Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Эксперты по вопросам КМНС Якутии: Проект ФАДН по правилам возмещения убытков требует доработки | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
6 мая 2024 года, 14:34 (UTC+9:00) t в Якутске: 8 (09:00)

Эксперты по вопросам КМНС Якутии: Проект ФАДН по правилам возмещения убытков требует доработки

В парламенте Якутии 4 февраля 2019 года состоялось заседание экспертной группы постоянного комитета Ил Тумэна по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики по проекту Федерального агентства по делам национальностей «Правила возмещения убытков коренным малочисленным народам Российской Федерации, их объединениям, в результате нанесения ущерба исконной среде обитания».
 
Заседание провела председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева.
 
Она сообщила, что Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) направило всем субъектам РФ письмо о разработке Правил возмещения убытков и Методические рекомендации к ним, подготовленные к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 8 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» ко второму чтению.
 
На основании данного письма Академией наук Республики Саха (Якутия) было сделано заключение к проекту Правил и Методических рекомендаций, выявившее ряд недостатков.
 
В частности, не определяются случаи применения и адресность пользователей Методических рекомендаций, не предусматривается систематизация и унификация требований, предъявляемых к составу, содержанию и полноте исходных данных для исчисления размера убытков. Отсутствуют рационализация расчетного механизма и учет особенностей случаев, когда причиненные убытки подлежат возмещению.
 
Методика также не учитывает особенности основных видов традиционной хозяйственной деятельности - таких, как оленеводство, промысловая охота, рыболовство, собирательство, и стрессовое воздействие промышленных объектов – источников беспокойства – на природные комплексы при исчислении размера убытков малочисленных народов.
 
В заседании экспертной группы постоянного комитета Ил Тумэна по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики приняли участие заместитель председателя  Госсобрания (Ил Тумэн) Виктор Губарев, заместитель министра имущественных и земельных отношений Нюргустана Пахомова, Уполномоченный по правам КМНС в РС(Я) Константин Роббек, председатель Совета старейшин Ассоциации КМНС РС(Я) Августа Марфусалова, ведущий научный сотрудник Академии наук РС(Я) Мария Павлова, д.э.н., профессор-исследователь СВФУ Туйара Гаврильева, завкафедрой инновационного менеджмента ВШИМ, к.э.н. Виталий Алексеев, главный специалист отдела по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия) Валерия Иванова и другие.
 
Члены экспертной группы поддержали замечания и предложения Академии наук республики, которые, на их взгляд, являются наиболее объективными и обоснованными.
 
Доктор экономических наук, профессор-исследователь СВФУ Туйара Гаврильева отметила, что к данной формуле у коллектива исследователей федерального университета, выполняющих проект Российского фонда фундаментальных исследований № 17-02-00619 «Сравнительный анализ источников формирования доходов и проблема бедности в традиционных общинах северных регионов России, США и Канады», имеется много вопросов. Они были представлены в соответствующей аналитической записке.
 
«Коэффициенты не обоснованы в зависимости от численности, видов традиционной хозяйственной деятельности. Если в формуле брать за общий показатель площадь всех 64 поселений РС (Я), относимых к КМНС – а это 55,2 % территорий республики, и площадь воздействия, то в результате их соотношения получится почти нулевая цифра. Поскольку наличие в знаменателе дроби столь большой площади приведет к тому, что значение первого слагаемого в формуле по расчету ущерба будет стремиться к нулю. Таким образом, останется только вторая часть формулы по компенсации за снос построек. А стоимость построек в отдаленных местах колеблется от 50 до 100 тыс. рублей», - приводит один из аргументов она.
 
«Методические рекомендации, утвержденные приказом Минрегиона в 2009 году, действуют уже десять лет и разработаны на основе рентного подхода земель сельскохозяйственного назначения. Есть еще два подхода: затратный, когда нужно рассчитать все убытки, которые несут представители КМНС, и сравнительный. Считаю, что нужно пересмотреть их. Вопрос необходимо изучать дальше», - говорит ученый.
 
«Правилами идет установление круга лиц, которые должны получить финансовые средства от возмещения ущерба. Во втором пункте документа указывается, что соглашения о временном занятии земельного участка в границах мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ заключаются с собственниками земельного участка, но ни одной родовой общины, являющейся собственником земельного участка на территории республики нет. Во-вторых, требуются лицензии и иные виды документов, подтверждающие осуществление хозяйственной деятельности в границах мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Здесь делается сноска на Распоряжение Правительства РФ от 08.05.2009 № 631 «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера», в котором данные границы ограничиваются территориями населенных пунктов. А как мы знаем, все лицензии на добычу полезных ресурсов заключаются на земли, расположенные за территориями населенных пунктов. Поэтому очень внимательно нужно подойти к этому вопросу. Если Правила будут приняты в таком виде, представители КМНС Якутии не получат возмещения убытков от деятельности организаций», - считает Нюргустана Пахомова.
 
«Что такое базовый уровень компенсации? Как высчитать общую площадь? Путем простых подсчетов получается минус. Сумма компенсации получается не больше ста тысяч, поэтому методику надо пересмотреть», - соглашается другой эксперт – Константин Роббек. «Все подсчеты надо обосновывать не только теоретическим, но и практическим путем, исходя из сумм нанесенного ущерба».
 
«Субъектам РФ надо дать возможность утверждать формулировки, исходя из своих региональных особенностей, определять региональные нормативы и расширять виды традиционной хоздеятельности», - отметила председатель Совета старейшин Ассоциации КМНС республики Августа Марфусалова.
 
«Полностью согласен с утверждением, что оценка ущерба невозможна без участия еще одной стороны – муниципальных органов власти, тем более что многие муниципалитеты в Республике Саха (Якутия) обладают национальным статусом. Отмечу, что, действительно, многие показатели взяты произвольно и не основаны на научных методиках. Например, в п. 1.3 рекомендаций вызывают вопросы метрики повышающих коэффициентов. Почему в случае негативного воздействия на границах мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных РФ от 10 до 30 человек повышающий коэффициент m равен 1,10? Почему число населения, проживающих на территории негативного воздействия не начинается с 5 человек? На основании какой метрики указаны пределы численности проживающих представителей коренных малочисленных народов Севера на исконных территориях расселения?» - не соглашается с некоторыми пунктами проекта Виталий Алексеев, завкафедрой инновационного менеджмента ВШИМ, к.э.н.
 
В частности, участники заседания экспертной группы подчеркнули, что проект Методических рекомендаций, на основании которого Правительством РФ устанавливаются «Правила возмещения убытков» не определяет описание методов и способов исчисления их размера.  Также не учтены этапы реализации деятельности и сроки полного восстановления после возмещения компенсации за ущерб.
 
Вторым пунктом повестки был рассмотрен вопрос гарантий коренных малочисленных народов на безвозмездное пользование землями. Заместитель министра имущественных и земельных отношений Нюргустана Пахомова сообщила, что ведомство изучив данный вопрос разработало ряд предложений. В частности, замминистра отметила, что ключевым моментом толкования понятия общин КМНС РФ является их признание некоммерческими организациями. И если внести общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, решатся многие вопросы по их организационно-правовой форме.
 
«Итоги нашего анализа выявили очень много общин, которые имеют две организационно-правовые формы: коммерческой и некоммерческой. Общины регистрируются в виде коммерческих организаций для того, чтобы получить субсидию, гранты и другие виды господдержки. А при наличии некоммерческой формы сохраняется возможность получения земли в безвозмездное пользование. Поэтому необходимо внести изменения в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» об определении родовых общин как вида сельхозтоваропроизводителей. Тем более рыболовство и оленеводство, которыми занимаются общины, в самом законе как вид сельскохозяйственной деятельности указаны. В случае данного изменения многие вопросы по двойной организационно-правовой форме будут исключены», - говорит она.
 
Подводя итоги заседания, председатель постоянного комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева подчеркнула важность обсуждаемых тем. Она отметила, что парламент Якутии имеет богатый практический опыт по вопросам КМНС и остальные субъекты страны внимательно следят за этой работой: «На нас ложится большая ответственность при принятии решений». Председатель постоянного комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики также напомнила, что ФАДН торопит со сроками по первому вопросу, и решения необходимо принимать в кратчайшие сроки.  
 
Пресс-служба Ил Тумэна
 
 

Опубликовано: 5 февраля, 2019 - 18:18
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице