов Севера на использование и охрану земель нередко сводилось к предоставлению им права пожизненного наследуемого владения. Земельный кодекс Российской Федерации требует, чтобы права коренных малочисленных народов Севера на использование и охрану земель обеспечивались посредством установления особого правового режима использования и охраны определенных земель. Законы природоресурсного блока (Земельный, Водный, Лесной кодексы, законы) также предусматривают возможность установления особого правового режима охраны и использования земельных участков, водо- и лесопользования в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Однако положения данных законов невозможно реализовать на практике по причине отсутствия Перечня территорий традиционного природопользования этих народов с чётко определенными границами.
Глава Беллетского наслега Алданского района Дмитрий Марфусалов поделился положительным опытом по созданию территории традиционного природопользования: «Мы сначала провели анализ законодательства. Отсутствие ограничений не значит запрещение, поэтому надо идти до конца». Также глава поблагодарил народных депутатов республики IV  созыва за принятие очень нужного закона «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)». Благодаря действующему закону и созданию в наслеге территории традиционного природопользования «мы на равных ведем диалог с крупными промышленными предприятиями, работающими на наших землях», - подчеркнул Дмитрий Марфусалов.
 
Оленевод Роман Туприн из Анабарского улуса пожаловался на деятельность промышленных предприятий в районе: «Геологи работали в районе в 40-х, затем в 80-х годах. Их мусор лежит в тундре до сих пор. Сейчас они к нам вернулись, оленей пасти негде. От их деятельности мы пьём плохую воду. Также у нас в стаде нет ни одного табельного оружия. По новым законам нам надо приезжать в Якутск за разрешительными документами, проходить здесь медосмотр».
 
Еремей Садовников из родовой общины из Момского улуса выразил общую боль всех коренных народов: «На этих землях жили наши предки, они передали её мне. Я должен оставить земли предков своим детям. Как я буду им в глаза смотреть?»
 
Макар Курилов из Нижнеколымского улуса попросил помощи в организации территорий  традиционного природопользования: «Мы хотим работать, но не знаем с какого бока подходить».
 
Народный депутат Республики Саха (Якутия) Елена Голомарева выступила с предложением разработать маршрутную карту с подробной информацией-памяткой о создании территорий  традиционного природопользования.
Также участники Парламентских слушаний обсудили проблемы взаимоотношений хозяйствующих субъектов, занимающихся освоением природных ресурсов, с коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока: выделение и юридическое оформление территорий традиционного природопользования, разработка порядка возмещения ущерба и компенсационных мероприятий, регламентация поведения персонала добывающих компаний в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.
 
Итоговым документом парламентских слушаний стали Рекомендации. Так, Правительству Якутии рекомендовано определить и назначить единого уполномоченного органа республики по вопросам образования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов севера, обеспечить исполнение Положения о территориях традиционного природопользования коренных народов,  разработать и утвердить административный регламент по предоставлению территорий традиционного природопользования КМНС. Также предлагается разработать и внести на рассмотрение проект распоряжения правительства республики «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года №631-р в части изменения по Перечню мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия) Российской Федерации» (в части исключения слова «село»).
 
Главам муниципальных образований арктических улусов и поселений мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера рекомендовано принять меры по исполнению пп.2.3 Положения о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера республики.
 
Пресс-служба Ил Тумэна
 
Опубликовано: 19 марта, 2013 - 17:23
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице