Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Елена Зленко: Нужен базисный закон о развитии Арктической зоны РФ | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
6 мая 2024 года, 19:27 (UTC+9:00) t в Якутске: 10 (21:00)

Елена Зленко: Нужен базисный закон о развитии Арктической зоны РФ

Представитель от исполнительного органа государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Елена Зленко:

 

Мы работали по трем большим блокам. Первое мероприятие – федеральная площадка, где мы обсудили необходимые подходы к развитию законодательства, регулирующего Арктическую зону в целом и все входящие в нее субъекты. Рассмотрели проекты федеральных законов, которые внесены в Правительство РФ, связанные с развитием Арктической зоны Российской Федерации – законопроект «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ», который содержит предложения по преференциям и льготным режимам деятельности резидентов Арктической зоны, в том числе инвестиционной, поправки в Налоговый кодекс РФ, которые идут в пакете с данным законопроектом, а также предложения субъектов к законопроекту.

 

Законопроект «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне» внесен в правительство России и сегодня находится в стадии обсуждения, предложений. Совет Федерации – этот тот орган, который обладает правом законодательной инициативы и может вносить в установленном порядке предложения.

 

Во-первых, проект закона направлен на повышение инвестиционной привлекательности Арктической зоны. Безусловно, в Арктической зоне затраты бизнеса выше, чем в любых других территориях Российской Федерации, и это объективно связано с отличиями макрорегиона. Арктическая зона отличается чрезвычайно низкой плотностью населения, труднодоступными и удаленными населенными пунктами с ограниченными сроками навигации, куда строительные материалы, как правило, приходится завозить для реализации любых проектов. Экономика, как правило, моноспециалирована на промышленности – нефтегазовой, обрабатывающей. Арктическая зона – это 4,5 млн человек, проживающих здесь, и в соответствии с Конституцией РФ, для которых должны обеспечиваться достойные условия жизни, по уровню не ниже, чем в среднем по Российской Федерации, и есть такое поручение Президента России Владимира Путина.

 

Чтобы инвестор пришел в Арктическую зону, первое, что необходимо – понятная и внятная законодательная база. С учетом высоких издержек бизнеса необходимо льготное налогообложение, либо полное освобождение от налогов. Необходимым условием является легитимная и, как говорится, «понятная» власть, то есть власть, ориентированная на привлечение инвестиций и создающая условия, в том числе сокращающая административные барьеры. Так как сроки окупаемости проектов из-за их высокой стоимости также меняются, требуются специфические условия инвестирования – относительно «длинные и дешевые» деньги.

 

Законопроектом вводится понятие «резидента» Арктической зоны, освобождаются от налоговых выплат инвестиционные проекты свыше 100 млрд рублей.

 

Безусловно, важный момент связан с полномочиями субъектов. Доходная база бюджетов субъектов арктической зоны формируется во многом за счет налоговых доходов, существующих предприятий. И приращение налоговой базы – важная задача власти субъектов России. И имея в руках такой мощный регулятор, как налогообложение, создание налогового климата, связанного с понижением тех или иных ставок, совместно с Правительством РФ возможность варьировать эти налоговые ставки по инвестиционным соглашениям очень важна.

 

Следующее, и об этом много говорилось на заседании Совета по Арктике и Антарктике, и приводились данные, что более 3,5 тысяч малых и средних предприятий закрылось за последние годы в Арктической зоне. Важно создать условия для развития малого и среднего бизнеса, ориентированного на обслуживание крупной промышленности, которая здесь есть, на развитие сферы услуг для населения, которое здесь проживает, и, собственно говоря, создание условий для занятия бизнесом тех людей, которые здесь живут. В этой связи нужны новые подходы.

 

Министерство по развитию Дальнего Востока и делам Арктики, созданное как специализированный орган для комплексного решения проблем, предложило целый пакет мер, новых решений, «Арктический кейс», как я бы назвала. Это – льготная ипотека, субсидирование процентных ставок, государственно-частное партнерство, инфраструктурная ипотека и так далее – целый набор инструментов, которые уже наработаны в российском законодательстве и которые можно здесь применять, для того, чтобы инвестиции в макрорегион шли. Министерство также будет содействовать этим процессам, по крайней мере, заместитель министра Александр Крутиков очень четко и публично об этом заявил.

 

С другой стороны, помимо инвестиционной составляющей, речь шла о повышении качества жизни. Повышение качества жизни по тем показателям, которые сформулировало и предложило министерство, доведение их до средних по Российской Федерации – также задача субъектов, входящих в арктическую зону. Сейчас все субъекты разрабатывают соответствующие программы по повышению существующего уровня качества жизни. Было подчёркнуто, что важно не только обеспечить повышение качества образования, здравоохранения, культуры, иных услуг социальной сферы, но и обеспечить их доступность, особенно для жителей отдаленных населенных пунктов; обеспечить транспортную мобильность населения; разработать программы роста бюджетных расходов на повышение качеств жизни, состоящих из массы показателей.

 

Полагаю, что все вчера сошлись во мнениях, слушали разные позиции. Есть позиция, что достаточно будет откорректировать отраслевые законы, внести в них изменения, учет особенностей арктической зоны. Вместе с тем, в ходе жарких дебатов и обсуждений мы пришли к выводу, что нужен базисный закон, даже если он будет содержать терминологические и концептуальные положения, касающиеся границ Арктической зоны, особых режимов, которые здесь применяются, подходов к социальной сфере, особого отношения к населению, детям, людям предпенсионного и пенсионного возраста. Даже в такой конструкции он подчеркнёт особый статус этой зоны, и что к Арктике надо нетрадиционными способами и методами подходить.

 

Вчера мы обратили внимание на доклад Института мерзлотоведения СО РАН, и я хочу отметить работу республики в этом направлении. Вечная мерзлота – это необходимое условие для сохранения экологии и природы. Вечную мерзлоту нужно сохранить, что требует правильного строительства объектов и, сохраняя природу и поддерживая вечную мерзлоту в том состоянии, в котором она досталась от прошлых поколений. Отмечаю особое экологическое мышление, особый взгляд на природу Арктики, который сегодня присутствует у руководства республики. Опыт республики в развитии Арктической зоны очень важен и в продвижении и популяризации Арктической зоны, в развитии экотуризма, охране уникальных природных объектов, как, например, Ленские столбы.

 

Мне очень понравилось и, я полагаю, что мы договорились с председателем Госсобрания (Ил Тумэн) Петром Гоголевым на общение, взаимодействие, на координацию представительных органов местного самоуправления, на совместную работу по продвижению особого статуса Арктической зоны РФ.

 

Два остальных мероприятия были посвящены предметно и серьезно главным вопросам, которые сегодня волнуют население, руководство Республики Саха (Якутия). Состоялось совещание о ходе исполнения постановления Совета Федерации о господдержке социально-экономического развития Республики Саха, где обсуждались существующие проблемы Якутии, решение которых позволит существенно улучшить качество жизни населения.

 

Третье совещание было посвящено обсуждению новых подходов к переселению населения из аварийного жилищного фонда в Российской Федерации как раз на примере Якутии и предложений по механизмам их совершенствования.

 

В целом, стоят амбициозные, серьезные задачи и их решение не будет в одночасье. Это работа в том числе депутатов всех уровней – муниципальных, региональных, федеральных, сенаторов. Мы вчера все вместе думали над решением этих проблем на деле. Ярким примером результатов такой совместной работы было совершенствование деятельности Министерства строительства РФ, когда по Республике Саха (Якутия) и стоимость квадратного метра была увеличена до 70 рублей за кв. метр во втором квартале 2019 года и лимиты республики по программе переселения из аварийного жилья были увеличены. Вчера это было озвучено на заседании.

 

Продолжается работа правительства республики с Министерством транспорта по строительству Ленского моста. При всем том, что это огромный инвестиционный проект, были видны шаги, которые предпринимает Правительство Республики Саха (Якутия), чтобы этот объект состоялся. Я отметила также строительство онкодиспансера. Это – серьезные решения, которые вчера обсуждались, происходил мониторинг действий федеральных органов исполнительной власти в решении этих проблем.

 

Якутия предоставила нам вчера площадку для общения. Были представители федеральных органов исполнительной власти – министерств здравоохранения, строительства, энергетики, транспорта, были сенаторы и депутаты Госдумы. Хочу отметить работу Республики Саха (Якутия) в контексте взаимодействия со всеми органами власти, и Совет Федерации стал коммуникационной площадкой. Не просто ведь собрать всех чиновников, привезти в Якутию, заставить отчитаться, но вчера это удалось.

 

Пресс-служба Ил Тумэна

Опубликовано: 17 июня, 2019 - 09:17
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице