Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Елена Голомарева: Законопроект о господдержке предпринимательства в Арктической зоне РФ требует серьезной доработки | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
6 мая 2024 года, 14:20 (UTC+9:00) t в Якутске: 8 (09:00)

Елена Голомарева: Законопроект о господдержке предпринимательства в Арктической зоне РФ требует серьезной доработки

Проект нового федерального закона «О государственной поддержке предпринимательства в Арктической зоне Российской Федерации» требует серьезных изменений, дополнений и доработки, убеждена народный депутат Якутии Елена Голомарева.

 

В ходе заседания Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации, которое прошло 14 июня в Якутске, председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) Якутии по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики заявила, что законопроект «не видит ни жителей субъектов федерации, ни коренных малочисленных народов Севера».

 

«Мы не против поддержки предпринимательства в рамках федерального и регионального законодательства. Но в данном законопроекте мы увидели совершенно новый вид управления, который регулирует отношения без ведома руководства регионов. Про муниципальные образования – ни слова», - сказала Елена Голомарева.

 

Никаких мер по охране территорий традиционного природопользования и гарантий прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ для ведения ими традиционного природопользования и традиционного образа жизни законопроект не предусматривает.

 

Согласно пунктам 1 и 8 части 2 статьи 6 законопроекта, уполномоченный федеральный орган (Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики) будет осуществлять выдачу разрешений на строительство, ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства и реконструкции объектов инфраструктуры Арктической зоны, застройщиками которых являются резиденты Арктической зоны или управляющая компания. Он же будет принимать решения о резервировании земель и принудительном отчуждении (изъятии) земельных участков для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры Арктической зоны.

 

«При этом данные нормы законопроекта расходятся со статьей 13 федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», согласно которой пользование природными ресурсами, находящимися на ТТП, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим ТТП», - напомнила Елена Голомарева.

 

Земельные участки многих родовых общин КМНС расположено в границах земель лесного фонда и в силу статьи 8 Лесного кодекса РФ они признаются федеральной собственностью. Правовой режим лесного фонда не допускает возникновение частной собственности на землях лесного фонда, таким образом, исключается возможность переоформления родовыми общинами права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности.

 

«Большинство земельных участков используется родовыми общинами на правах постоянного (бессрочного) пользования или на правах пожизненно наследуемого владения, которые возникли у них до 25 октября 2001 года – до вступления в силу Земельного кодекса. В силу действующего законодательства эти права сохраняются», - отметила якутский парламентарий.

 

Кроме этого, по ее мнению, законопроектом не определено, будет ли соблюдаться процедура проведения этнологической экспертизы при реализации резидентом Арктической зоны РФ намечаемой хозяйственной и иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.

 

«В целях предупреждения возможных негативных последствий влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов на развитие этноса в результате деятельности резидентов Арктической зоны РФ, считаем необходимым определить обязанность проведения этнологической экспертизы», - заявила Елена Голомарева.

 

Согласно пункту 6 статьи 1 федерального закона № 82 «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», этнологическая экспертиза – это научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса.

 

«Якутия – единственный субъект Российской Федерации, где с 2010 года реализуется региональный закон «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» в целях защиты исконной среды обитания КМНС», - отметила народный депутат республики.

 

Выполняя условия лицензионного соглашения, компания-недропользователь так или иначе нарушает традиционный уклад жизни и права малочисленных народов, считает она.

 

«Закон обязывает недропользователей проводить этнологическую экспертизу до принятия решений о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов. В связи с чем у недропользователей возникают обязательства в части компенсации малочисленным народам ущерба от своей хозяйственной деятельности в местах их традиционного проживания», - подчеркнула Елена Голомарева.

 

По ее словам, на сегодняшний день размеры компенсаций рассчитываются, исходя из действующей Методики исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ.

 

«Отсутствие унифицированного расчета на компенсацию этого ущерба не позволяет недропользователям изначально планировать свои расходы на полную реализацию проекта. Кроме того, отсутствие окончательного унифицированного расчета влечет за собой субъективный подход договаривающихся сторон о размере компенсации. Что в свою очередь негативно сказывается как на качестве жизни малочисленных народов, так и на эффективности реализации проекта недропользователем», - сообщила парламентарий.

 

Чтобы избежать этих проблем, недропользователь, приобретая лицензию, должен знать все параметры и условия осуществления намечаемой деятельности и планировать свои расходы с учетом обязательств в части компенсации малочисленным народам ущерба, отметила она.

 

По мнению Голомаревой, закон о поддержке предпринимательства в Арктической зоне, должен предусматривать обязательное согласование строительства и размещения объектов резидентов с органами местного самоуправления и родовыми общинами.

 

«Также обязательно в законе должны быть прописаны проведение общественных слушаний при строительстве и размещении объектов, подписание соглашений с органами МСУ и родовыми общинами об участии в социально-экономическом развитии и компенсации убытков. В состав Госкомиссии по вопросам развития Арктики необходимо включить представителей органов МСУ, объединений коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», - подчеркнула якутский депутат.

 

Пресс-служба Ил Тумэна

Опубликовано: 14 июня, 2019 - 15:06
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице